Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 июля 2011 14:59

Потерянная галерея

Картины известных художников, исчезнувшие во время войны в Сталинграде, признаны уничтоженными. Но исследователи утверждают, что их можно найти

3399

Существует огромное количество захватывающих историй об исчезнувших произведениях искусства. Янтарная комната, сокровища крымских музеев-дворцов… Они не обнаружены по сей день! О пропаже картин Сталинградской галереи известно неизмеримо меньше. А ведь среди них были полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Рубенса, Левитана…

В 2005 году в подвале морфологического корпуса Волгоградского медицинского университета рабочие обнаружили обгоревшую, но не потерявшую своего вида, картину. Специалисты установили, что это картина «Маёвка в Царицыне» из Сталинградской галереи, которую считали погибшей во время войны. Находка заставила усомниться в том, что полотна безвозвратно утеряны, и в городе возобновился поиск пропавших работ великих живописцев. Исчезнувшую коллекцию оценивают в сотни миллионов долларов.

Последовавшие затем события Гражданской войны надолго прервали работу галереи. 15 января 1938 года в здании лютеранской кирхи на улице Спасской открылась для посетителей вновь созданная картинная галерея. В 1939 году её директором стал выпускник Сталинградского художественного училища Александр Ивлиев.

Собранию этой галереи могли позавидовать Третьяковка и Эрмитаж. В секции западноевропейского искусства были представлены: картина Вермеера «Читающая письмо» и картина Рубенса «Сыновья художника». В секции русского искусства — полотна Васнецова «Мальчик», «Чиновник», «Нищий», «Мальчик с бутылью», Бенуа «Венеция», картины Айвазовского «Разрушенный мол», «Ночь», «Море», Крамского «Академический рисунок», «Этюд головы», Коровина «Огни Парижа», «Осенний пейзаж», «Весна», Левитана «Река Истра», произведения Репина «Портрет Званцевой», Серова «Натурщица», этюд Иванова к картине «Явление Христа народу», этюды Сурикова к «Степану Разину». В собрании галереи имелись произведения сталинградских и других советских художников, скульптуры и изделия декоративно-прикладного искусства. Хранились там картины Малевича, Кандинского и творение голландского мастера XVII века Лейресса «Жертвоприношение Венере» или «Свадебная сцена перед статуей Венеры», которая входила в число картин Императорского Эрмитажа, подаренных Александром II Московскому Румянцевскому музею к его открытию в 1862 году.

Некоторые волгоградские историки и исследователи считают, что наиболее ценные произведения искусства могли остаться в наследство от Царицынской галереи. Но сведений о ней практически не сохранилось, кроме приведённой выше газетной заметки.

Волгоградский архивист Мария Шишкина предполагает, что на той выставке были представлены предметы искусства, конфискованные советской властью у «кровопийц»: «Однако сказать, что именно эти произведения послужили основой создания Сталинградской галереи, нельзя. Бесспорно одно: галерея обладала бесценной коллекцией».

В 1941 году областное книгоиздательство выпустило каталог «Сталинградская картинная галерея», составителем которого был искусствовед Вячеслав Фильберт. В каталоге было сказано, что в том году в залах галереи значилось 218 экспонатов, из них — девять скульптурных работ, три витрины декоративно-прикладного искусства, а полные фонды галереи насчитывали 331 произведение.

Каталог, по словам специалистов, был составлен без учёта современных требований к изданиям данного типа, в частности, в нем отсутствует датировка произведений, не указаны их размеры.

По сведениям каталога «Культурные ценности — жертвы войны» фонды галереи составляли 618 произведений.

В конце 1930-х начале 1940-х годов Сталинградская картинная галерея являлась одной из самых крупных в Поволжье. В 1940 году в ней была организована отчётная выставка работ художников Сталинграда. 20 мая 1941 года в галерее открылась выставка произведений астраханских и сталинградских художников. По её итогам провели совместное заседание правлений Сталинградского и Астраханского отделения Союза советских художников, на котором был составлен перспективный план творческой работы с целью подготовки к выставке «Наша Родина».

