Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
14 мая 07:58

Уфа пускает пыль в глаза, Оренбург тонет в болоте, Екатеринбург теряет блеск, Челябинск роет метротрам

Где сегодня на Урале жить хорошо?

4683
Уфа пускает пыль в глаза, Оренбург тонет в болоте, Екатеринбург теряет блеск, Челябинск роет метротрам
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Материал комментируют:

«Свободная Пресса» сравнила социально-экономическую ситуацию регионов, сопоставимых по исходным условиям. К Уральскому экономическому району относят Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области (входят в УрФО), а также Башкирию, Пермский край и Оренбургскую область.

Общественный транспорт — ключевой показатель

Президент Уральского экономического союза Олег Витковский сделал подробный разбор, сделав акцент на болевых точках, тех, что видны всем.

— Один из важных факторов, который бросается в глаза населению — состояние общественного транспорта. Очевидный лидер здесь — Челябинская область. Активно обновляется подвижной состав и вся транспортная инфраструктура. Магнитогорск взял чешские, отреставрированные в Ижевске трамваи. Челябинск начал позже. Но взял новинку производства Усть-Катава: технологичные, современные, низкопольные трамваи.

Читайте также
«Ветеран труда»: Урал взывает к справедливости для "оборонки", когда это звание дают «Ветеран труда»: Урал взывает к справедливости для «оборонки», когда это звание дают Для тех, кто обеспечивает защиту России, власти могут ввести дополнительные льготы

Пермский край на втором месте. В Башкирии тоже идет реформа. Но в Уфу купили польские трамваи, трехсекционные. И получили проблему с запчастями.

Сами трамваи 10 лет эксплуатировались в Москве, изношены. На рынке тем временем появилось новое поколение трамваев. В Уфе еще рельсы надо менять.

«СП»: Раньше ругали систему общественного транспорта в Челябинске.

— В Челябинске 700−800 единиц общественного транспорта. И почти все новые. Маршрутки оставим за скобками.

Остановки обновляются, есть приоритет для общественного транспорта, идет замена рельсов, проводов. Строятся новые подстанции, новые депо. Бесконтактная оплата проезда, электронные табло — привычная уже для всех картина. Плюс строят метротрам.

«СП»: С метротрамом сложно. Проблемы с финансированием, срыв аукционов по выбору подрядчика.

— Тем не менее, хотя и с отставанием по срокам, процесс идет. Потенциальные участники аукционов знают — метротрамом займется тот же «Моспроект».

На фото: тоннель для метротрамвая в Челябинске.
На фото: тоннель для метротрамвая в Челябинске. (Фото: URA.RU/TASS)

«СП»: Общественным транспортом меньше стали пользоваться. На авто люди пересаживаются, на удаленную работу многие перешли. А вот с благоустройством (или его отсутствием) сталкивается каждый и каждый день.

— Мэр Наталья Котова активно занималась благоустройством, озеленением. Появилось много новых скверов… Если в центре Челябинска сносили дом, обязательно появлялся новый сквер. В Екатеринбурге непременно ставили новый высотный дом на месте снесенного.

«СП»: Теперь в Челябинске новый мэр.

— Да. И у него другие приоритеты. Накопились проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Программу с большим финансированием поддержал губернатор. Но эта работа менее видима.

Перемены чувствуют жители домов, к которым подводят новые трубы. А создание сквера (за куда более скромные деньги) видно сразу многим. Об этом пишут в соцсетях.

«СП»: Челябинск часто называют одним из «грязных» с экологической точки зрения российских городов-миллионников.

— Это миф. Неблагоприятные метеоусловия 1-й степени бывают, но это есть во многих городах. Заключено много экологических договоров с предприятиями о снижении объемов выбросов. Действует жесткий мониторинг состояния атмосферы. На месте Коркинского разреза сделали озеро. Идет реконструкция очистных сооружений в Челябинске. Закрываются «грязные» цеха предприятия в центре города. Металлургический комбинат снизил объемы выбросов. А парков и скверов в Челябинске больше, чем в Екатеринбурге.

На фото: Челябинск. Вид на реку Миасс и Университетскую набережную.
На фото: Челябинск. Вид на реку Миасс и Университетскую набережную. (Фото: Петр Ковалев/ТАСС)

Из лидеров в отстающие?

В то же время глава челябинского фонда «Горожане» Андрей Костенко выделяет столицу Урала.

— Екатеринбург активно развивается: много и хорошо строит. Пробок стало меньше. В коммунальной сфере проблема с водой: местами вода воняет. Но воздух чистый. Сосновые леса кругом.

«СП»: Говорят, общественный транспорт в Екатеринбурге устаревший…

— Я бы не сказал. Тоже идет транспортная реформа.

«СП»: В строительстве Екатеринбург сильно впереди Челябинска?

— Посмотрел новые жилищные комплексы с закрытыми дворами. Мощные, в Челябинске таких нет. Вроде тоже «человейники», но более комфортные. Качество строительства хорошее.

URA.RU/TASS
Фото: URA.RU/TASS

Однако Олег Витковский с такими оценками не согласен.

