В Москве решили, что участники спецоперации войдут в список кандидатов от партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму в 2026 году. Об этом сообщил секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев. Отвечая на вопрос о подготовке будущих кандидатов в депутаты, он отметил, что для участников СВО предусмотрена «отдельная учеба».
К слову, Центральная избирательная комиссия России уже начала подготовку к выборам депутатов Госдумы, которые пройдут в 2026 году. Как сообщала глава ЦИК РФ Элла Памфилова, подготовлен целый ряд законодательных и иных предложений, учитывая специфику времени.
В минувшем году из 380 участников спецоперации, выдвинутых от ЕР, на выборах разного уровня, победу одержали 308 претендент. «Это 81 процент. Это самый высокий результат среди участников СВО, которые выдвигались от партий», — подчеркнул Владимир Якушев.
В «Единой России» в участии в государственном управлении людей, прошедших СВО, не видят никаких проблем. Действительно, при ЕР создана специальная партшкола, где ветераны спецоперации работают в команде с опытными профильными специалистами.
Но все ли так просто на самом деле?
Почему «Единая Россия» делает ставку на выборах именно на участников СВО — понятно. Речь тут не столько о формировании новой элиты, сколько о том, чтобы сохранить и приумножить свои места в парламенте, сберечь большинство. Ни для кого не секрет, что «Единая Россия» — партия власти, и во многом привыкла жить за счет господдержки, формы которой бывают самыми разными.
Ни для кого не секрет и то, что многие члены ЕР — очень состоятельные люди именно благодаря тому, что близки к власти. Но бойцы, прошедшие фронт, знающие о риске не понаслышке, совсем из другого теста. И принципы у них другие, и понятия, и взгляды на жизнь. Не будет ли тут конфликта интересов? Или система считает, что попав во властные коридоры, эти люди сразу поведут себя иначе? Тем более, если их обучат, да еще и хлебные места пообещают…
За комментариями мы обратились к члену Президиума, секретарю ЦК КПРФ, доктору политических наук, депутату Госдумы восьмого созыва, координатору Народной приемной КПРФ в ВАО Москвы Сергею Обухову.
— Жизнь показывает, что не все участники СВО, пришедшие во власть, готовы плыть по течению и есть «государственные плюшки».
Взять хотя бы пример Сосновки, что в Кировской области. Там мэром города избрали участника СВО Никиту Горелова, участника президентской программы «Время героев». Он оказался «неудобным» мэром для местных «бояр», не пожелавших что-то менять в Сосновке, где, как писали СМИ, уровень коррупции достиг нереальных масштабов.
Уже пошли слухи о том, что мэра Сосновки снова возвращают на фронт. Разумеется, по «чистой случайности» — после того, как он вскрыл и разворошил коррупционное гнездо довольно больших масштабов. И вот принципиальный и харизматичный военный человек, который пошёл наверх вскоре после Артёма Жоги, назначенного полпредом президента по УрФО, оказался не нужным власти. Все это говорит о том, что по правилам «элиты» участники СВО жить в большинстве случаев просто не смогут.
«СП»: А фракция КПРФ готова принять участников СВО? Работать с ними, готовить к государственной службе?
— Мы уже давно работаем с такими людьми. Около 20-и таких активистов, участников СВО, КПРФ выдвинула в местные парламенты российских регионов. И мы находим с ними общий язык достаточно легко. Практика показывает, что бывшие военные категорически против коррупции и социальной несправедливости, — резюмировал Сергей Обухов.
Вместе с тем, многие депутаты выражают сомнение в том, что доля тех, кто реально долгое время воевал, может быть в Госдуме велика. Так, председатель комитета по вопросам семьи, материнства и детства Нина Останина заявила «СП», что спикер Госдумы Вячеслав Володин уже обратил внимание на то, что ради карьерных соображений многие чиновники едут буквально на несколько дней на СВО, чтобы «отметиться» и затем получить повышение. Сейчас за этим начали строже следить.
