Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Монастыринг» — фейкинг или правдинг? Кому выгодны разговоры о «повальном уходе зумеров» в монастыри

Новый тренд — словно культовый суслик, которого никто не видит, а он есть

2989
«Монастыринг» - фейкинг или правдинг? Кому выгодны разговоры о «повальном уходе зумеров» в монастыри
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:

На излете второй декады нынешнего марта, 16 и 17 числа, подмосковные СМИ различного уровня подчинения массово сообщили своей целевой аудитории о том, что ряд православных монашеских обителей, действующих в Московской области и ряде соседних регионов, готовы принять всех желающих граждан в рамках «монастыринга».

При этом была сделан акцент на нескольких нюансах.

Во-первых, на том, что этот самый «монастыринг» — новый вид туризма, стремительно набирающий обороты в соцсетях среди поколения «зумеров».

А, во-вторых, на том, что это уникальный способ соединить отдых с работой и духовным обогащением для желающих отдохнуть от городской суеты, погрузившись в обычный распорядок дня того или иного православного монастыря.

Читайте также
В знаменитой клинике пластической хирургии умерла мать троих детей В знаменитой клинике пластической хирургии умерла мать троих детей Следственный комитет разбирается в причинах гибели женщины, заплатившей 560 тысяч рублей за операцию

Тут бы самое время порадоваться за наше подрастающее поколение, за то, что оно вроде бы проявляет здравый смысл и начинает активно интересоваться духовной составляющей, отказываясь хотя бы на время от засилья цифровых гаджетов, предпочитая вместо заграничных курортов проводить неделю-другую в монастырских кельях и выполняя трудовые послушания на свежем воздухе, однако третьим нарочито подчеркнутым нюансом вдруг стало то, что Подмосковье становится всё более привлекательным регионом для туристов, по итогам 2024 года занявшим 4 место в России по доходам от гостиничного бизнеса.

И на этом последнем фоне довольно резко стали проступать остальные нюансы этого явления, как минимум вызывающие ряд серьезных вопросов к «монастырингу».

Как-то вдруг вспомнилось, что первая волна массовых сообщений об этом молодежном тренде пришлась на вторую декаду октября 2024 года. Тогда широкой общественности стало известно, что его невольной основательницей стала 27-летняя (!) Анастасия Ащеулова, выложившая в одну из соцсетей видеоотчет о своем посещении одного монастыря в Татарстане.

Именно тогда отдельные депутаты Госдумы назвали «монастыринг» лучшей заменой квадробингу, а протоиерей Андрей Ткачев написал в своем tg-канале, что не знает, насколько это правда, «но если да, то суть в том, что молодые люди вместо обращения к психологам и коучам, отправляются на пару недель в православный монастырь», где едят монастырскую кашу, работают на послушаниях, по желанию посещают службы".

«Если это факт, то перед нами еще одна травинка, проросшая сквозь асфальт. Это сама русская молодежь ищет и находит способы исцелиться от проклятий цивилизации», — резюмировал отец Андрей.

Потом «монастыринг» практически исчез из поля зрения СМИ и соцсетей, внезапно возникнув снова уже в марте 2025 года.

Казалось бы, за 5 месяцев уже все священники должны были бы знать практически все о «массовом тренде среди поколения зумеров», но в том же Подмосковье представители православного духовенства, к которым «СП» обратилась за разъяснениями, по-прежнему никакими конкретными данными о «православном ретрите», как еще якобы называют этот тренд сами «зумеры», не обладают.

«Если это действительно так и есть, и молодые люди впрямь вместо психологов стали отправляться на неделю-другую в монастыри, это хорошо», — это единственное, что они смогли сказать.

Анализ соцсетей, которые за пять-то месяцев должны были, по логике вещей, переполниться информацией о «монастыринге» и восторженными отзывами тех самых «зумеров», показал, что с октября прошлого года по март нынешнего практически все сообщения о «новом тренде среди молодежи» были просто перепостами одной и той же «новости» на страничках региональных СМИ.

