
Имя «Наиля», по одной версии арабского происхождения и означает «привлекательная», «обаятельная». По другой, у этого имени персидские корни. Наиля значит «счастливая», «процветающая».
В Тюменской области власти решили в этом году депортировать Наилю Портнову — гражданку Узбекистана и мать участника СВО, которая прожила в России 30 лет. В странную, мягко говоря, ситуацию в апреле вмешались тюменские общественники. Однако исход дела непредсказуем.
Зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Тюменской области Юрий Рябцев узнал о нестандартной ситуации при посещении центра временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Общественники проверяли условия содержания лиц, ожидающих депортации из России. Среди прочих обнаружили в ЦВСИГ 62-летнюю Наилю Портнову. Спрашивается, как она попала в этот центр?
Портнова — классическая соотечественница, говоря языком закона. Достаточно посмотреть соответствующий федеральный закон. Она родилась в Узбекской ССР. А уже после распада СССР вместе с семьей переехала жить в Голышманово, поселок в Тюменской области.
Муж Наили и дети получили гражданство России, а вот у нее самой неожиданно возникли проблемы. Женщина специально много лет назад ездила в Узбекистан. Там ее заставили поменять паспорт.
Увы, узбекские чиновники неправильно написали её имя в паспорте (написали имя Наисия — авт). А в советском паспорте Портновой узбекские чиновники перечеркнули фотографию. Так она осталась с недействительными двумя документами. Это и стало причиной отказа в получении российского гражданства.
Портнова обращалась за помощью к депутатам и чиновникам в Тюменской области, однако безуспешно.
Россия проводила программу замены советских паспортов в 1997—2004 годах. Муж ждал новый паспорт шесть лет, сын — 13 лет. Но так или иначе, паспорта у них есть. У Наили российского паспорта так и нет. Из-за отсутствия паспорта Портнова (а до получения паспорта и ее муж) регулярно получали административные штрафы.
Возникает вопрос — почему за все эти годы Портнова не съездила в Ташкент, чтобы исправить ошибку, которая создала столько проблем? Но на всякую поездку нужны деньги. А у Портновой не было пенсии. Семья жила на зарплату мужа.
После того, как в 2024 году у Портновой умер супруг, сотрудники МВД активизировались в ее отношении. В феврале 2025 года начальник Голышмановского отдела МВД подписал постановление о её выдворении из страны. Так Портнова оказалась в ЦВСИГ. Заступиться за несчастную женщину фактически некому. Она находится практически в тюремных условиях. Ей разрешен только час прогулки в день. 20 мая ее должны депортировать.
Рябцев направил обращения с просьбой содействовать в восстановлении родственных связей и соединении с семьей прокурору Тюменской области Александру Попову, уполномоченному по правам человека Олегу Датских и полномочному представителю президента России в Уральском федеральном округе Артему Жоге.
Стоит напомнить, что вообще-то согласно декабрьскому указу президента Владимира Путина до конца апреля иностранным гражданам в России давалось время урегулировать свой правовой статус. Почему в феврале было вынесено решение о выдворении Портновой — фактически в нарушение этого указа — непонятно.
«Свободная Пресса» задала вопросы по истории Портновой Юрию Рябцеву.
«СП»: Как получилось, что ошибка, совершенная узбекскими службами, так фатально повлияла на судьбу человека?
— Началось с того, что в начале нулевых она ездила в Узбекистан продавать квартиру. А там ее поставили в условия, что для оформления этой сделки надо обменять паспорт. И в новом паспорте сделали ошибку в имени. Но её обманули в узбекском ведомстве. На самом деле Портнова могла оставаться с советским паспортом.
«СП»: Очевидно, что произошла техническая ошибка… Разве это повод ломать теперь человеку жизнь?
— К сожалению, общественники не сразу стали с ней работать плотно. Я не видел документ УМВД, на основании которого она помещена в ЦВСИГ. Факт в том, что из-за этой ошибки российские бюрократы, продемонстрировав формальный подход к вопросу, отказали ей в получении гражданства России. Её обращения к областным депутатам и в госорганы не дали плодов. Там тоже к ситуации отнеслись формально. В феврале было принято решение о её депортации из России.
«СП»: Сколько лет Наиля Портнова прожила в нашей стране?
— Она переехала в Россию в 1992 году. Все ее родственники — россияне.
«СП»: У нее есть дети и наверняка внуки… Куда она поедет одна теперь?
— В Узбекистане у Портновой живет дочь. В России у нее были муж и двое сыновей. Муж и один сын умерли. Еще один сын — участник специальной военной операции. Кстати, у него трое детей. Всего у этой женщины пять внуков и правнук. Старший внук живёт в Тюмени и навещает её.
«СП»: Есть какая-то реакция от госорганов, которым Вы направляли обращения по истории Наили Портновой?
— Уполномоченный по правам человека Олег Датских переправил мое заявление в прокуратуру и МВД.
«СП»: Фонд «Защитники Отечества» в курсе этой ситуации с матерью участника СВО?
— Насколько знаю, нет.
Президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии МВД РФ в марте призвал «развивать имеющиеся механизмы поддержки возвращения на родину наших соотечественников, а также тех иностранцев, которые разделяют наши традиционные ценности, хотят жить и работать в нашей стране».
А год назад, выступая на коллегии МВД, глава государства призывал изменить подходы к миграционной политике в России. Поскольку некоторые соотечественники годами не могут получить российское гражданство.
Кстати, в приемную президента России ранее Портнова уже подавала обращение. И на него пришел ответ. Но что в нем, неизвестно. Получить его может только сама Наиля. А она остается в ЦВСИГ.
Очевидно, что Наиля Портнова разделяет российские традиционные ценности. Она хочет и дальше жить в России.
Однако сотрудники МВД из Тюменской области почему-то против этого. И в целом работа органов МВД в отношении соотечественников в разных регионах страны вызывает вопросы. О системной проблеме осведомлен депутат Госдумы Константин Затулин, спецпредставитель по вопросам миграции и гражданства.
«Свободная Пресса» направляет со своей стороны запросы по поводу ситуации с Наилей Портновой в ГУ МВД, прокуратуру и уполномоченному по правам человека в Тюменской области, в фонд «Защитники Отечества», а также уральскому полпреду президента РФ.
Ранее мы приводили несколько историй соотечественников, которые не могут годами получить российский паспорт. В том числе подробно рассказывали о том, что много лет живет в Свердловской области с ребенком-инвалидом, но без российского паспорта Оксана Фарафонова, родившаяся в Липецке еще во времена СССР.
На момент крушения Советского Союза она жила в Киргизии. По последней информации от Фарафоновой наша публикация помогла-таки решить ее проблему. Вмешалась прокуратура. Скоро матери и дочери должны выдать российские паспорта и наконец-то оформить пособия по инвалидности.