Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Качественные дороги» опять обворовали. Что изменится после посадки «короля» дорожных подрядов?

На Урале вынесен приговор по громкому уголовному делу о строительстве дорог

3219
«Качественные дороги» опять обворовали. Что изменится после посадки «короля» дорожных подрядов?
Фото: URA.RU/TASS

Плохое качество наших дорог — результат несоблюдения нормативов подрядчиками. Причины известны. Подрядчики хотят заработать побольше деньги и поэтому экономят на затратах. Отсюда много нарушений. Вдобавок много денег уходит на взятки контролирующим лицам. И эти затраты относят к своим расходам. Характерным примером стала в Челябинске история Нвера Колозяна.

Главарь «дорожной» ОПГ

Приговор Колозяну вынесли в конце января — пять лет лишения свободы в колонии строгого режима и 40 млн руб. штрафа. Признали виновным в даче взяток асфальтом, услугами имущественного характера и деньгами — более 8 млн руб.

Нвер Колозян признал вину быстро и заключил досудебное соглашение. Поэтому приговор не выглядит чрезмерно жестким.

Читайте также
«Уралвагонзавод» судится с рабочими: Артем Жога точно будет следить за процессом «Уралвагонзавод» судится с рабочими: Артем Жога точно будет следить за процессом В конфликт вокруг зарплаты работников оборонного предприятия оказались вовлечены многие госструктуры, включая Следственный комитет и полпредство

Колозян был директором компании «Уралдорстрой» и ее владельцем. Если обвинительный приговор вступит в силу, то после освобождения строитель дорог еще три года не сможет занимать руководящие должности.

Указанная компания давно работает в Челябинской области. Создана она в 1998 году под названием ТПК ЯКК. В «Уралдорстрой» компанию переименовали в 2020 году. Предприятие ремонтирует дороги в Челябинске, Кыштыме, Троицке, Верхнеуральском, Еткульском, Октябрьском районах, других территориях.

В 2018—2020 годах фирма получила госконтрактов на 1,5 млрд рублей. Звездным моментом стал период 2020—2023 годов — 67 дорожных контрактов на общую сумму 4,5 млрд рублей. Предприятие было одним из основных подрядчиков министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и администрации Челябинска.

Но в 2024 году компания заработала намного меньше, 900 млн руб. Видимо, факт ареста директора сказался на объемах заказов.

В этом году компания остается на рынке. «Уралдорстрой» заключил контракт с администрацией Советского района Челябинска на работы по благоустройству пешеходной зоны на улице Свободы. Цена контракта — 33,5 млн руб.

Вопросы по качеству работ возникали еще к компании ТПК ЯКК много лет назад, вскоре после задержания сити-менеджера Ардабьевского. Тем не менее новые контракты в Миассе предприятие получало и после этого.

В Челябинске тоже были вопросы к фирме Колозяна. Так, глава Ленинского района Челябинска Александр Орел сообщал, что в 2016—2017 годах компания ЯКК сделала минимум из порученных ей объектов (3 из 45). Но работа компании в Челябинске продолжилась. Несмотря на то, что антимонопольщики заподозрили ее в картельном сговоре.

Всего выявили три картельных соглашения. Дорожники получили контракты на 3,8 млрд, в том числе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

Чекисты задержали Нвера Колозяна в декабре 2023 года. Его обвинили в даче взяток работникам надзорных органов.

Взяткополучатели систематически сообщали представителям «Уралдорстроя» о возможных проверках специалистов испытательной лаборатории. Проверяющие подписывали акты выполненных работ, невзирая на нарушения, а фирма Колозяна получала оплату по госконтрактам.

Следствие заявило о создании организованной преступной группировки, в составе которой оказались также госчиновники и Колозян-младший.

Расследование вел Третий отдел по особо важным делам следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области.

Гарнику Колозяну приговор уже вынесли (год и 5 месяцев лишения свободы) — за дачу взятки сотрудникам другого госучреждения. А вот дело главного специалиста отдела технадзора «Челябинскавтодора» Ильдара Галлямова (его обвиняют в получении взяток) только перед Новым годом передали в суд.

В декабре 2023 года также были задержаны замдиректора «Уралдорстроя» Никита Иноземцев и начальник отдела областного госучреждения «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований» Сергей Васильчишин. Их дела находятся в стадии судебного рассмотрения, как и Галлямова.