—  Центр Екатеринбурга, проспект Ленина, сделан красиво. Тротуар, бортики, сквер между встречными трамвайными линиями. В сквере комфортно гулять. Но сделал два шага в сторону — попадаешь в состояние благоустройства 40-летней давности. Без газонов и детских площадок. Фасады домов исшорканные, разрисованные граффити.

«СП»: Почему так?

— Всем заправляют люди бизнеса, много бизнес-объектов, пытаются создать впечатление богатого города, что-то удается.

Но где зона ответственности местных властей, там плохо. Даже знаменитая Плотинка в центре. Когда-то выглядела круто, но сильно устарела.

Вообще Екатеринбург разношерстный. В Челябинске даже на окраине города виден (хотя не везде) результат работы местных властей. Включая множество новых сквериков. Даже в умирающих микрорайонах, где живут пенсионеры, ремонтируют дороги, делают скверы.

«СП»: Говорят, в Екатеринбурге качественно строят.

— А разве в Челябинске хуже? Кстати, ведущие челябинские застройщики строят и у себя, и в Екатеринбурге.

 На фото: вид на строящиеся многоэтажные дома в одном из районов Екатеринбурга
На фото: вид на строящиеся многоэтажные дома в одном из районов Екатеринбурга (Фото: Размик Закарян/URA.RU/ТАСС)

«СП»: Про Башкирию что можно сказать? Кроме польских трамваев.

— Из Уфы молодежь уезжает в Казань и в Челябинск. Башкирии в этом году 27,5 млрд рублей выделяют федеральных дотаций. Соседняя Челябинская область, наоборот, регион-донор. Башкирия — распиаренный регион.

Да, построили шикарный «Дворец борьбы». В республике развивается много разных видов борьбы. Можно проводить соревнования вплоть до чемпионатов мира. Но в целом республика живет не по средствам. Уфа максимально высосала население из республиканской глубинки. Что говорить, если хоккейный клуб «Салават Юлаев», которым гордилась вся Башкирия, — один из самых бедных в КХЛ.

И дорожные проблемы в Уфе большие.

На фото: виды Уфы
На фото: виды Уфы (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

«СП»: Где работают жители Башкирии?

— Как житель Уфы скажу: статистика по зарплатам раздутая. Треть населения республики работают вахтовым методом. Заработанное на севере тратится в Башкирии.

За счет этого ощущение, что экономика в норме. Благодаря вахтовикам и цены на жилье высокие. Но теперь пошло резкое падение объемов строительства.

Читайте также
Тихий ропот в цехах и на стройках: "Зарплату режут, премии зажимают, всё нахапать не могут" Тихий ропот в цехах и на стройках: «Зарплату режут, премии зажимают, всё нахапать не могут» Руководство предприятий все чаще обманывает рабочих с выплатами, срезая под разными предлогами доплаты и оставляя голый оклад

В республике работы мало. Когда-то здесь загубили много заводов, машиностроительных, электроники, где платили высокую зарплату. Осталась нефтянка, а она максимально автоматизирована. Надеюсь, Уфа нащупала социально-экономическое дно. Дальше посмотрим.

Башкирский журналист в беседе с «СП» также признал, налицо большая разница между официальной и реальной средней зарплатой. И в целом республика в кризисе.

Безнадежный Оренбург

Оренбургский журналист в беседе с «СП» был пессимистичен:

— Не вижу я у нас плюсов. Экология — плохо (не как в Челябинске, но близко). Здравоохранение — чудовищно. Образование — плохо, особенно высшее. Транспорт — ситуация близка к катастрофе. Благоустройство — в Оренбурге катастрофа, в других территориях по-разному. Промышленность — тревожно.

На промышленном востоке большая часть советских гигантов погибла, оставшиеся либо работают на оборонку, либо живут скромно. На западе — нефтяники, но и они ужимаются. Сельское хозяйство — очень рискованное, засуха постоянная. Коррупция у нас высокая. Один экс-министр под судом, другой — под следствием.

На фото: виды Оренбурга
На фото: виды Оренбурга (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Воспрянувший Курган

В Курганской области все тот же Олег Витковский отмечает хорошие природные условия: много лесов, озер, плодородных почв. Но область дотационная.

— Планы поделить умирающую Курганскую область между тремя регионами — Челябинской, Свердловской и Тюменской областями — не сбылись. Но молодежь уезжает. В Челябинск и в ту же Тюмень.

«СП»: Ситуация безнадежная?

— Нет. При губернаторе Вадиме Шумкове ситуация стала меняться. Он смотрит, какие нужны условия для предпринимателей: коммуникации, участки земли, льготы. Привлекает инвестиции, участвует в федеральных программах. В регион пошли деньги. Федеральная строительная компания «Брусника» строит в Кургане жилые районы.

Рабочая сила была дешевая, но сейчас подорожала. А динамика роста ВВП в регионе колоссальная — на 20−30% в год. Феноменальный результат на фоне других регионов России.

Построены отличные дороги. Развивается не только Курган, но и небольшие города, включая сферу благоустройства. Курганцы стали возвращаться домой из других регионов. Побольше бы России таких глав регионов.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня