
Минздрав принял жесткое решение, при помощи которого собирается уладить проблему с нехваткой врачей и медицинского персонала в стране. Эти цифры впечатляют: по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, по итогам прошлого года дефицит врачей в России составил более 23-х тысяч человек, а среднего медперсонала — 63 тысячи.
По предложению Минздрава, выпускников медицинских вузов, обучавшихся на бюджете, обяжут отработать три года в государственных больницах или поликлиниках. За отказ предусмотрен штраф в тройном размере стоимости обучения. В среднем это около 3,7 млн рублей.
Мера эта коснется также выпускников медицинских колледжей. Они тоже должны будут отработать 3 года в госучреждениях. В противном случае, штраф, согласно новой версии законопроекта, будет в три раза больше фактических затрат государства на обучение студента- бюджетника.
Но и это еще не всё. Законопроект устанавливает годовой дедлайн для трудоустройства. Если в течение 12-и месяцев выпускник не начнет работать в медорганизации, оказывающей помощь по ОМС, ему выпишут трехкратный штраф.
Логику Минздрава в чем-то можно понять. Более трети выпускников медицинских вузов и колледжей не работают в бюджетной системе. При том, что недобора в медицинские вузы и на медицинские специальности в стране вроде бы нет. В 2024 году в медицинские вузы России зачислили более 35 тыс. абитуриентов. Средний конкурс на поступление вырос до 13 человек на место.
И выпускают медицинские вузы и колледжи достаточное количество врачей. Но их все равно не хватает. Почему?
Причина проста: большинство выпускников медвузов и колледжей не идут работать по специальности. По данным Счетной палаты, в 2024 году число выпускников медвузов, устроившихся на работу в клиники, сократилось.
Если в 2023 году на работу по профилю устроился 61% выпускников от общего числа, то в 2024 году — 55%. Трудоустроенных в госучреждения выпускников медицинских колледжей в прошлом году оказалось всего 42%.
Увеличат ли новые штрафные меры Минздрава число молодых специалистов в государственных больницах и поликлиниках? И не получится ли так, что эта мера стимулирует переток студентов на платные отделения. Ведь у них, в отличие от студентов-бюджетников, будет выбор при трудоустройстве. С такими вопросами мы обратились к директору Института экономики здравоохранения ВШЭ Ларисе Попович.
— Нет, это не создаст приток студентов на платные отделения медицинских вузов. Год обучения в столичном медуниверситете в среднем стоит 300 000 рублей, в России — 200 000 рублей. Не у всех семей такие финансовые возможности.
Выпускники-бюджетники будут трудоустраиваться фиктивно, уходить в декретные отпуска, придумывать другие лазейки, чтобы обойти эти штрафы и работу по принуждению, если только Минздрав не создаст жесткую систему мониторинга за выпускниками.
С другой стороны, если врач три года не отработал по специальности, это уже не врач: он теряет навыки. Я понимаю, что при помощи этой меры Минздрав хочет в первую очередь решить проблему земских врачей в сельской местности.
Но, на мой взгляд, отправлять молодежь на село нет смысла, логичнее командировать туда врачей пенсионного или предпенсионного возраста.
Дело в том, что в сельской местности сейчас живут в основном старики, молодежи практически нет, и пожилой опытный врач скорее найдет общий язык с возрастными пациентами.
«СП»: Нехватка врачей действительно особо остро ощущается сейчас на селе. В связи с этим ранее Минздрав расширил полномочия среднего медперсонала. С 1 сентября фельдшеры и акушеры в ряде случаев смогут заменять врачей при их отсутствии. Спасет это положение?
— Опытный фельдшер часто лучше неопытного врача. Если фельдшеру не хватает знаний — ему может помочь телемедицина. В свое время в некоторых слаборазвитых странах работала программа «босоногих врачей». Это были медицинские работники, которые обладали определёнными медицинскими навыками, но не имели официального разрешения на работу. Во время эпидемий это спасало многие страны. А узких специалистов можно привлекать в сложных случаях.
«СП»: Мы много и часто говорим о дефиците врачей в России. Так плачевно обстоят дела только у нас в стране?
— Потребность во врачах растет с каждым годом во многих странах. На сегодня в мире не хватает до 25 млн медиков. При этом в нашей стране не самая худшая ситуация: в России на 10 тысяч населения приходится 37 врачей, тогда как в большинстве европейских стран — 24 врача, а в Индии, например, всего 3 врача на 10 тысяч человек, — подытожила Лариса Попович.
Ежегодно медицинские вузы России по специальности «лечебное дело» выпускают около 50−55 тыс. новоиспеченных докторов. Почему же выпускники медицинских вузов уходят в фармацевтику, в структуры, занимающиеся продажами медоборудования — куда угодно, но только не лечить людей? С таким вопросом мы обратились к доктору медицинских наук, председателю правления Московского городского общества терапевтов Павлу Воробьеву.
— Причина в том, что в здравоохранении — хаос в оплате труда, нагрузки сверх нормы, несоблюдение условий труда. Врач погружен с головой в отчеты, на пациента у него просто времени не хватает.
12 минут на прием — это сейчас стандарт в государственной поликлинике. И за это время надо не только осмотреть пациента, но и заполнить все формуляры. Выходит, врач у нас не на пациента, а на прокурора работает.
Плюс лечение исключительно по клиническим рекомендациям, по которым вылечить невозможно, потому что каждый случай индивидуален. Врачи перестали быть врачами.
Именно поэтому, когда вы заходите в городскую поликлинику, почти весь список докторов состоит из азиатских фамилий. По моим данным, около 60% выпускников медицинских вузов не идет работать по специальности. И не исправить это никакими штрафами, если система не поменяется, — считает Павел Воробьев.
В медицинском сообществе реакция на решение Минздрава тоже одобрения не нашла. Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал вообще назвал дискриминацией законопроект, обязывающий выпускников бюджетных отделений медвузов отработать 3 года в государственных больницах или поликлиниках.
— Я расцениваю этот законопроект как дискриминацию определенной категории учащихся и нарушением социальной справедливости. Выходит, тот кто платит, имеет право выбора, а все остальные — нет. Последствия этого предугадать нетрудно. Места бюджетников в медицинских вузах заполняться, конечно, будут, но конкурс будет небольшим. Это приведет к ухудшению отбора и соответственно к снижению уровня подготовки будущих врачей.
Этот законопроект вызывает большие сомнения и с другой точки зрения. В случае, если выпускник не идет работать в систему государственной медицины, он должен возместить траты на свое обучение в трехкратном размере. Это нечто запредельное. Думаю, если этот закон будет принят, появится масса исковых заявлений, судов и поломанных судеб. Врачом по принуждению не становятся.