![](/p/persons/107/s-107.jpg)
Продажи лотерейных билетов в России в 2024 году выросли на 30% по сравнению с 2023-м, сообщает РБК со ссылкой на данные аналитического центра «Чек индекс» компании «Платформа ОФД».
Наряду с ростом количества покупок увеличились и суммы, расходуемые нашими согражданами на приобретение билетов различных лотерей — средний чек в 2024-м составил 210 рублей, в то время как в 2023-м он оценивался в 155 рублей, в 2022-м — 112. Обычно за одну покупку «ловцы удачи» покупали два-три билета.
Скачок популярности лотерейных продаж в «Чек индекс» связывают с активной рекламой на ТВ и в интернете. Например, телешоу «Мечталлион. Национальная лотерея» транслируется на «Первом канале», а официальным партнером «Столото» является телекомпания НТВ.
Также специалисты «Чек индекса» отметили наплыв желающих купить «лотерейки» накануне праздников — нередко их преподносят в качестве подарков на 23 февраля, 8 марта и, конечно, на Новый год, когда эти билеты входят в топ-10 самых популярных подарков, причем нередко их приобретают за считанные часы до торжественного боя курантов.
Желающие попытать счастья все реже идут за билетами в специальные киоски и павильоны — около 70% продаж осуществляется в онлайн-режиме, на сайтах лотерей и с помощью специальных приложений, анализируют статистику в «Чек индекс».
Такая «продвинутость» граждан объясняется снижением количества «живых» точек по реализации билетов, за 2024 год их количество сократилось примерно до 4,1 тыс. (в 2023-м было на 200 больше). Правда, некоторые компании, например, «Столото», сообщили, что распространяют билеты в более чем 35 тыс. точках — наряду со специализированными и брендированными объектами, это могут быть торговые сети или автозаправки. Впрочем, в 2023 году таких точек у «Столото» было около 37 тыс.
Кстати, в 2024 году на 40% по сравнению с 2023-м вырос также оборот букмекерских контор, составив 1,7 трлн рублей, пишет «Коммерсант». Размер средней ставки увеличился на 18,9%, объем целевых отчислений достиг 33 млрд рублей.
Предприниматель Сергей из Москвы, руководивший одной из популярных «лотерейных» компаний, рассказал «СП», что причины растущей популярности лотерей лежат в социальной и индивидуальной психологии.
— Когда у людей нет возможностей достичь успеха в бизнесе, какой-то трудовой деятельности, они зачастую полагаются на случай, на какую-то вот удачу, выигрыш в лотереях. Можно взять для примера Индию и Китай.
Когда подавляющее большинство граждан этих стран составляли бедняки, хотя и сейчас их нельзя назвать слишком состоятельными, они активно пытались поймать удачу в этой сфере. Там всегда были большие продажи лотерей, потому что человек по своей психологии, по жизненной философии, верит, что ему удача когда-нибудь улыбнется. Он хочет хотя бы один раз в жизни этот момент словить.
Поэтому затраты на лотереи, можно сказать, отрицательно коррелируют с расходами потребительскими. Человек нередко может уменьшить потребление продуктов, одежды и всего остального, но при этом увеличит расходы на покупку лотерейных билетов.
Замечено, что в трудные кризисные времена лотерейные продажи растут. А когда у граждан немало возможностей заработать на чем-то другом, продажи, наоборот, снижаются.
«СП»: Зачастую наши сограждане не верят в честность при организации лотерей, но активно участвуют в них. Насколько обосновано недоверие?
— Надо понимать, что информационная система, собирающая данные с выбранными участниками комбинациями чисел, может легко набрать множество вариантов, которые никто не отметил. Легко предположить, что можно взять никем не выбранный вариант и приписать ее кому-то, возможно не существующему человеку. Формально все правила соблюдены, сумма накопленного джек-пота по правилам списывается, а по факту может кому-то отойти.
«СП»: Но ведь иногда в прессе рассказывают и о выигравших огромные деньги счастливчиках. Эти истории кто-то проверяет?
— Было бы интересно, если бы, скажем, Счетная палата или аудиторы проверили, куда уходили деньги со счета, какому физическому лицу.
«СП»: Почему вообще сомнения возникают?
— По правилам тиражных лотерей, никто не должен иметь доступ к данным до момента проведения тиража. В момент розыгрыша, условно говоря, данные открываются по правилам двух-три ключей и разыгрывается «счастливый вариант». Это в теории. У нас можно предположить, что контроль над устроителями, операторами, внутренними операторами не стопроцентный.
«СП»: Это проблема в законодательстве или его исполнении?
— Нет, законодательно все предусмотрено. Вопрос в исполнении правил.
«СП»: Кто должен контролировать?
— Организаторами лотерей у нас являются в основном Минспорт РФ и Минфин РФ. Они выбирают для проведения лотерей частные компании, но как организаторы должны весь процесс контролировать. Здесь нужно смотреть отчеты, насколько грамотным был контроль.
«СП»: Порой в отечественной и зарубежной прессе публикуются истории выигравших в лотереи крупные суммы, но в результате получивших множество проблем или даже сделавшихся несчастными по каким-то причинам после такой удачи. Почему так происходит?
— Зачастую потенциальный участник лотереи, читающий о таких историях, невольно думает: вот дурак, повезло ему, а я не сумел правильно поступить. И полагает, что в следующий раз все сделает по уму. Это повышает его уверенность в себе и, соответственно, работает на увеличение продаж билетов.