
Одним из наиболее болезненных вопросов современной России является систематическое нарушение бюрократией, на глазах дичающей от безнаказанности, жилищных прав военнослужащих.
Дело в том, что по закону длительная беспорочная служба вознаграждается решением жилищного вопроса. Когда-то это были квартиры, теперь — жилищные сертификаты. Но дело даже не в том, что в современных условиях завышения цен из-за тотального произвола монополий сумм этих сертификатов заведомо не хватает на мало-мальски приличное жилье — все значительно циничней.
Дело в том, что в законе не указано, в течение какого именно времени государство должно выполнять свои жилищные обязательства перед своими отставными защитниками. В результате чиновникам проще просто ждать, пока они вымрут на скудных пенсиях в условиях методичного разрушения некогда передовой и всеобъемлющей системы здравоохранения, — и жилищные сертификаты уже длительное время предоставляются в заведомо недостаточных масштабах.
Это касается практически всех силовых структур: в МВД еще перед началом СВО число бесквартирных семей отставников оценивалось почти в 100 тыс., в Минобороны — около 45 тыс., в Росгвардии — около 5 тыс. Игнорировались права военнослужащих не только ФСИН, но, судя по ответу Минстроя на мой запрос, даже и ФСБ, а судя по поступающим обращениям — и таких элитных еще недавно структур, как ФСО (жена бездомного отставника написала о его 29-летней службе в этой службе).
Понятно, что в условиях СВО количество отставных военнослужащих, которым по закону положена квартира (или хотя бы жилищный сертификат), растет весьма существенно.
Между тем в бюджет 2025 и 2026−2027 годов были заложены просто издевательские суммы: при потребности одного только Минобороны в более чем 600 млрд рублей готовые расходы на обеспечение его жильем были существенно меньше 3 млрд руб.
Правда, в бюджете (и особенно оборонном) есть разные статьи: по имеющимся данным, в 2024 году на жилищные субсидии было все же направлено свыше 80 млрд руб., что позволило обеспечить жильем около 4 тыс. семей.
На начало 2025 года число военнослужащих, ожидающих квартир, оценивалось в более чем 48 тыс.
Министр обороны Белоусов сообщил о намерении направить обеспечение их сертификатами дополнительно к бюджету 149 млрд рублей: с одной стороны, колоссальный прогресс, с другой — даже не половина того, что нужно одному лишь Минобороны (помимо остальных силовых ведомств, главы которых относятся к своим отставникам, судя по всему, совершенно по-иному, чем Белоусов).
Конечно, в условиях, когда из-за ипотечного коллапса у застройщиков растет объем нераспроданного жилья, проблему можно было решить элементарно просто: его выкупом по себестоимости или нормативной цене у застройщиков с передачей отставникам. Да, спроса сейчас не находит не самое лучшее жилье, — но лучше такое, чем никакого.
С другой стороны, пустующие «человейники» являются для застройщиков бременем, и, если дать им понять, что государство служит людям, а не бесстыдно завышающим цены монополистам, последние с удовольствием пойдут навстречу.
Кудахтанье о «нерыночном» характере такой операции является проявлением нормальных для либералов установок, свидетельствующих не только о бесчеловечности (ибо рынок имеет смысл, только пока он служит человеку, а не наоборот), но и безграмотности, так как, если жилье не нашло спроса в разумное время, оно выпало с рынка и больше не является рыночным активом — и, соответственно, просто не имеет рыночной цены.
Кроме того, министр финансов прямо сообщил о том, что федеральный бюджет на 2025 год сверстан и принят, исходя из наличия в нем вне Фонда национального благосостояния не используемых и не сокращаемых остатков в размере 8,2 трлн рублей. Так что деньги у государства есть на решение любых проблем в прямом смысле этого слова.
Однако правительство не решает эту проблему, ограничиваясь заверениями заместителя министра строительства об отсутствии у застройщиков нераспроданного жилья и о том, что на вторичном рынке квартиры продаются быстро (вероятно, разница между первичным и вторичным рынками остается попросту недоступной для «фиктивных менеджеров», как их все чаще называют).
Результатом является обострение проблемы и постепенный ее переход из социально-экономической в сугубо политическую плоскость: в стране, уже более трех лет (больше половины Великой Отечественной войны!) ведущей ожесточенные боевые действия, отставники защищающих Отечество структур публично унижаются государством. Это дискредитирует как идею служения Родине, выставляя ее защитников обманутыми, беспомощными и ненужными государству, так и само государство.
Острота этой проблемы, несмотря на всю интенсивность ее замалчивается, представляется в настоящее время наибольшей.
Для оценки сравнительной остроты общественных проблем (ибо часто оказывается, что реальное мнение общества весьма сильно отличается от мнения даже самых уважаемых экспертов) я запустил портал народных обращений «Реши вопрос», на котором люди сообщают о своих проблемах, выдвигают инициативы и голосуют за позицию друг друга.
В первые же сутки работы портал посетило более 2,5 тысячи человек, на нем было оставлено 68 обращений, из которых 46 прошли модерацию, — и наибольшую поддержку получило именно обращение к президенту об обеспечении жильем военнослужащих.
Его поддержало более 1,7 тыс. человек — при том, что следующее по популярности обращение (об уничтожении в России учителей и школьного образования) было поддержано лишь более чем 600 (на момент написания статьи) участниками опроса, а третье (сделать так, чтоб на минимальную зарплату и пенсию можно было жить) — более чем 500 зарегистрировавшимися на портале.
Интересно, что один человек проголосовал против исполнения государством своих жилищных обязательств перед военнослужащими — и это не было ошибкой, так как портал позволяет каждому исправить ошибочное голосование.
Опрос в телеграм-канале о том, кто бы это мог быть, дал пугающую картину того, кого люди считают виновными в этих бедах (об актуальности темы свидетельствует интенсивность голосования — за несколько часов проголосовано более 3,5 тыс. чел.).
С учетом возможности выбора нескольких позиций максимальное количество голосов набрали ответственный за строительный комплекс вице-премьер Хуснуллин (42%) и министр финансов Силуанов (38%).
Любопытно, что очевидные враги России набрали совсем немного: «НАТОвец какой-нибудь или бандеровец» и Чубайс получили лишь 5% и 8%, нейтральный в данной ситуации «официальный пропагандист» 8%.
«Ваххабит, который получил в РФ гражданство и квартиры всему кишлаку, барыжит и кайфует на пособиях» был выбран в качестве возможного источника голоса лишь 18% - таким же числом участников опроса, как и министр экономического «развития» Решетников, немногим опередив «неизвестного единоросса» (15%).
Еще наглядней — в силу меньшего числа возможных ответов (всего 4) — оказались результаты опроса на «заторможенном» YouTube: за несколько часов ответило почти 3 тыс. чел., причем 36% выбрало министра финансов, 27% - отвечающего за стройкомплекс вице-премьера.
Все это свидетельствует о крайней остроте проблемы, которая, как и многие другие, под бешеный гром литавр системно игнорируется процветающей и торжествующей, как в последний день, бюрократией.