
19 февраля в Челябинской области стал днем запоминающимся. В среду были задержаны министр дорожного хозяйства региона Алексей Нечаев, ряд участников дорожного строительства, а также сын бывшего главы региона Александр Дубровский.
С учетом ранее случившихся арестов и приговоров, особенно по теме дорожных контрактов, можно говорить о начавшейся в регионе большой чистке. Ранее «СП» сообщала про вынесенные судебные решения в отношении глав компаний, крупных дорожных подрядчиков.
Перед Новым годом был арестован первый замминистра дорожного хозяйства области Станислав Харченко. Уже тогда эксперты прогнозировали, что задержания высокопоставленных персон продолжатся.
Министра Нечаева взяли сегодня утром. Причем, информированные телеграмм-каналы сообщают, что задерживали его сотрудники ФСБ из Москвы. А региональные как власти, так и силовики оказались не в курсе.
Повод для задержания раскопали в 2016 году, когда Нечаев еще не был министром. Собеседник РИА «Новости» в силовой сфере пояснил: «Ему вменяется часть 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере)».
Помимо Нечаева под следствие попал также первый замначальника правового управления министерства Станислав Куликов. Несколько руководителей крупнейших дорожных подрядных организаций тоже в числе фигурантов расследования.
Прежде всего силовики после проведения оперативно-следственных мероприятий в офисах увезли бывших руководителей компаний «Южуралмост» (Геннадий Вильшенко) и «Южуралавтобан» (Александр Зырянов и Константин Зарипов).
Бизнесменов подозревают в хищении бюджетных средств. Кстати, Вильшенко — сам бывший чекист. Он ранее возглавлял отдел УФСБ по Златоусту.
Стоит напомнить, что в 2016 году губернатором Челябинской области был Борис Дубровский. Это важно знать еще и потому, что параллельно с Нечаевым сегодня задержали Александра Дубровского, сына экс-губернатора.
Сомнений не остается — силовики нашли большие нарушения в сфере дорожного строительства Челябинской области. И теперь многим не поздоровится.
Между прочим, сам Борис Дубровский ранее был уличен антимонопольщиками в картельном сговоре с дорожным подрядчиком, который в то время считался монополистом в сфере регионального дорожного строительства — компанией «Южуралмост».
Предположительно именно этот факт стал причиной досрочной отставки Дубровского с поста губернатора весной 2019 года. Против него позднее даже возбуждали уголовное дело в МВД России. Однако почему-то быстро прекратили.
Местные наблюдатели связывали это с наличием влиятельных покровителей у Дубровского.
Однако время идет, ситуация в верхних эшелонах власти меняется. Возможно, былых покровителей у Дубровских уже не осталось.
«Путинская дорога» — причина задержаний?
Что касается причин вышеуказанных громких задержаний, информированные источники «СП» считают, что сыграло значение в том числе строительство знаменитой «путинской дороги» между селами Париж и Джабык в Челябинской области.
После страшных лесных пожаров лета 2021 года президент Владимир Путин облетел пострадавшие территории в Карталинском районе на вертолете вместе с губернатором Алексеем Текслером.
Глава государства выделил полмиллиарда рублей на строительство дороги в Джабык. И вот с этой дорогой дело сразу пошло сложно. Во-первых, у критиков региональных властей сразу вызвали вопросы как характер проекта, так и условия конкурса и исполнители. Уже тогда говорили про серьезные коррупционные риски.
Первый аукцион по проекту пытались провести в октябре 2021 года. На него никто не заявился. Неудивительно — условием со стороны заказчика было построить дорогу за два зимних месяца, хотя причины такой спешки были непонятны.
Известный политолог публиковал в своем телеграмм-канале мнение одного из экспертов:
«Это абсолютно коррупционная схема. Нужно освоить почти 500 миллионов рублей менее чем за два месяца (до 15 декабря). С такой интенсивностью в России не выполнялся за последние 20 лет ни один дорожный проект. И сумма завышена, и сроки абсолютно нереальные. Поэтому даже никто из „близких“ областной власти коммерсантов не решился. Президентский контроль все же, слишком серьезные риски».
В повторном аукционе участвовала фирма Колозяна «Уралдорстрой». И выиграла. У этой компании уже в то время была неоднозначная репутация.
А сегодня в СМИ привычно говорят про «ОПГ Колозяна». Тем более что уже и приговоры фигурантам начали выносить.
В чем еще обвиняли дорожных чиновников?
В адрес челябинского министра дорожного хозяйства давно звучали претензии. В том числе в связи с постройкой развязки на Троицком тракте и путепровода возле Коксохима. Причем, замечания высказывали не только независимые эксперты в сфере дорожного строительства, но и губернатор Текслер.
Эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич в беседе с корреспондентом «СП» заявил, что эти задержания были ожидаемы. Поскольку необходимая информация у силовиков имелась давно:
— Особенность Челябинской области в том, что здесь ни один проект в сфере дорожного строительства не имеет технико-экономического обоснования. А это всегда создает широкое поле для коррупции.
«СП»: Помню, вы говорили про это ранее в связи с реконструкцией моста на Троицком тракте.
— На реконструкции моста на Троицком тракте с прилегающей улицей Дарвина и далее улицей Воровского ущерб, предполагаю, был нанесен порядка полмиллиарда рублей. Хотя нельзя сказать, что кто-то там напрямую украл деньги. Но изначальная непроработанность проекта привела к переделкам, то есть к дополнительным бюджетным затратам.
Я в свое время, кстати, писал о том, что происходит на этом мосту, губернатору Текслеру.
«СП»: Как думаете, «дорожные» аресты продолжатся?
— Конечно. Раз Миндортранс создал такую систему, чиновникам министерства теперь придется отвечать.
«СП»: Возможны ли скандалы подобного рода в других крупных инфраструктурных проектах?
— Разумеется. На очереди разрекламированный метротрам.
«СП»: На метротрам, кажется, на этот год не выделили федерального финансирования.
— Там тоже нет технико-экономического обоснования. Почему нужна именно такая транспортная система? Как она должна работать? Сколько пассажиров должна перевозить? Ни на один вопрос нет ответа.
Главу комитета дорожного хозяйства Челябинска Рината Кучитарова, который ранее отчитывался перед губернатором за ход дорожных работ вместе с министром Нечаевым, задержали раньше. Ему предъявили претензии по озеленению. Суд по делу Кучитарова начался в декабре 2023 года.
У преемников Кучитарова тоже все было непросто. Николай Кожевников ушел в отставку в январе 2024 года, проработав в должности восемь месяцев.
Сменивший Кожевникова Дмитрий Шиляев был арестован уже в мае за взятку.
После того, как силовики разобрались с дорожными нарушителями (чиновниками) на городском уровне, взялись, видимо, за областной. Сегодня в областном Миндортрансе был заблокирован вход в здание. Силовики вывели задержанных и стали выносить оргтехнику.
Челябинцы делают ставки, кого из областных ВИП-дорожников задержат следующим. Предположения одно смелее другого.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал