Прошедший високосный 2024 год для многих стал особенно тяжелым. Челябинец Алексей Быстрай из числа тех, кому сильно досталось.
В апреле в конно-стрелковом клубе «Быстрай», что в пригородной зоне Челябинска, сгорело здание администрации (в нем также находилось кафе). От огня пострадали и коммуникации для подачи воды. Площадь пожара составила 120 квадратных метров. К счастью, не пострадали животные.
Ущерб оценили в весомые 5 млн руб. О причинах ЧП ходили разные версии. Сотрудники клуба предполагали, что виной всему скачки напряжения в электросети.
«Приехала лаборатория от МЧС, показали, что воспламенение началось со щитка, произошло короткое замыкание. В Сосновском районе постоянно перепады напряжения. У нас уже компьютеры, другая техника не раз горела. В ту ночь, по словам дежурного, свет моргнул, был скачок напряжения. Но не доказать же, что сети виноваты. Что планирую делать? Хочу получить гражданство Африки. Чтобы помощь тебе начали оказывать. У нас своим не оказывают. Африке миллиарды, в другие страны, а нам ничего», — нашел в себе силы горько пошутить по «горячим следам» владелец клуба Алексей Быстрай.
Клуб
Как утверждает Алексей Быстрай, современный конный спорт в Челябинской области начался с него. В одноименном клубе, впрочем, можно не только кататься на лошадях. Тут есть также хаски-центр. Кроме того, на этой же территории содержатся козы, гуси, утки, пони, ослик, павлин, кролики. Раньше и страусы были, да, видно, не выдержали уральского климата.
В «Быстрае» посетители не только с животными общаются. Желающие стреляют из ружья или арбалета. Что касается арбалета, кстати, там сноровка нужна, а то без пальцев останешься.
«По крупицам собирали формы активного отдыха», — размышляет предприниматель. Так появилась контактная ферма сельскохозяйственных животных, так возникла идея стрельбы по тарелочкам, идея других видов стрельбы, даже метания копья!
Но большим бизнесом этот клуб не назовешь. Ну нет тут огромного потока клиентов. И цены не загнешь. Клуб находится не в Челябинске, в 9 километрах за городом. Сюда надо еще доехать.
В общем, миллиардером Быстрай на своем клубе не стал. Но продолжает заниматься делом, которому отдал более 20 лет жизни. В беседе с «СП» пояснил, что просто не может иначе. Некоторые более состоятельные местные предприниматели такого непрактичного подхода откровенно не понимают…
Все эти 23 года у Алексея хватало разного рода проблем. Например, с теми же коммуникациями. От клуба до газовой трубы 100 метров. Но газ почему-то не давали провести 13 лет. Пришлось в котельной использовать опилки.
Что касается пожара, обычно в таких случаях спасает страховка. Увы, в «Быстрае» такой страховки не было. 20 лет же ничего подобного не случалось. А после тяжелейшего периода работы в ковидную эпидемию в клубе старались каждый рубль беречь. Эта тактика себя не оправдала, когда полыхнуло. Алексей признает, что был не прав, когда сэкономил на страховке.
Эпидемия
С эпидемией коронавируса 2020−2022 годов — отдельная история. Государство подкинуло проблем, запретив проведение массовых мероприятий и соответственно подкосив этим ряд предприятий, кто работал в сфере организации досуга.
«Кто раскачивает и без того еле живое предпринимательство и сельское хозяйство?! Ни воды, ни тепла, ни поесть, ни напиться! Кто увеличивает налог на землю в 1790 раз? И жаловаться некому!», — посетовал Быстрай на своей странице в соцсети тогда.
В такие цифры не верилось, конечно. Но предприниматель публично представил подписчикам расчеты, показал документы. В том году он всерьез думал про закрытие бизнеса. Ограничения же в условиях эпидемии были введены такие, что в самом деле ситуация смотрелась безвыходной. Особенно когда на твоей ответственности столько животных. Их кормить надо. А где деньги взять, если посещения клуба запрещены?
«Я сдулся. Помощи ждать больше неоткуда— как от добрых людей! Все что было, почти все съели! Табун лошадей— конный клуб! Страусиная ферма! Хаски центр! Домашняя ферма. Кролики, свинушки, павлины, гуси, фазаны, утки и гуси — очень много животных. Минимум надо 3 тыщи в день!», — признался в соцсети Быстрай.
Впору было приклеить ему ярлык «невезучий». И тут случилось чудо. О нем в той же соцсети предприниматель рассказал через несколько дней.
«Сижу около кофейни ЮурГУ. Подходит парень с сыном. «Вы Алексей? Я Саша. Слышал, вам нужна помощь!». И реально помог ведь деньгами.
Эти люди стали для «Быстрая» палочкой-выручалочкой. Сработал безнадежный, казалось, призыв о помощи в соцсети. Следом за первыми финансовыми помощниками потянулись другие. К ним добавились небогатые земляки. Стали помогать кто опять же деньгами, кто комбикормом, кто руки свои предложил. И клуб выстоял.
Однако, похоже, на роду Быстраю написано постоянно вылезать из проблем. Мало было ему эпидемии. Не прошло и двух лет после ее окончания, как пожар случился.
Восстановление
Когда нет большой «финансовой подушки», ущерб в 5 млн рублей в результате пожара выглядит как приговор. И в этот раз на помощь от государства рассчитывать не приходилось. Но о закрытии предприятия речь уже не шла. Хотя было очень тяжело.
«Есть просьба— кто чем может помочь. Кто доску, кто гвоздь, кто кусок проволоки, саморезы, фанера, стекло. Мы готовы принять любую помощь», — говорил в первые дни после пожара Быстрай.
Теперь уже вопрос стоял не только по животным, которых надо кормить каждый день, но еще и по стройматериалам.
И ведь опять пришла помощь! Во-первых, сами сотрудники засучили рукава. Тоже душой прикипели к клубу. Не очень понятно, правда, как выживали все эти месяцы, пока шли восстановительные работы.
Во-вторых, и на этот раз нашлись добрые люди. Одни помогли деньгами, другие стройматериалами, третьи — советами, как и что правильно делать. И к концу года клуб открылся заново. Обрадованный владелец предприятия сообщил корреспонденту «СП» возвышенным стилем: «Возродился из пепла!».
Автор этих строк не стал спрашивать Быстрая, застраховал ли он теперь свое детище. Тем более что объектов на территории клуба много.
А у Алексея уже был опыт страховки страусов. Но однажды страусы погибли — поди разбери, от чего. При попытке получить возмещение предприниматель просто утонул в море документов, которые затребовала страховая компания. В итоге ни копейки не получил. И теперь исходит из того, что по крайней мере с точки зрения страховки «Россия — не Европа».
Про клуб свой бедовый челябинский предприниматель говорит в беседе с «СП» так: «Это же больше хобби. Денег он фактически не приносит. Но это образ жизни для меня. Я не художник, не музыкант, не поэт. Но я живу на этом свете и нашел свое призвание. Этот клуб — то, что именно я сделал».
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал