
Российский нотариат ждут перемены, серьёзные и для многих работников цеха неприятные — в отрасли назрели проблемы, которые нужно срочно решать. Фактическое отсутствие госрегулирования привело к тому, что часть «писателей доверенностей» снюхалась с криминалитетом, превратившись в пособников «чёрных риэлтеров» и прочих бандитов. Ситуация ухудшается и требует жёсткого реагирования.
— Положение дел, которое демонстрирует сегодня нотариат, несовместимо с его публично-правовым значением и ролью в российском правопорядке. Роль государства в нотариате сегодня сервисная — мы как большая канцелярия на их службе: издаем акты по согласованию, проверяем делопроизводство, утверждаем формулу по тарифам, подготовленную Федеральной нотариальной палатой (ФНП), выполняем функции секретарей на конкурсах.
Нотариат превратился в закрытую корпорацию, он криминализован. Более 180 российских нотариусов были судимы за различные преступления, среди которых мошенничество, подделка документов, хищения денежных средств, присвоение имущества. Тревожная ситуация сложилась и в высших эшелонах нотариального самоуправления: за последний год четыре президента региональных нотариальных палат были осуждены или находятся под следствием", — ещё летом 2024 года возмущался министр юстиции Константин Чуйченко.
И предложил реформировать отрасль — ввести госрегулирование, в том числе тарифов. А также переподчинить нотариусов, для которых пока единственным «законом» является ФНП, Минюсту. ФНП тоже не отменят, во всяком случае пока…
Сейчас предложения Минюста оформлены в законопроект, который вскоре поступит в Госдуму. И, судя по реакции нотариального сообщества, там будет лоббистская битва. Нотариусы напуганы.
Тут стоит сделать исторический экскурс. Ещё лет 10−15 назад нотариусы катались, как сыр в масле. Половина страны продавала машины по генеральным доверенностям, да и просто для того, чтобы сесть за руль чужого авто, нужно было оформлять бумажку в нотариальной конторе. Плюс сделки по недвижимости — нотариусы были строго необходимы, и не только там. В конторах стояли очереди.
Но потом всё поменялось. Нотариальное удостоверение доверенностей на управление авто отменили, появился электронный документооборот, заработали ЕИРЦ, наконец, появились «Госуслуги». Портал, бывает, «течёт» и глючит, но лучше так, чем вообще никак. Нотариусы приуныли — денежные поступления сократились, в разы, а то и на порядок.
Но вместо того, чтобы искать новое место в изменившемся мире, массово ринулись в криминал. Денег-то хочется много — как раньше.
Вот типичная история. Пожилая женщина отправилась вместе со своей матерью, которой уже под сотню лет, в нотариальную контору — договорились, что старушка перепишет квартиру на свою правнучку. Но в последний момент бабулька, у которой давно «поехала крыша», взбрыкнула, и отказалась — «вы меня хотите со света сжить» и так далее. Бывает, обычное дело.
А через день к ней на квартиру пришли некие «солидные люди», и старушка им что-то подписала. Что — не помнила, деменция, однако. Родственники побежали в полицию, но там этим заниматься отказались: «нет тела — нет дела». Пришлось подключать родственников из силовых структур, и те быстро вышли на ту самую нотариальную контору. С её руководством поговорили, и оно, осознав, что поездка на курорты Колымского края это лишнее, всё моментально аннулировало.
Означенные министром 180 отданных под суд нотариусов — это только в 2021—2022 годах! А со сколькими силовики «договорились» по такому же, как описано выше, сценарию? Региональные президенты нотариальных палат — филиалов ФНП — также регулярно отправляются под суд. Система коррумпирована.
«Чёрные риэлторы» «имеют своих нотариусов. Схема работает десятилетиями, поставлена на поток. Недобросовестные нотариусы получают за сотрудничество очень неплохие „плюшки“, их состояние может достигать сотен миллионов рублей», — объясняет юрист Евгений Антонов.
Подделка завещаний, «левые» наследственные дела, фиктивные доверенности, фальшивые документы для собраний акционеров (участие в «корпоративных войнах» и рейдерстве), прочие тёмные делишки — помимо махинаций с недвижимостью список прегрешений нотариусов объёмен.
Стоит вспомнить, что ФНП — частную лавочку! — и всё соответствующее законодательство создали в 1993 г., в самый разгар бандитской вольницы. Причём в интересах криминала, как-то иначе охарактеризовать принятую систему невозможно.
Но даже действующее сверхмягкое законодательство нарушается направо и налево. Например, нотариусом не может быть человек с гражданством другого государства, но де-факто таких случаев масса. А с двойным гражданством? Да, может. В 2014-м в закон хотели внести поправки, запрещающие подобную практику, но их успешно торпедировали — значительная часть нотариусов имеет паспорта других стран. Не иначе как, чтобы было куда удирать со всем, что нажито непосильным трудом.
Решение проблемы — возврат к государственным нотариусам. Власти от этого вроде как открещиваются, но иного варианта, по сути, нет.