
В Екатеринбурге опять скандал: в миграционный центр на улице Сулимова на днях пытались одновременно попасть 460 человек. Гигантские очереди стали формироваться с ночи. При этом талонов на прием не хватало.
Мигранты записывались на прием в обычной тетради. Однако за день сотрудники ведомства успевали принять все равно не более 100 человек. В результате мигранты вынуждены были записываться на несколько дней вперед. Проблема нарастает как снежный ком.
Неужели в столице Урала оказалось так много мигрантов, что соответствующее ведомство просто не в состоянии обслуживать всех, кто обратился с тем или иным запросом?
Понятно, что к 1 мая истечет срок президентской амнистии для нелегальных мигрантов (нужно либо легализоваться, либо добровольно уехать из России). Однако в других региональных столицах такого коллапса почему-то не наблюдается.
«Свободная Пресса» поговорила о причинах неприятного явления с президентом Уральской ассоциации беженцев Людмилой Лукашевой.
«СП»: Людмила Семеновна, по какой причине в Екатеринбурге опять возникли такие очереди мигрантов?
— Это от небольшого ума. Но не столько самих мигрантов, сколько руководящих работников управления по вопросам миграции. Офис на улице Сулимова не соответствовал потребностям большого города (население Екатеринбурга более 1,5 млн человек — «СП») уже в момент открытия. Половина помещения — это какие-то платные услуги, офисы разных организаций. Не учли, что офис управления миграции находится в спальном районе.
«СП»: Наверное, если большой спрос, может помочь электронная очередь?
— Во всем мире так. Электронная очередь помогает навести порядок. В Екатеринбурге с мигрантами вышло по-другому.
«СП»: А что в других областных центрах? В том же Челябинске, например. Или в Тюмени.
— В Челябинске нет такого скопления мигрантов почему-то. Значит, там грамотнее организовали работу. Кстати, в Свердловской области есть положительный пример Первоуральска. Где очень четко все продумано, чтобы не провоцировать появление очередей. Но есть иной пример маленького Березовского. Там на одном инспекторе управления миграции столько функций, что она очень быстро профессионально выгорает.
Нет понятного навигатора для заявителей. В результате очень много сумбура в работе отделения. Хотя в Березовском не так уж много мигрантов.
Но я сама пробовала дозвониться по телефону до инспектора и не смогла. И не потому, что инспектор плохо работает. У нее на самом деле непрерывно поступают телефонные звонки. Может, стоило нанять еще одного инспектора?
«СП»: Получается, все зависит не столько от ведомства, сколько от конкретных сотрудников, в нем работающих?
— И да, и нет. Все-таки в Свердловской области, полагаю, проблема идет от плохой организации процесса со стороны руководителей управления по вопросам миграции. Сами инспекторы тоже недовольны тем, как все организовано.
Но они на своем уровне не могут ничего исправить. Достаточно сказать, что в Екатеринбурге ни один отдел по вопросам миграции (их семь по числу районов города) не соответствует административному регламенту МВД.
Мигрантов принимают в старых зданиях бывших детских садов, абсолютно не приспособленных для этого. Нередко на втором этаже. А ведь на прием приходят и бабушки, и женщины с колясками. Куда смотрит тот же Госпожнадзор, интересно? Ждут ЧП?
«СП»: Может, сами мигранты виноваты, что в последний месяц действия президентской амнистии спохватились. Почему раньше не пришли, чтобы легализовать свое пребывание в России?
— А кто этим мигрантам рассказал про указ президента, дающий им такое правое? В январе сами рядовые сотрудники миграционного управления были не в курсе, что Владимир Путин издал такой указ. Потом, когда узнали, стали блокировать счета в банках мигрантам. И тогда уже мигранты пошли на прием в управление. И стали возникать очереди.
«СП»: Наверное, все-таки некоторые мигранты рассчитывали или даже сейчас рассчитывают остаться в России нелегально, никуда не ходить, не узаконивать свое пребывание в России. В расчете, что до них не дойдут руки у МВД.
