![](/p/persons/477/s-477.jpg)
Сортовой уголь для отопления частных домов в Кемеровской области больше поставляться гражданам не будет, об этом сообщили представители минпромторга региона.
Дело в том, что единственный поставщик сортового угля — АО «Кузбасская топливная компания» — не планирует в 2025 году заниматься его производством по причине «тяжелого экономического положения». Это вызвано ростом стоимости добычи угля, снижением объемов экспорта «в результате санкционного давления на нашу страну».
Согласно данным ведомства, в 2025 году компания «Кузбасстопливосбыт» собирается заняться реализацией гражданам рядового угля марки по дотируемым ценам в пределах социального норматива потребления.
«По информации ООО „Кузбасстопливосбыт“, в настоящее время продаются остатки сортового угля, поставленного в прошлом году, по ценам, регулируемым региональной энергетической комиссией Кузбасса, но без дотирований из бюджетных средств», — также рассказали в министерстве.
Но есть еще и весьма любопытные вопросы собственности, приобретающие в этой истории политическое значение. Так, издание «Сибкрай.ru» сообщает, что владельцем компании «Кузбасстопливсбыт» является АО «Кузбасская топливная компания», о чем свидетельствуют данные сервиса «Контур.Фокус».
Если в начале 2000-х это предприятие было в государственной собственности, то по состоянию на март 2021-го его акции принадлежали компаниями «Килтон Оверсиз Лимитед», «Миллфаст Трейдинг Лимитед» и «Даэния Холдингз Лимитед», зарегистрированным на Кипре.
Вопрос об отсутствии на складах сортового угля для отопления частных домов поднимался жителями Кузбасса еще в начале года. Глава регионального правительства Андрей Панов заявил 14 января, что «для „Кузбасстопливосбыта“, обеспечивающего углём население 19 муниципалитетов, установленная цена на сортовой уголь оказалась существенно ниже себестоимости его добычи». В связи с этим «со складов этой компании продолжают отгружать уголь пока только по экономически обоснованным тарифам».
Источник «СП» в Кемерово, знакомый с ситуацией и близкий к региональной администрации, пояснил, что схема, по которой качество угля для местных рядовых потребителей во многом зависело от экспортных возможностей, выстраивалась долгое время:
— Раньше угольные компании могли выбирать рынки сбыта — европейский, азиатский, еще какой-то. Никого особенно не волновало, кто владеет компаниями — наши предприятия, кипрские, или еще какие. Главное — уголь местным потребителям поставлялся по льготной цене.
Но после введения санкций положение стало ухудшаться. Покупатели на внешнем рынке стали менее сговорчивыми — они понимают, что пространство для маневра у наших угольщиков не такое широкое и часто диктуют свои условия. А угольные олигархи оказались не способны приспосабливаться к меняющейся ситуации, это в области они могут «пальцы гнуть», а вовне они смирные и на все соглашаются.
Поэтому пришлось идти на жертвы. Отказываться от льготных поставок на внутренний рынок. Поэтому для местных покупателей стоимость сортового угля взлетела в несколько раз.
Другое дело, что при губернаторе Тулееве одно время были договоренности насчет бюджетных отчислений.
Но потом ситуация стала ухудшаться. Кто-то надеялся, что назначение бывшего губернатора Цивилева федеральным министром как-то поможет отрасли. Нет, не помогло.
Кроме того, несколько десятков жителей кемеровского поселка Улус записали обращение к президенту РФ Путину, губернатору Середюку, экс-губернатору, а ныне министру энергетики РФ Сергею Цивилеву, а также генпрокурору РФ.
«У нас забрали сортовой уголь, оставили только „землю“, которая горит, но не дает тепла. Если бы были морозы, люди бы просто замерзли. Котлы не топятся таким углем», — говорится в обращении.
По факту этого обращения следственный отдел СУ СКР по Кемеровской области начал доследственную проверку по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).
Губернатор Илья Середюк уже откликнулся на ситуацию в своем телеграмм-канале, сообщив об «огромных трудностях», переживаемых угольной отраслью.
«Стоит вопрос о выживании отрасли в целом. В этой связи, угольщики уже не могут давать такие скидки на сортовой уголь, иначе не смогут выплачивать вовремя зарплату шахтерам, платить налоги в бюджет, рассчитываться с контрагентами…
Мы ищем решение, чтоб восстановить поставки сортового угля тем, кто его получал ранее. Ситуацию решим до конца марта", — пообещал глава региона.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что проблема кемеровчан понятна.
— Есть социальный тариф, выше которого продавать сортовой уголь населению нельзя. Но при этом, по закону, компании не обязаны его добывать, чтобы продавать. Поэтому они, сочтя продажи невыгодными, просто не добывают этот уголь.
«СП»: Но раньше его добывали и продавали.
— Проблема, видимо, связана с экспортом. Раньше компании больше добывали, больше экспортировали, соответственно, оставались прибыльными. Теперь многие предприятия терпят убытки, сокращают добычу и экспорт.
Еще недавно часть добываемого угля они могли себе позволить пустить на внутренний рынок по льготным ценам, которые для них были убыточными — просто сам внутренний рынок был настолько мизерным по сравнению с экспортом для них, что можно было позволить генерировать там убытки. Теперь так поступать они не могут.
«СП»: Почему они стали такими убыточными?
— Потому что Евросоюз ввел санкции, особенно когда мы про Кузбасс говорим, это очень актуально для него. Евросоюз ввел санкции с 10 августа 2022 года, запрещено поставлять российский уголь на европейский рынок. И теперь получается, что компания нужно экспортировать уголь в Азию, туда очень большое транспортное плечо. И без того цены на уголь снизились, потому что он является все-таки уходящим источником энергии и спрос на него в мире снижается, значит, на рынке формируется переизбыток предложения, и цена падает.
Кроме того, в 2022-м, 2023-м и даже 2024-м году были довольно существенные квоты на вывоз по железной дороге, но постепенно они стали сокращаться. Более-менее неплохо себя чувствуют угольные компании на Дальнем Востоке, особенно производящие коксующийся уголь, необходимый в качестве сырья для металлургии.
«СП»: Есть ли выход для кемеровчан?
— Нужно либо увеличить субсидии со стороны государства, либо срочно повысить цены на этот уголь, чтобы компании могли больше зарабатывать, чтобы не терпели убыток в продаже сортового угля. Это, конечно, не очень приятная история, увеличивающая социальную напряженность в регионе. Кроме того, Кемеровская область является российским лидером по онкологическим заболеваниям, что вызвано плохой экологией, загрязнением окружающей среды от угольной отрасли.
Либо государству нужно принимать какое-то волевое решение по поводу реструктуризации отрасли и, возможно, дешевле будет просто газифицировать территорию, чтобы решить проблему энергоснабжения. Хотя бы сделать это для системы отопления.
Можно использовать опыт Китая, где строят угольные электростанции новые, но на сверхкритических параметрах, воздействующих на окружающую среду гораздо меньше угольных электростанций старого типа.
Проблему нужно решать комплексно, если учесть затраты государства на здравоохранение, борьбу с онкологией и субсидирование угольной отрасли в нынешнем виде. Нужно просто найти экономически выверенное и социально грамотное решение.