В этой связи возникает вопрос: много ли в Госдуме может быть тех, кто провел в боевых условиях месяцы, годы и сформировался на СВО как личность? С таким вопросом мы обратились к зампреду комитета по региональной политике Госдумы, члену КПРФ Михаилу Матвееву.
— Насколько велика будет доля настоящих участников СВО в партийных списках — большой и серьезный вопрос. Потому что сейчас фигурируют в основном демобилизованные по ранению или те, кто участвовал в добровольческих формированиях. Контрактников, как известно, не демобилизуют, они продолжают нести службу. И не всегда приход во власть бойцов СВО встречает адекватный отклик в обществе.
Вот, к примеру, спикер Верховного совета Хакасии Сергей Сокол («Единая Россия») пробыл на СВО недолгое время и вернулся обратно, записав себе в актив это как «достижение». Или другой случай. Депутат Законодательного собрания Самары Дмитрий Холин пробыл определенное время на СВО, а затем вернулся на родину, получив должность вице-губернатора.
Но в Самаре сразу поднялась волна недовольства, «восстали» жены мобилизованных с требованием вернуть так же быстро домой и их мужей. В итоге вице-губернатор Самарской области Дмитрий Холин вернется в зону специальной военной операции. Ему прямо в рабочем кабинете вручили повестку явиться в расположение военной части, где он проходил службу. То есть «имиджевые походы» чиновников на СВО для повышения в должности больше не проходят.
«СП»: Как вы считаете, значительно ли расширит свои ряды «Единая Россия» за счет участников СВО?
— Я отношусь к этому скептически. Не думаю, что партийная номенклатура единороссов широко раздвинет свои ряды для приема тех, кто реально и долго воевал. Потому что оттуда люди возвращаются другими. Но на перспективу, когда можно будет говорить об окончании СВО, надо будет всерьез задуматься о кадровом вопросе в отношении этих людей. Ведь многие долго служившие приходят с ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство — «СП»), им нужна реабилитация. Все мы помним, например, «афганский синдром». Так что к этому вопросу надо подходить серьезно и всесторонне, а не просто вписывать воевавших людей в партийные списки для «галочки».
«СП»: В КПРФ готовы работать с такими людьми, прошедшими СВО, воевавшими долго и по-настоящему?
— Мы с радостью примем в свои ряды таких людей, партии нужны честные и толковые кадры, — заявил Михаил Матвеев.
Как проходит адаптация вернувшихся с фронта участников спецоперации? Приживаются ли они в государственных структурах? С таким вопросом мы обратились к депутату Госдумы, члену фракции КПРФ, заместителю председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александру Ющенко.
— Со многими участниками программы «Время героев» я работал и знаком лично. Это очень достойные люди. Но проблема в том, что для них сразу сложно реализоваться в государственном управлении, здесь не фронт, тут другая история, и нужны немного иные качества и навыки. Именно для этого и проводится обучение и работа с теми, кто прошел СВО. Многие потом реализуют себя в министерствах и ведомствах.
«СП»: Планирует ли КПРФ включать в свои партийные списки бойцов, прошедших российско-украинский конфликт?
— В обязательном порядке. Мы держим связь со всеми членами КПРФ, которые находятся сейчас на поле боя. Начиная с 2022 года мы, к сожалению, потеряли на полях сражений СВО более 100 членов нашей партии. Но многие продолжают службу. С теми, кто демобилизуется, мы проводим тщательную работу, обучение. Оно длится два года, и мы уже имеем хорошие результаты. Например, Владислав Головин, получивший ранения и лишившийся ноги, возглавил молодежное движение Юнармии и добился больших успехов. Роман Гришин, воевавший в ДНР, после программы обучения сейчас успешно работает в Министерстве спорта.
Хочу еще раз подчеркнуть: вернувшиеся с СВО ребята — честные люди с правильными представлениями о нормах жизни. Таким людям в партии власти будет адаптироваться гораздо сложнее, чем в других партиях. Но за ними, реально воевавшими долгое время, я вижу большой управленческий потенциал. И именно за их счет, мне кажется, произойдет очищение нашей правящей элиты от либерального наследия 90-х.