Интересная ситуация получается, сродни легендарному диалогу героев культового фильма Романа Качанова «ДМБ»:

— Видишь суслика?

— Нет.

— И я не вижу. А он есть.

Кому и зачем понадобилось повторять его в такой форме? А главное, зачем и кому потребовалось называть «новым трендом среди молодежи» явление, которое вот уже не одну сотню лет известно на Руси как трудничество паломников, да еще и давать ему столь режущее русское ухо название?

— Ну, само слово «монастыринг» и впрямь диковатое, ­- поделился с «СП» своим впечатлением публицист, историк, член Изборского клуба Владимир Можегов.

— Мне встречалось еще одно модное словечко с популярным нынче западным «инговым» окончанием, «избинг». Но тут хотя бы понятно, что речь в данном случае идет о туризме в традиционных русских условия. «Монастыринг» же и выглядит смешно и нескладно, и что конкретно под ним подразумевается, мне лично не понятно, потому что я как-то не сталкивался с ним.

Если это действительно какое-то движение молодежное для того, чтобы приобщиться к монастырской жизни, поработать летом во славу Божию, то, в общем, ничего плохого в этом, наверное, нет.

Допускаю, что при всей угловатости такой словесной конструкции, вполне возможно, за ней скрывается что-либо вполне приличное.

Читайте также
Константин Бондаренко: Теперь Штаты - главный враг Украины, и придется опять переписывать историю Константин Бондаренко: Теперь Штаты — главный враг Украины, и придется опять переписывать историю Кто там? Телеграм! О чем говорят лидеры общественного мнения — самое интригующее и спорное на этот час

Тогда, может быть, стоило бы эту тенденцию назвать по-другому как-то, привести к нормальным языковым формам человеческим, удобопонятным на русском языке. Тогда, вероятно, из этого вырастет что-то по-настоящему доброе.

«СП»: Не только вы, но и многие действующие священники разводят руками и не могут четко сказать, что это за зверь такой — «монастыринг», и кто его «родители», хотя в Сети он муссируется уже довольно давно. Возможно, его корни следует искать где-нибудь в недрах какого-либо вполне светского департамента? Скажем, молодежной политики? Или это поколение зумеров так корявенько для русского уха проявляет собственную инициативу?

— Обычно если в России реализуется какой-то общественный проект, исходящий из властных недр, то это делается под какие-то инвестиции, под каких-то лидеров общественного мнения. Как это было в свое время, например, с движением «Наши».

С которым по итогу ничего хорошего из этого не получилось, но, в любом случае, было хотя бы четко понятно, что это действительно властный проект, в который вкладывались деньги.

В общем, если бы «монастыринг» был действительно «государевым проектом», мы бы все о нем слышали, и уж тем более понимали что это такое, и кто тут лидер.

«СП»: А если предположить, что корни «монастыринга» произрастают из церковных недр? Есть ли острая нужда православию нашему так заигрывать с молодыми зумерами?

— Насколько можно судить в условиях ограниченной информации о «монастырнинге», то, на мой сугубый взгляд, лавры его «изобретения» следует, скорее, отдать людям, занимающимся экотуризмом.

В этом видится некоторая логика — в связи с последними событиями народ перестал в массе своей выезжать за границу.

Следовательно, у туроператоров появился стимул искать некие новые возможности для развития внутреннего туризма. Если судить по тому, что этот тренд получил модное «инговое» окончание, такое предположение может быть не так уж и далеко от истинного положения вещей.

На мой взгляд, если здесь грамотно и правильно перехватить инициативу, а в Русской православной церкви есть творческие служители, которые способны вплотную заняться молодежной работой, то из этого «тренда» может выйти действительно хорошая, правильная инициатива.

Вопрос только в том, кто конкретно этим будет заниматься. Сколько уже раз наступали в молодежной политике на одни и те же грабли. Из тех же «Наших», несмотря на активность, ничего так и не получилось на выходе, кроме полной дискредитации идеи как таковой.

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня