Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Страсти по ЕГЭ: Единый госэкзамен предложили «раздвоить»

В Госдуме озвучили идею оставить его только для регионов, в правительстве не согласились

1775
Страсти по ЕГЭ: Единый госэкзамен предложили «раздвоить»
Фото: Егор Алеев/ТАСС

В Госдуме снова бушуют страсти по ЕГЭ. На этот раз первый зампред Комитета по науке и образованию Олег Смолин, член фракции КПРФ, предложил оставить Единый госэкзамен только для школьников из регионов, которые мечтают поступить в столичные вузы

Свою версию госэкзамена Олег Смолин назвал «мягкой»: оставить возможность ЕГЭ для ребят из провинции, которые очень хотят поступить в столичные вузы. Но при этом для всех остальных дать право выбора между ЕГЭ и классическим вариантом экзамена.

Позднее в Госдуме предложили и вовсе постепенно отказаться от ЕГЭ. Эта инициатива вызвала общественный резонанс. В частности, заслуженный учитель России Максим Пратусевич объяснил невозможность реализации этого отсутствием альтернативы.

Читайте также
Сергей Обухов: Далеко не все мужики, пришедшие с фронта, смогут жить по правилам нынешней «элиты» Сергей Обухов: Далеко не все мужики, пришедшие с фронта, смогут жить по правилам нынешней «элиты» Партия власти решила расширить свои списки на выборах за счет героев СВО. Найдут ли они общий язык?

«Предложение использовать средний балл как интегральную оценку понятно — ничего другого пока не придумано. Но он спорный, как и другие варианты, как и сам ЕГЭ. Поэтому отличный от ЕГЭ общественно приемлемый способ поступления в вуз пока не найден», — отметил педагог.

Для того, чтобы прояснить детали предложений, связанных с ЕГЭ, мы обратились к инициатору — Олегу Смолину. В чем состоит смысл оставить ЕГЭ только для школьников из регионов?

— Мы предложили вообще перевести ЕГЭ в добровольный режим. Чтобы это было не обязанностью, а правом ученика, будущего абитуриента. Воспользоваться этим правом смогут только те, кто хочет поступить в престижные вузы Москвы или Петербурга. Те, кто решил поступить в свои региональные вузы — будут сдавать экзамены иначе, по классической системе. Наша инициатива появилась не случайно. Дело в том, что 60% старшеклассников в системе профтехобразования не хотят сдавать ЕГЭ и поэтому не продолжают свое образование.

«СП»: Олег Николаевич, вы предлагаете выбор между ЕГЭ и классическим экзаменом. Кто будет его принимать, этот классический экзамен? Готова ли к нему методическая база? И вообще, что это будет — билеты и экзаменационная комиссия, как при СССР?

— Принимать экзамены, альтернативные ЕГЭ, будет комиссия, как в вузе, точно по такому же принципу. В вузах в приемных комиссиях есть представители других кафедр и других вузов. Точно так же в приемных комиссиях при сдаче Единого госэкзамена могут присутствовать представители других школ.

«СП»: Этот законопроект уже поступил с Госдуму, прошел какое-то из чтений, на него есть отзыв правительства?

— Предложение, касающееся ЕГЭ, вписано в большой законопроект, который носит название «Об образовании для всех в течение всей жизни». Правительство дало на него следующее заключение: «Законопроект нуждается в концептуальной переработке». Ну что же, будем работать над этим. Но сейчас для нас главное — не дать принять в Госдуме другой законопроект — «О расширении ЕГЭ на среднее и среднее профессиональное образование».

Сейчас из профтехучилищ в вузы в большинстве случаев поступают по результатам внутренних экзаменов. Введение вместо этого ЕГЭ отпугнет огромное количество потенциальных абитуриентов вузов, потому что у семей с низкими доходами попросту нет денег на репетиторов, чтобы готовить детей к сдаче ЕГЭ", — резюмировал Олег Смолин.

Мы решили выяснить, как относятся к этой инициативе в регионах и обратились к эксперту по проверке ЕГЭ, эксперту по аттестации учителей по Свердловской области Марине Шаровой, которая одновременно является преподавателем «Истории и Обществознания» в средней школе города Реж Свердловской области. Правомерно ли создавать в стране две системы сдачи Единого госэкзамена и к чему это приведет?

— Я выступаю за принцип равноправия. Почему кому-то должны предоставлять одни условия, а кому-то иные? Таким образом мы получим две системы оценок, что создаст неразбериху и в среднем, и в высшем образовании. Да, ЕГЭ несовершенен, но на сегодня я не вижу ему никакой альтернативы. ЕГЭ на сегодня — неплохой инструмент проверки знаний, для него создана методика, он совершенствуется, уже предусмотрена творческая часть для некоторых предметов.

«СП»: Вы возглавляете региональную комиссию по аттестации учителей. И, вероятно, обсуждаете с ними проблемы ЕГЭ. Как относятся к Единому Госэкзамену в профессиональной среде?

— На сегодня, если подходить объективно и профессионально к этой проблеме, для ЕГЭ создана образовательная платформа. К тому же ЕГЭ мотивирует ребят из регионов к поступлению в лучшие вузы страны и реально дает им такую возможность. Но если уж вносить какие-то коррективы в Единый госэкзамен, для начала неплохо было бы посоветоваться с профессиональным сообществом, собрать форум учителей, узнать их мнение. А может быть, пригласить и ребят, чтобы и они высказали свои пожелания по ЕГЭ. У нас же в Госдуме принимают законопроекты, которые совершенно оторваны от практики. Если введут два типа госэкзаменов, потребуется не один год для переформатирования всей системы образования.

Читайте также
Систему менять надо: Сергей Урайкин больше не будет заместителем министра Систему менять надо: Сергей Урайкин больше не будет заместителем министра Скандальная история в Краснодарском крае обрастает новыми деталями

СП": Но допустим, что все же будет два вида экзаменов, и один из них будет таким, как при СССР — с билетами и экзаменационной комиссией. Что в этом плохого?

—  Для начала возникает вопрос: как будет сформирован билет? Что в Госдуме подразумевают под «классической формой экзамена», желательно в деталях. Из кого будет состоять экзаменационная комиссия? Если, следовать вузовской системе, как предлагают в Думе, экзамены должны будут принимать учителя из других школ. Вы представляете, какой это стресс будет для детей?

На мой взгляд, сегодня ЕГЭ отвечает запросам времени. Всем доступны материалы для подготовки, выложены в открытом доступе задания. Ребята могут подготовиться и сами, используя, например, образовательную платформу «Фоксфорд». И обращение к репетиторам становится все более редким, — резюмировала эксперт.

Мы решили узнать мнение о замене ЕГЭ у одного из старейших учителей России, доктора педагогических наук, академика РАО, директора образовательного центра Школа № 109 Москвы Евгения Ямбурга. Академик оказался краток:

— Раньше мне часто звонили и просили обратить внимание на работу такого-то ученика, дескать, он поступает в престижный вуз, и ему нужна высокая оценка. Если мне звонят с аналогичными просьбами сейчас, я отвечаю: «Извините, у меня ЕГЭ, и я лично никак повлиять на результат не могу: он будет объективным».

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня