
На днях разговорилась с учительницей из города Реж Свердловской области Мариной Шаровой. Жалуется: «Дети мигрантов — едва ли не половина класса, на уроках на учителя не обращают никакого внимания, когда вызываешь в школу родителей, требуют переводчика и общения только с мужчиной-педагогом, женщин-учителей они не воспринимают. Держатся их дети отдельно, к нашим ребятишкам относятся враждебно.
Но главное — я в свое свободное время вынуждена заниматься с ними русским языком, потому что родители по-русски почти не говорят, а иначе эти дети программу просто не усвоят, и у меня будут проблемы из-за низкой успеваемости в классе. При этом мне никто за эти дополнительные занятия с детьми мигрантов не доплачивает".
Проблема обучения детей мигрантов в российских школах стоит остро и давно. И касается она, к сожалению, не только их, но и наших детей, которые теряют интерес к учебе, начинают отставать в прохождении программы, пока учитель растолковывает приписные истины юным представителям дружественных среднеазиатских стран.
Судя по всему, скоро ситуация в школах должна поменяться. И для детей мигрантов, и для их родителей. Правила экзаменов для детей мигрантов ужесточаются. Вступил в силу Закон об условиях зачисления детей мигрантов в российские школы. Об этом в деталях рассказал в своем телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Теперь запрещается принимать в школы детей мигрантов без проверки законности их нахождения на территории нашей страны, а также в случае отсутствия достаточного уровня знания русского языка.
Изначально Рособрнадзор установил правило: для успешной сдачи тестирования по русскому языку детям мигрантов необходимо будет правильно выполнить всего 30% работы. Сейчас правила изменились.
Для поступления: в 1-й класс необходимо правильно ответить на 9 из 10 заданий; в 2−5 классы — на 18 из 20 заданий; в 6−9 классы — на 20 из 22 заданий; в 10−11 классы — на 22 из 24 заданий. Иными словами, сегодняшнее решение предполагает, что для зачисления в школу правильных ответов должно быть 90%.
По данным МВД, на 1 января 2025 года в России находилось 783 593 несовершеннолетних мигрантов. Думается, после введения новых правил их число существенно сократится.
Однако возникает другой вопрос. Не начнут ли дети мигрантов, не прошедшие тестирование и не поступившие в школу, организовывать агрессивные группировки или создавать какие-то параллельные криминальные структуры? С таким вопросом мы обратились к члену СПЧ при президенте Кириллу Кабанову.
— Наша задача как раз избавить Россию от таких криминальных мигрантских группировок. Ведь с чего началась вся наша работа по введения ограничений и нормативов обучения детей мигрантов в российских школах? Три года назад в Обнинске Калужской области двумя мигрантами-подростками была совершена попытка изнасилования русской 11-летней девочки, ученицы 4-го класса.
В городе разразился скандал, который дошел до Москвы. В результаты я выехал на место, чтобы разобраться в ситуации и продумать с местной администрацией города дальнейшие действия.
После обсуждения этой ситуации глава СПЧ Валерий Фадеев высказался за ужесточение мер пребывания членов семей мигрантов в нашей стране. В частности, их несовершеннолетних детей.
«СП»: Предположим, ребенок-мигрант не сдал экзамен на знание русского. Какие меры воздействия будут применяться к его родителям?
— Ребенку дадут повторную попытку сдачи экзамена, но если он и ее провалит, тогда его родители будут привлечены к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей.
Это автоматически ведет к депортации семьи из России. Я вообще считаю: если мигранты хотят, чтобы их дети получали образование в России, пусть учатся в школах при посольствах своих республик. Почему они не пользуются такой возможностью? Там у них идентичная культурная среда, преподавание ведется на понятном им языке. При чем тут российские школы?
«СП»: Много раз говорилось о запрете въезда в Россию мигрантов вместе с семьями. Но этот механизм, выходит, не работает?
— Надеюсь, что сейчас он заработает. Цель ужесточения правил поступления детей мигрантов в российские школы — как раз создать препятствия для завоза мигрантами в Россию своих семей, — резюмировал член СПЧ Кирилл Кабанов.
Мы поинтересовались мнением педагогов на этот счет, и выяснилось, что отношение к новым правилам поступления мигрантов в российские школы далеко не однозначно. Так, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург считает, что детей мигрантов надо просто с раннего возраста помещать в российскую культурную и языковую среду, и тогда проблем не будет.
— Я считаю, что по поводу ужесточения приема детей мигрантов в российские школы принято торопливое решение. Наша 109-я московская школа много лет сотрудничает с кафедрой филологии РУДН, там накоплен большой опыт преподавания русского языка как иностранного, мы используем эти наработки в адаптации детей мигрантов. Наш опыт показывает, что у маленьких детей хорошо развит фонематический слух, и если с детского сада, с 3-х лет ребенок попадает в российский детский сад, к школьному возрасту он вполне владеет русским.
«СП»: А бывает ли так, что в вашей школе дети мигрантов просто, как говорится, «не тянут» программу, не понимают русский. Как вы поступаете в этом случае?
— Педагоги ведут в этом случае с ними внеурочные занятия в системе дополнительного образования, и эти дополнительные часы мы учителям оплачиваем. Но вообще я бы в вопросе приема в школу по принципу знания русского языка не «рубил с плеча».
Вот, скажем, ко мне в школу поступает ребенок-дагестанец или чеченец, гражданин России. Но русским владеет слабо. Почему он тогда не проходит экзамен по русскому? Не просматривается ли здесь дискриминация? — считает педагог Евгений Ямбург.
С другой стороны, если дети мигрантов массово не будут проходить экзамены, а МВД не будет предпринимать активных мер по депортации их родителей, все может обернуться формированием криминальных этнических группировок. Число преступлений несовершеннолетних мигрантов в 2024 году увеличилось на 10%, а число особо тяжких деяний у них возросло более чем в двое. Об этом сообщает телеграм-канал Следкома РФ.
Должны ли сейчас структуры МВД подключиться к мониторингу результатов сдачи экзаменов по русскому детьми мигрантов? С таким вопросом мы обратились к зампреду комитета по региональной политике Госдумы Михаилу Матвееву.
— Я считаю, что не прохождение ребенком-мигрантом экзамена по русскому языку должно стать основанием для депортации всей его семьи.
Также я бы рекомендовал Ювенальной юстиции, которая любит заглядывать в холодильники в российских семьях и интересоваться количеством игрушек у детей, провести рейд по таким вот семьям мигрантов, где родители не занимаются воспитанием и образованием своих детей. И по факту проверки поднять вопрос об изъятии такого ребенка из семьи или лишении родительских прав — в случае, если у мигрантов есть российское гражданство.
Механизмов для того, чтобы мигранты не завозили в Россию свои семьи, сейчас достаточно. Не хватает одного: политической воли.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».