В материалах дела, кстати, говорится про некачественно сделанные работы по ремонту и содержанию дорог по 124 государственным и муниципальным контрактам общей ценой почти шесть миллиардов рублей. Речь идет о национальном проекте по дорогам.

Интересно, что когда претензии к «Уралдорстрою» предъявили налоговики (в связи с неуплатой десятков млн руб. НДС), представители предприятия отреагировали неожиданно: «общество не подлежит привлечению к налоговой ответственности ввиду привлечения руководителя УДС к ответственности в рамках уголовного дела».

Нарушитель отделался условным сроком

Ранее под уголовное преследование (и тоже за дачу взятки сотрудникам надзорных органов) попал другой челябинский строитель дорог, директор компании «ДорСтройГрупп» Арман Аракелян. Он был на момент возбуждения уголовного дела еще и депутатом Заксобрания Челябинской области.

Читайте также
«Дело политическое»: Пока власти тестируют «суверенный интернет», мошенники потрошат наши счета «Дело политическое»: Пока власти тестируют «суверенный интернет», мошенники потрошат наши счета О чем нужно помнить, чтобы не стать жертвой жуликов и выжить в случае отключения Рунета

Следствие и суд уличили Аракеляна во взятках ноутбуками и деньгами (500 тыс. руб.). Получателями взяток стали сотрудники ФКУ «Управление дорог «Южный Урал» и филиала ФКУ «Росдортехнология» в Екатеринбурге.

В феврале 2023 года дорожного строителя признали виновным в даче взяток и приговорили к девяти годам колонии строгого режима со штрафом в 6,5 млн руб. В июне областной суд заменил реальный срок лишения свободы на условный (восемь лет). Сумму штрафа снизили до 5,2 млн руб. Полномочий депутата Аракеляна, конечно, лишили.

В соцсетях местные жители сильно возмущались по поводу такого решения областного суда — вместо 9 лет реального лишения свободы 8 лет условно. И строили догадки о причинах.

В январе 2024 года Комитет дорожного хозяйства Челябинска расторг контракты с компанией «Дорстройгрупп» по поселку Чурилово. Работы по строительству дорог должны были завершить в 2023 году, но не получилось.

354 километра «убитых дорог» в Челябинске

Серьезным контролером качества дорог в России является Общероссийский Народный фронт (ОНФ). В 2023 году активисты проверили 14 дорог Челябинска, отремонтированных в 2020—2022 годах. Нашли глубокие выбоины, трещины, разрушающиеся кромки асфальтового покрытия и иные дефекты. Эксперты ОНФ составили подробный реестр нарушений.

Весной 2024 года челябинцы откликнулись на призыв губернатора Алексея Текслера назвать самые разбитые участки дорог. Жалобы посыпались как из рога изобилия. Власти взяли сигналы «на карандаш».

Но в октябре 2024 года ОНФ предъявил очередные претензии по качеству дорог, где провели ремонт на 1,5 миллиарда рублей. Нарушения нашли на 13 объектах. То есть после уголовных дел Колозяна и Аракеляна пока принципиально ничего не поменялось. Нарушений много. Весной 2025 года общественники проведут очередную приемку работ на дорогах.

А пока можно посмотреть в сети «Карту убитых дорог Челябинска», куда занесли 726 плохих дорог. Протяженность «убитых» участков составляет 354 километра. По каждому указано текущее состояние: убитая дорога, локальный дефект или дефект исправлен.

В ноябре 2024 года, например, на карту нанесли улицу Западная с пометкой «убитая дорога» и комментарием инициатора: «Дорога разбитая, вся в рытвинах, ямах и колдобинах. Давно требует ремонта».

Несколько дней назад к президенту Путину обратились жители улицы Молодежной села Калачево в Копейске (город-спутник Челябинска). Пожаловались, что администрация совсем не ремонтирует разбитые дороги. Местные жители вынуждены собирать деньги и проводить отсыпку дорог за свой счет.

Конечно, сажать «дорожных королей» за взятки надо. И контролировать качество дорог по сигналам населения надо тоже. Осталось понять, где найти честных подрядчиков, которые не будут воровать, давать взятки и станут работать с жестким соблюдением нормативов.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня