Существует огромное количество захватывающих историй об исчезнувших произведениях искусства. Янтарная комната, сокровища крымских музеев-дворцов… Они не обнаружены по сей день! О пропаже картин Сталинградской галереи известно неизмеримо меньше. А ведь среди них были полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Рубенса, Левитана…
В 2005 году в подвале морфологического корпуса Волгоградского медицинского университета рабочие обнаружили обгоревшую, но не потерявшую своего вида, картину. Специалисты установили, что это картина «Маёвка в Царицыне» из Сталинградской галереи, которую считали погибшей во время войны. Находка заставила усомниться в том, что полотна безвозвратно утеряны, и в городе возобновился поиск пропавших работ великих живописцев. Исчезнувшую коллекцию оценивают в сотни миллионов долларов.
Последовавшие затем события Гражданской войны надолго прервали работу галереи. 15 января 1938 года в здании лютеранской кирхи на улице Спасской открылась для посетителей вновь созданная картинная галерея. В 1939 году её директором стал выпускник Сталинградского художественного училища Александр Ивлиев.
Собранию этой галереи могли позавидовать Третьяковка и Эрмитаж. В секции западноевропейского искусства были представлены: картина Вермеера «Читающая письмо» и картина Рубенса «Сыновья художника». В секции русского искусства — полотна Васнецова «Мальчик», «Чиновник», «Нищий», «Мальчик с бутылью», Бенуа «Венеция», картины Айвазовского «Разрушенный мол», «Ночь», «Море», Крамского «Академический рисунок», «Этюд головы», Коровина «Огни Парижа», «Осенний пейзаж», «Весна», Левитана «Река Истра», произведения Репина «Портрет Званцевой», Серова «Натурщица», этюд Иванова к картине «Явление Христа народу», этюды Сурикова к «Степану Разину». В собрании галереи имелись произведения сталинградских и других советских художников, скульптуры и изделия декоративно-прикладного искусства. Хранились там картины Малевича, Кандинского и творение голландского мастера XVII века Лейресса «Жертвоприношение Венере» или «Свадебная сцена перед статуей Венеры», которая входила в число картин Императорского Эрмитажа, подаренных Александром II Московскому Румянцевскому музею к его открытию в 1862 году.
Некоторые волгоградские историки и исследователи считают, что наиболее ценные произведения искусства могли остаться в наследство от Царицынской галереи. Но сведений о ней практически не сохранилось, кроме приведённой выше газетной заметки.
Волгоградский архивист Мария Шишкина предполагает, что на той выставке были представлены предметы искусства, конфискованные советской властью у «кровопийц»: «Однако сказать, что именно эти произведения послужили основой создания Сталинградской галереи, нельзя. Бесспорно одно: галерея обладала бесценной коллекцией».
В 1941 году областное книгоиздательство выпустило каталог «Сталинградская картинная галерея», составителем которого был искусствовед Вячеслав Фильберт. В каталоге было сказано, что в том году в залах галереи значилось 218 экспонатов, из них — девять скульптурных работ, три витрины декоративно-прикладного искусства, а полные фонды галереи насчитывали 331 произведение.
Каталог, по словам специалистов, был составлен без учёта современных требований к изданиям данного типа, в частности, в нем отсутствует датировка произведений, не указаны их размеры.
По сведениям каталога «Культурные ценности — жертвы войны» фонды галереи составляли 618 произведений.
В конце 1930-х начале 1940-х годов Сталинградская картинная галерея являлась одной из самых крупных в Поволжье. В 1940 году в ней была организована отчётная выставка работ художников Сталинграда. 20 мая 1941 года в галерее открылась выставка произведений астраханских и сталинградских художников. По её итогам провели совместное заседание правлений Сталинградского и Астраханского отделения Союза советских художников, на котором был составлен перспективный план творческой работы с целью подготовки к выставке «Наша Родина».