— Вряд ли. Не знаю ни одного случая, кто из мигрантов злостно и сознательно уклонялся бы от прохождения процедуры легализации. Стоять сутками в таких очередях, понятно, не хочется. Да и времени у людей на это может не быть. Они стараются заработать деньги для своих семей.
«СП»: Вы хотите сказать, что нелегальными мигранты становятся вынужденно?
— Во многом — да. В этом вина руководства управления по вопросам миграции Свердловской области. Хотя в некоторых других регионах России тоже не все в порядке. Есть впечатление, что бардак в миграционном ведомстве начался тогда, когда его передали под крыло МВД. Просто представьте, вы — один из этих 460 мигрантов, которые стоят в очереди. А в день проходит только 100 человек. А у вас работа вообще-то, которую не хотелось бы терять.
«СП»: Представил. У меня не будет столько времени стоять в очереди.
— Ну вот. Могу привести пример с одним киргизом, который имел действующую регистрацию в собственной квартире в Екатеринбурге.
Он поехал на отдых в другой регион. И не знал, что во время отпуска его вдруг уволят. А раз у него уже нет работы, его быстренько ловят и в суде признают нелегальным мигрантом.
«СП»: Неужели все годы такой бардак, как мигрантами стало заниматься ГУ МВД Свердловской области?
— Бывают исключения. С мигрантами из Украины смогли же нормально поработать. Таких очередей, как сейчас, не было. В целом все было намного организованней. Но теперь управления по вопросам миграции выглядят как разлагающаяся система. Вы понимаете, что мы все в каком-то смысле мигранты?
«СП»: Не совсем понял.
— Мы где получаем паспорта? В паспортном столе? Нет, в миграционном управлении. Да и не только паспорта.
«СП»: Интересно, прокуратура наводит порядок с этими очередями мигрантов?
— Увы. На днях я получила ответ городского прокурора. Ощущение, что она не по земле ходит, а по небу летает. И уверена, что все в порядке, все правила исполняются. Ей бы побывать на месте, пообщаться с теми же мигрантами. А не бумажки перебирать.
«СП»: Как предлагаете перестроить систему работы в управлениях по вопросам миграции?
— Для начала надо показать самим сотрудникам управления, как использовать Реестр контролируемых лиц. А гражданам России стоит объяснить, что если увидел нелегальных мигрантов, надо обращаться по такому-то телефону.
А пока непонятно, куда звонить… И отношение к тем же мигрантам в упомянутом ведомстве нормальным не назовешь. На минуту человек опоздал — его уже не примут. Талон на прием получить — целая проблема. Думаю, должен работать принцип «одного окна» для приема документов.
А потом уже можно вызывать заявителя, если каких-то документов не хватает. На прошлой неделе отправила доклад в правительство, что нужно изменить в работе с мигрантами.
«СП»: И что же?
— В первую очередь срочно переработать бланки заявлений на получение вида на жительство, на оформление гражданства. Там и русскому человеку сложно разобраться. А что говорить об иностранцах? Мигрантов сначала зазывали в Россию, обещали тут теплый прием, работу.
А потом начали на них настоящую охоту. Больше всего гоняются за таджиками. Хотя с Таджикистаном у России есть соглашение о двойном гражданстве. Понятно, что теракт в «Крокус Сити» повлиял.
«СП»: Интересно, сколько на сегодня нелегальных мигрантов в Свердловской области, например?
— Этого и в МВД не скажут. Они же нелегальные мигранты. Как их посчитаешь? Судя по очередям, много людей. Счет идет на тысячи человек. Удивительно, но муниципальные услуги в Свердловской области оказывают в целом на должном уровне. Там нет очередей. А вот услуги мигрантам (это государственные услуги) — будто на уровне какого-то кишлака. Я не преувеличиваю.
«СП»: И какой выход?
— Нужна межведомственная структура с участием представителей МВД, прокуратуры, местного самоуправления. Если ставить цель навести порядок в миграционных вопросах.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».