Сравнение системы здравоохранения России и западных стран часто получается неоднозначным. В нашей стране медицина бесплатная, но с массой нюансов. На Западе дороже и бездушнее, но многие считают, что она эффективнее.
Медицина в России
В России бесплатная медицина сохранилась после ряда оптимизаций в урезанном виде. И все же система работает. Спасибо, по большому счету, коммунистам, которые реально бились четверть века сначала с Чубайсом, потом с Кудриным, с их сподвижниками и сподвижницами, пытавшимися все здравоохранение перевести на платную основу.
Получился странный симбиоз: есть частные платные клиники с хорошим лечением, которые заламывают миллионы за сложные случаи, и есть государственные поликлиники и больницы, лечащие те же самые случаи для пациента бесплатно.
Уровень медиков — не оборудования — примерно одинаков. Причем в последнее время наблюдается даже минус у платной медицины. Молодые врачи идут в государственные клиники, чтобы там год-полтора посидеть «на приеме», а потом рвануть с нужными резюме в многообещающую частную практику. В итоге в платных клиниках мы уже имеем кучу молодых людей в белых халатах, которые лечат на уровне доктора Айболита, но за большие деньги.
К узким специалистам в государственные поликлиники и больницы — бесплатные — попасть весьма непросто (в связи с острой нехваткой таких специалистов). Но можно. Поблагодарим Мишустина с его идеей реализуемой цифровизации. Медленно, но верно она пробивает дорогу в жизнь. Это без подхалимажа.
Недавно другу немцу, выходцу из СССР, позвонил, и сказал, что могу с врачом из государственной клиники по дистанционке обсудить свою проблему: результаты анализов и у него, и у меня перед глазами, скачаны через приложение. Если сложный случай, доктор выпишет опять же по «цифре», направление на прием. Друг из Германии позавидовал. Он едет за 15 км на прием, сидит в очереди, чтобы врач за отведенные ему шесть минут поставил диагноз.
Многие дорогостоящие операции пациентам в России делают бесплатно, по полису ОМС. Причём, не в единичных случаях, а массово. Для понимания: операция по некоторым видам, например, онкологии и две недели пребывания в стационаре по протоколу (то есть нормативам пребывания), стоит от 600−700 тысяч рублей.
У кого-то в разы больше. Обладатели полиса ничего не платят. Даже если потом случилось осложнение, от которого, увы, никто не застрахован. В случае осложнения вас встретят, понятное дело, без улыбок, но дело свое врачи сделают гарантированно.
Но да, есть квоты на сложные операции. И в эти квоты еще нужно попасть. В этой связи часто возникает вопрос: а что мешает самой богатой по природным запасам стране в мире расширить рамки этих самых квот?
В 2025 году российский Минздрав, который долгие годы возглавляла сподвижница Кудрина Татьяна Голикова, планирует изменить правила предоставления медицинской помощи. Понятно, что в сторону урезания.
В частности, введут нормы на ряд дорогостоящих и высокотехнологичных операций. В целом будет снижаться средний норматив на объем бюджетной медпомощи. Другими словами, курс на продвижение платной медицины будут продавливать.
Сказывается нехватка средств в бюджете
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов отмечает несвоевременность проведения комиссий по жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам. Это отражается на сроках предоставления препаратов пациентам.
Кроме того, много жалоб поступает на нехватку медиков, особенно в небольших городах и селах. Дефицит кадров нарастает. Причем, как врачей, так и медперсонала.
Что касается конкретных примеров, когда была необходима серьезная операция, то жительница Челябинска, пенсионерка Алевтина К. рассказала «СП», что радиочастотную абляцию сердца (высокотехнологическая операция, хирургический катетерный метод лечения сердечных аритмий) ей провели через полгода после того, как назначили.
Вторую операцию пенсионерка ждала 4 месяца. У нее, надо сказать, еще удачно сложились обстоятельства.
По словам медиков, часто такие операции очередники ждут годами. Прооперированная пенсионерка не может сказать, что очень хорошо себя чувствует.
Зато кардиостимулятор ей поставили бесплатно и экстренно в федеральном кардиоцентре Челябинска. Все бы ничего, но посттравматический синдром ощущается.
Нередко в условиях России пациентам приходится платить за дорогие процедуры, которые по системе бесплатной медицины можно ждать очень долго. Например, магнито-резонансная томография (МРТ). Наличие полиса ОМС у гражданина России — не гарантия быстрого получения МРТ.
Растущее количество вариантов платного оказания услуг — свидетельство растущего спроса. В Екатеринбурге, например, в частной клинике МРТ сердца можно сделать по цене от 5250 рублей, а всего тела — от 16500 руб. В Москве за МРТ стопы «просят» 10 тысяч.