Осенью 1941 года галерея, как и другие музеи города, была закрыта.
По решению исполнительного Комитета Сталинградского областного совета депутатов трудящихся от 24 октября 1941 года произведения картинной галереи должны были в трёхдневный срок эвакуировать в село Иловатку Гмелинского района Сталинградской области. Далее произошло нечто загадочное и подозрительное.
Экспозиции других музеев без особых проблем вывезли из города, а произведения галереи отчего-то отправили в подвал драматического театра имени М. Горького. Предположительно занимался этим художник Николай Любимов, поскольку директор галереи Александр Ивлиев к тому времени ушёл на фронт.
В подвале театра произведения искусства оставались до начала штурма Сталинграда с воздуха 23 августа 1942 года.
На этом заканчивается доподлинно известная история галереи, и начинаются версии её судьбы.
По словам свидетелей, утром на набережной в центре города они видели грузовую машину драматического театра. Сопровождавший её художник Театра юного зрителя Поздняков сообщил, что машина с произведениями искусства из собрания галереи следует для погрузки на пароход. До массированной бомбардировки города оставалось несколько часов.
Исследователи высказывают разные версии гибели коллекции картинной галереи. Согласно первой — экспонаты погибли во время перевозки по Волге, в баржу угодила авиабомба. Вторая версия гласит, что коллекция, погружённая в железнодорожные вагоны погибла, опять же от попадания авиабомбы, на железнодорожных путях, которые в те годы проходили по Центральной набережной. Третья версия: произведения искусства были уничтожены во время бомбардировки города.
Следы Позднякова затерялись. Александр Ивлиев и Николай Любимов погибли на фронте. Свидетелей, способных рассказать, куда отправили экспонаты галереи, не осталось.
Марии Шишкиной удалось установить, что ходили слухи об эвакуации галереи в город Камышин Сталинградской области, однако они не подтвердились. Официально было решено, что галерея безвозвратно утрачена.
Три года назад выяснилось, что в 1942 году в Сталинграде исчезли не только произведения из коллекции местной картинной галереи, но и экспонаты Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. В 1938 году, после открытия галереи в Сталинграде, в неё были переданы 100 гравюр художников советского периода, о чём свидетельствует акт о передаче, в котором указаны номера произведений по инвентарю Астраханской картинной галереи. Согласно сведениям книги выдачи Астраханской картинной галереи в Сталинградскую галерею в июне 1941 года из Астрахани также было направлено 20 произведений русской живописи и графики. Однако акт от 12 июля 1941 года возвращён в Астрахань неподписанным.
В перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны вошли 155 музеев. Это не только учреждения, находившиеся на оккупированных территориях, но и те, чьи коллекции погибли при бомбежках, артобстрелах, пожарах, пропали во время эвакуации. Например, Государственный Эрмитаж лишился в ходе войны 1685 предметов. О Сталинградская картинной галерее в списке сказано, что она была полностью уничтожена в результате бомбардировок.
— В период Великой Отечественной войны многие ценнейшие музейные экспонаты пропали оттого, что были предметом пристального внимания печально известного гитлеровского айнзацштаба по культурным ценностям. Экспонаты Сталинградской картинной галереи исчезли в городе, в который ещё не вступили захватчики, — говорит исследователь ситуации с исчезновением экспонатов галереи Станислав Василевский. — Поскольку одна из картин обнаружена, можно предположить, что где-то находятся и другие. И, хотя коллекция галереи считается погибшей, по сей день энтузиасты-одиночки пытаются выяснить, что случилось с ней, есть ли надежда хоть что-то отыскать.
На месте кирхи, в которой размещалась галерея, нынче находится огромное здание прокуратуры Волгоградской области. На противоположной стороне улицы — областной краеведческий музей, благополучно вернувшийся после войны из эвакуации.
Фотографии: Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова, «Сталинградская картинная галерея: каталог выставки», Сталинград, 1941. С. 3.