Осенью 1941 года галерея, как и другие музеи города, была закрыта.

По решению исполнительного Комитета Сталинградского областного совета депутатов трудящихся от 24 октября 1941 года произведения картинной галереи должны были в трёхдневный срок эвакуировать в село Иловатку Гмелинского района Сталинградской области. Далее произошло нечто загадочное и подозрительное.

Экспозиции других музеев без особых проблем вывезли из города, а произведения галереи отчего-то отправили в подвал драматического театра имени М. Горького. Предположительно занимался этим художник Николай Любимов, поскольку директор галереи Александр Ивлиев к тому времени ушёл на фронт.

В подвале театра произведения искусства оставались до начала штурма Сталинграда с воздуха 23 августа 1942 года.

На этом заканчивается доподлинно известная история галереи, и начинаются версии её судьбы.

По словам свидетелей, утром на набережной в центре города они видели грузовую машину драматического театра. Сопровождавший её художник Театра юного зрителя Поздняков сообщил, что машина с произведениями искусства из собрания галереи следует для погрузки на пароход. До массированной бомбардировки города оставалось несколько часов.

Исследователи высказывают разные версии гибели коллекции картинной галереи. Согласно первой — экспонаты погибли во время перевозки по Волге, в баржу угодила авиабомба. Вторая версия гласит, что коллекция, погружённая в железнодорожные вагоны погибла, опять же от попадания авиабомбы, на железнодорожных путях, которые в те годы проходили по Центральной набережной. Третья версия: произведения искусства были уничтожены во время бомбардировки города.

Следы Позднякова затерялись. Александр Ивлиев и Николай Любимов погибли на фронте. Свидетелей, способных рассказать, куда отправили экспонаты галереи, не осталось.

Марии Шишкиной удалось установить, что ходили слухи об эвакуации галереи в город Камышин Сталинградской области, однако они не подтвердились. Официально было решено, что галерея безвозвратно утрачена.

Три года назад выяснилось, что в 1942 году в Сталинграде исчезли не только произведения из коллекции местной картинной галереи, но и экспонаты Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. В 1938 году, после открытия галереи в Сталинграде, в неё были переданы 100 гравюр художников советского периода, о чём свидетельствует акт о передаче, в котором указаны номера произведений по инвентарю Астраханской картинной галереи. Согласно сведениям книги выдачи Астраханской картинной галереи в Сталинградскую галерею в июне 1941 года из Астрахани также было направлено 20 произведений русской живописи и графики. Однако акт от 12 июля 1941 года возвращён в Астрахань неподписанным.

В перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны вошли 155 музеев. Это не только учреждения, находившиеся на оккупированных территориях, но и те, чьи коллекции погибли при бомбежках, артобстрелах, пожарах, пропали во время эвакуации. Например, Государственный Эрмитаж лишился в ходе войны 1685 предметов. О Сталинградская картинной галерее в списке сказано, что она была полностью уничтожена в результате бомбардировок.

— В период Великой Отечественной войны многие ценнейшие музейные экспонаты пропали оттого, что были предметом пристального внимания печально известного гитлеровского айнзацштаба по культурным ценностям. Экспонаты Сталинградской картинной галереи исчезли в городе, в который ещё не вступили захватчики, — говорит исследователь ситуации с исчезновением экспонатов галереи Станислав Василевский. —  Поскольку одна из картин обнаружена, можно предположить, что где-то находятся и другие. И, хотя коллекция галереи считается погибшей, по сей день энтузиасты-одиночки пытаются выяснить, что случилось с ней, есть ли надежда хоть что-то отыскать.

На месте кирхи, в которой размещалась галерея, нынче находится огромное здание прокуратуры Волгоградской области. На противоположной стороне улицы — областной краеведческий музей, благополучно вернувшийся после войны из эвакуации.

Фотографии: Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова, «Сталинградская картинная галерея: каталог выставки», Сталинград, 1941. С. 3.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня