
Терроризм в России вновь поднимает голову. 2025 год только начался, а попыток совершить теракт уже хватает. В январе, например, спецслужбы задержали четырех молодых людей, планировавших теракт в Екатеринбурге. У них изъяли компоненты самодельного взрывного устройства. По данным силовиков двое из задержанных ранее подожгли машину свердловского управления МВД.
Представители спецслужб объясняют, как можно отличить потенциального террориста среди прохожих на улице. Есть даже инструкции на это счет, но не всегда получается их соблюдать.
В 2001 году был принят федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Если организация признана экстремистской, перечисление ей денег автоматически означает, что человек финансирует терроризм. По таким основаниям уже привлекали россиян к уголовной ответственности, в том числе на Южном Урале.
Я часто езжу в маршрутках по Челябинску и в пригород. Многие пассажиры, особенно молодые, переводят оплату за проезд по просьбе водителей по их номеру телефона.
В маршрутках должны быть терминалы, чтобы проезд можно было оплатить банковской или транспортной картой, но терминала то якобы нет, то он сломался. Лукавят, видимо, водители.
Сейчас важнее понять: при переводе по номеру телефона есть риск стать финансистом террористов или нет?
Большинство водителей в маршрутках — переселенцы из ближнего зарубежья. Правда, в Челябинской области запрещено работать водителями маршруток лицам, не имеющим российского гражданства.
С другой стороны, гражданство России — не гарантия, что переселенец не связан с людьми, замышляющими недоброе.
Я не сторонница навешивать ярлыки, тем более по признаку национальности. Но хотелось бы разобраться.
Помимо маршруток мы нередко платим по номеру телефона на рынках — за овощи или фрукты. Там тоже получатели — чаще всего люди из ближнего зарубежья.
А переводы за некоторые услуги в сфере сервиса — тоже по телефонному номеру, делаем чаще уже местным жителям. Но опять же, кто знает, что у них на уме. Сколько уже было случаев, когда свои же, коренные, устраивали диверсии.
Главное управление региональной безопасности Подмосковья на днях предупредило население региона, что перевод денег незнакомцам по номеру телефона может сделать человека соучастником финансирования терроризма.
Напомнили про ст. 205.1 Уголовного кодекса «Содействие террористической деятельности». Наказание по этой статье — до пожизненного лишения свободы.
На следующий день ведомство удалило публикацию и выложило новую версию, мол, уголовная ответственность может наступить, если был прямой умысел на поддержку терроризма или если есть доказательства, подтверждающие причастность к этому человека, отправившего платеж.
Советник Федеральной палаты адвокатов России Нвер Гаспарян тоже успокоил граждан: если единственная цель перевода — оплатить товар или проезд в такси, привлечь к уголовной статье нельзя.
Источники «СП» в челябинских правоохранительных органах солидарны с такими оценками — должен быть умысел. Однако на всякий случай советуют: «Не переводите деньги по незнакомым счетам и незнакомым людям». И добавляют, что у водителей маршруток карты обычно оформлены в Сбербанке или ВТБ. А там свои службы безопасности.
Но я сталкивалась с тем, что у водителей маршруток могут быть карты и других банков — Альфа-банка, Т-банка. А то и вовсе просят перевести на Ozon.
Челябинский адвокат, кандидат юридических наук Дмитрий Повный прокомментировал для «Свободной Прессы» ситуацию:
— В современном обществе безналичные платежи повсеместно вытеснили традиционные расчеты наличными. Покупки люди предпочитают оплачивать с помощью банковских карт. Благодаря развитию систем СБП большую популярность приобрели прямые транзакции с карты на карту.
Вместе с тем данные платежи несут в себе ряд рисков. В том числе способствуют уклонению получателя от уплаты налогов; могут быть использованы в мошеннических схемах. Есть и вариант отправки таким способом денежных средств потенциальным экстремистам и террористам.
Наибольшие опасения по тяжести возможных последствий вызывает последний пункт. Уголовным кодексом России за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) и за организацию финансирования терроризма (ч. 4 ст. 205.1 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность, сами преступления отнесены к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
«СП»: Но так ли все однозначно? Может ли возникнуть уголовная ответственность за случайный перевод?
— Ответ — нет. Часть первая ст. 282.3 УК РФ говорит о заведомом характере действий, направленных на оказание финансовой помощи в совершении преступлений или осуществления деятельности экстремистских организаций.
То есть лицо при отправке денежных средств четко осознает цель финансирования, адресата получения денег, его принадлежность к экстремистской деятельности, возможные последствия своих действий.
«СП»: Что такое финансирование терроризма?
— Согласно Примечанию 1 к ст. 205.1 УК РФ под финансированием терроризма в УК РФ понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
«СП»: Звучит пугающе.
— Основной признак указанных деяний: осознание преступного характера цели деяния, наличие прямого умысла на совершение преступления.
Получение потенциальным террористом или экстремистом разового случайного платежа от лица, не имевшего представления о реальном характере деятельности получателя перевода, не может рассматриваться как преступление.
Вместе с тем правоохранительные органы в ходе отработки всех платежей могут пригласить человека на опрос или допрос.
Поэтому стоит быть осмотрительными и аккуратными при использовании платежных систем. Во избежание недоразумений при совершении транзакций незнакомым лицам рекомендуется вносить описание цели платежа.