
История с генералом Иваном Поповым, длившаяся с мая прошлого года, сегодня завершилась резонансным решением. Тамбовский гарнизонный военный суд приговорил бывшего командующего 58-й армией ВС России Ивана Попова к пяти годам колонии по делу о мошенничестве и служебном подлоге.
«Попова Ивана Ивановича признать виновным в совершении преступления… назначить наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима», — огласил решение судья Дмитрий Летуновский.
Ивана Попова также лишили звания генерал-майор и назначили штраф в размере 800 тысяч рублей.
«И даже когда шторм вздымает толщи воды, помни: маяк — это ты», — так прокомментировал вынесенное решение журналистам осужденный Попов.
По версии следствия, Иван Попов причастен к хищению в 2023 году более 1,7 тысячи тонн изделий металлопроката, закупленных военно-гражданской администрацией Запорожской области в порядке предоставления гуманитарной помощи.
Эти материалы стоимостью более 100 миллионов рублей предназначались для оборудования инженерных оборонительных сооружений на линии боевого соприкосновения. При этом за свои «услуги», как считает Следственный комитет, генерал получил чуть более миллиона рублей. Попова обвинили по статьям «Особо крупное мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору» и «Служебный подлог». Сам фигурант не признал вину.
Бывший командир 58-й армии Попов был чрезвычайно популярен в войсках. Но теперь с армией ему, возможно, придется проститься. По крайней мере на ближайшие 5 лет, если ситуация не получит продолжния. Звание — отобрано. Форма — сменена на тюремную робу. Бронежилет и каска остались на складах. Вместо фронта — СИЗО Тамбовской области, впереди — колония.
Как известно, Попов неоднократно просил вернуть его в зону специальной военной операции и обращался по этому поводу к президенту России Владимиру Путину. В начале апреля адвокат экс-командующего 58-й армией сообщил, что Минобороны согласилось заключить с ним контракт на участие в СВО. Военные источники утверждали, что по возвращении на фронт Попов будет командовать одним из штурмовых отрядов «Шторм Z». Суд, однако, оставил его под арестом.
Почему не была услышана просьба бывшего командующего армией и его обращение к президенту не нашло положительного ответа? С таким вопросом мы обратились к капитану первого ранга запаса, вице-президенту Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константину Сивкову.
— Я не собираюсь оспаривать решение суда и данные следствия. Была проведена большая работа. А вот оценить влияние этого решения на общество вполне могу. Я считаю себя сторонником власти и противник любых экстремистов и оппозиционеров. Но указывать на ошибочные с моей точки зрения шаги власти могу и считаю себя обязанным, чтобы предотвратить социально-подитическую нестабильность. В этом контексте я и оцениваю осуждение экс-генерала Попова.
Попов опасен для власти. Он открыто и жёстко критиковал военное руководство и не скрывал свою позицию, доводя ее до подчиненных. Пользовался и пользуется огромным авторитетом в военной среде. Отправлять его на СВО в качестве командира штурмового отряда было крайне опасно. Его решили нейтрализовать путем изоляции.
А кража 1700 тонн металлоконструкций? Реальность этого преступления для политики значения не имеет. Арест авторитетного и успешного фронтового генерала в условиях боевых действий, да ещё по обвинению в краже целого железнодорожного эшелона металлоконструкций в зоне СВО, в обществе, особенно в военной среде, рассматривается как чисто политический акт.
«СП»: Миллион рублей, которые по версии суда Попов получил за операцию, связанную с хищением металлопроката — это какая-то заоблачная для генерала сумма?
— По данным прокуратуры, Попов получил от участия в хищении китайский автомобиль за 4 млн руб. и 1,4 млн деньгами. Столько он мог элементарно заработать за два года фронта в должности командарма. На фоне официальных сообщений о том, что несколько десятков российских бизнесменов только из списка Форбс увеличили свои состояния более чем на 12 млрд долларов только за 2024 год, подобные «хищения» выглядят просто смешно.
И как «вишенка на торте" — сообщение, что «главный сообщник» Попова, генерал-лейтенант Цоков, зам. командующего Южным военным округом, стал Героем России посмертно, поскольку пал в бою. Для того, чтобы сделать этих двух генералов «политическими мучениками», большего сделать было нельзя, — считает Константин Сивков.
Иван Попов обращался с письмом к президенту. Почему, несмотря на это, судом было вынесено столь суровое решение? С таким вопросом мы обратились к генерал-полковнику в отставке Леониду Ивашову.
— Я могу расценивать это как месть со стороны высокопоставленных военных экс-командующему 58-й армией Ивану Попову. В условиях боевых действий такое жесткое решение в отношении популярного в военной среде человека может вызвать негативные настроения. Попов отличался в военной среде своими инициативами, это был мыслящий генерал, который всю душу вкладывал в исполнение своих обязанностей.
Глядя на происходящее, многие военные могут решить: «Зачем инициативы? Зачем стараться? Буду делать что скажут, ни шагу влево, ни шагу вправо». А без инициативы побеждать невозможно.
«СП»: И все же: почему, на ваш взгляд, не нашло положительного решения обращение экс-генерала Попова к президенту?
— Президент говорит, что суды ему не подчиняются. К тому же в военных прокуратурах царит бюрократия. К сожалению, много формализма и равнодушия к судьбам людей, — считает генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов.
Экс-спикер парламента Новороссии, политик Олег Царев высказался о лишении генерала Попова воинского звания и осуждения на 5 лет колонии лаконично, но красноречиво:
— Решения суда не обсуждается. Его можно обжаловать в установленном законом порядке. Я лично давать оценку решению суда не возьмусь. Скажу одно: в войсках это решение будет иметь негативный резонанс, — заявил Олег Царёв.
Адвокат Ивана Попова Сергей Буйновский заявил, что защита будет обжаловать приговор. «Он не виновен», — подчеркнул защитник. Также он подтвердил журналистам, что Попова отказались направлять в зону боевых действий по его просьбе. «По причине отсутствия вакансий ему было отказано», — заявил Буйновский.
В военной среде есть и другие точки зрения. Так, полковник в отставке, военный обозреватель Виктор Литовкин считает, что армия должна быть основана на единоначалии, а экс-командующий 58-й армии позволял себе вольно трактовать приказы высшего военного руководства.
— Во-первых, Иван Попов свою вину не признал, поэтому о какой отправке на СВО может идти речь? Во-вторых, если у тебя есть собственное мнение, для этого есть военный совет, на котором можно высказать все, что думаешь. Не согласен с военным советом — напиши.
Но выступать перед личным составом со своим «особым мнением», писать об этом в соцсетях я считаю недопустимым для военного. В армии главный закон — единоначалие. Если все приказы вышестоящего руководства будут подвергаться сомнению и обсуждаться, армия развалится.