Медицина в США и Европе
А что же в далекой Америке, где, как мы знаем, за все нужно платить? Собеседница «СП», которая 20 лет назад уехала из Челябинска, рассказала, что ее отцу в американской больнице вставили стэнт в сердечную мышцу в 2015 году. Ждали эту операцию 50 минут. По существующему медицинскому протоколу США, если сердечный приступ не оперируется в течение 90 минут и пациент умирает, то родным погибшего оплачивается компенсация в размере нескольких миллионов долларов. Так что медики материально заинтересованы, чтобы их пациенты были живы.
Вышеупомянутая операция стэнтирования обошлась в $54 000. Сумма астрономическая с российской точки зрения. Да и для среднего американца это много — больше годовой зарплаты.
Но из семейного бюджета в данном случае было заплачено только $200. Хотя у пожилого пациента на тот момент, в 2015 году, не было никакой американской страховки. Как, спрашивается, такое возможно? Оказывается, Работает система соцподдержки.
После обращений семьи в разные инстанции штат Вашингтон оплатил $53800, то есть почти всю сумму — по страховке Medicaid. Она предназначена для людей, у кого нет денег.
В феврале 2024 года этому же пожилому человеку в США меняли плечевой сустав. Он упал и в результате оторвал две мышцы плеча. На сей раз пришлось подождать операцию две недели. Цена операции составила $50 000. В этом случае американской семье бывших россиян вовсе ничего не пришлось платить. Поскольку у 78-летнего человека уже была государственная страховка Medicare, введенная по инициативе президента Обамы. За это в том числе за него и голосовали.
Заметим, пожилой мужчина родом из Челябинска в США ни дня не работал. Тут работала на протяжении многих лет только его дочь.
Анастасия заметила в беседе с «СП»:
— По родителям вижу, как работает медицина в Америке. Они здоровее в свои 78 лет, чем были в 68, когда приехали сюда. Все операции проводят по рекомендации врача. Если во время обследования выясняется, что операция нужна, её назначат. Если несрочная, месяца три можно прождать. Если срочная, быстро делают.
По страховке семьи пояснила следующее:
— У нас страховка частная, через работодателя. Мы в месяц платим за неё долларов 400. Остальное покрывает работодатель. Но был момент, когда нам приходилось покупать страховку на четырёх человек из собственного кармана. Обходилось это в 2.000 долларов в месяц.
Но Америка большая, в разных штатах ситуация может отличаться. Например, в книге В.Познера «Одноэтажная Америка» сказано так: «Американская медицина справедливо считается одной из сильнейших в мире. Но сама система здравоохранения, вне всякого сомнения, является одной из худших. Любые попытки сделать лечение общедоступным, как, например, в Канаде, встречают отчаянное сопротивление Американской медицинской ассоциации».
В то же время знаменитый телеведущий отмечал очень высокий уровень квалификации американских медсестер, которые проходят длительное обучение.
Тот же Познер говорил про некоторые страны Европы: «В Германии, во Франции и в Англии есть «национальные службы здоровья», или, как у нас называется, «здравоохранение» — бесплатное для всех. Вы не можете не иметь страховки, закон запрещает это.
Медицинская страховка обязана быть у каждого человека с рождения и за это платится некоторый налог, но очень небольшой.
И надо сказать, мой опыт таков, что в Германии чрезвычайно высокий уровень медицинского обслуживания. Конечно, есть и платное, но никто вам не скажет, что платное лучше, чем бесплатное. Оно может быть быстрее, это да, но не лучше. То же самое и во Франции.
Выводы
Владимир Познер признает, что в России есть блестящие врачи. Однако система ухода за больным, особенно после проведения операции, в нашей стране намного слабее, чем на Западе:
«Иногда человек, так бывает, не выживает именно поэтому, а не потому, что сделали плохо операцию, а потому, что его не выходили как следует».
К слову, та же Америка — не рекордсмен по продолжительности жизни в мире. В 2022 году средняя продолжительность жизни в США составляла 80,59 года (лишь 46 место в мировом рейтинге).
Самая же высокая средняя продолжительность жизни в европейском карликовом государстве Монако (89,52 года). Далее следуют Сингапур (86,35), Макао (84,98), Япония (84,83), Сан-Марино (83,86).
В первой десятке есть, что интересно, другая североамериканская страна — Канада. Она на 6 месте (83,8), заметно опережая в рейтинге Штаты.
Из стран Европы (Монако не в счет) лучший показатель у Исландии (83,64, на 7 месте). Хорошие позиции также у Швейцарии, Швеции, Франции, Италии. Эти европейские страны находятся во втором десятке мирового рейтинга.
Россия, увы, занимает лишь 156 место (72,44).
Если отталкиваться от средней продолжительности жизни (а уровень здравоохранения играет здесь точно важную роль), похоже, нам стоит поучиться как у азиатских стран, так и у европейских и североамериканских.
Впрочем, даже не так: надо брать лучший опыт у тех и у других, и не гнаться тупо за пресловутыми ценностями «либеральной медицины».
К счастью, советская система здравоохранения нам много чего полезного оставила. Полезного — для людей.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал