Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
14 мая 07:58

Уфа пускает пыль в глаза, Оренбург тонет в болоте, Екатеринбург теряет блеск, Челябинск роет метротрам

Где сегодня на Урале жить хорошо?

3133
Уфа пускает пыль в глаза, Оренбург тонет в болоте, Екатеринбург теряет блеск, Челябинск роет метротрам
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Материал комментируют:

«Свободная Пресса» сравнила социально-экономическую ситуацию регионов, сопоставимых по исходным условиям. К Уральскому экономическому району относят Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области (входят в УрФО), а также Башкирию, Пермский край и Оренбургскую область.

Общественный транспорт — ключевой показатель

Президент Уральского экономического союза Олег Витковский сделал подробный разбор, сделав акцент на болевых точках, тех, что видны всем.

— Один из важных факторов, который бросается в глаза населению — состояние общественного транспорта. Очевидный лидер здесь — Челябинская область. Активно обновляется подвижной состав и вся транспортная инфраструктура. Магнитогорск взял чешские, отреставрированные в Ижевске трамваи. Челябинск начал позже. Но взял новинку производства Усть-Катава: технологичные, современные, низкопольные трамваи.

Читайте также
«Ветеран труда»: Урал взывает к справедливости для "оборонки", когда это звание дают «Ветеран труда»: Урал взывает к справедливости для «оборонки», когда это звание дают Для тех, кто обеспечивает защиту России, власти могут ввести дополнительные льготы

Пермский край на втором месте. В Башкирии тоже идет реформа. Но в Уфу купили польские трамваи, трехсекционные. И получили проблему с запчастями.

Сами трамваи 10 лет эксплуатировались в Москве, изношены. На рынке тем временем появилось новое поколение трамваев. В Уфе еще рельсы надо менять.

«СП»: Раньше ругали систему общественного транспорта в Челябинске.

— В Челябинске 700−800 единиц общественного транспорта. И почти все новые. Маршрутки оставим за скобками.

Остановки обновляются, есть приоритет для общественного транспорта, идет замена рельсов, проводов. Строятся новые подстанции, новые депо. Бесконтактная оплата проезда, электронные табло — привычная уже для всех картина. Плюс строят метротрам.

«СП»: С метротрамом сложно. Проблемы с финансированием, срыв аукционов по выбору подрядчика.

— Тем не менее, хотя и с отставанием по срокам, процесс идет. Потенциальные участники аукционов знают — метротрамом займется тот же «Моспроект».

На фото: тоннель для метротрамвая в Челябинске.
На фото: тоннель для метротрамвая в Челябинске. (Фото: URA.RU/TASS)

«СП»: Общественным транспортом меньше стали пользоваться. На авто люди пересаживаются, на удаленную работу многие перешли. А вот с благоустройством (или его отсутствием) сталкивается каждый и каждый день.

— Мэр Наталья Котова активно занималась благоустройством, озеленением. Появилось много новых скверов… Если в центре Челябинска сносили дом, обязательно появлялся новый сквер. В Екатеринбурге непременно ставили новый высотный дом на месте снесенного.

«СП»: Теперь в Челябинске новый мэр.

— Да. И у него другие приоритеты. Накопились проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Программу с большим финансированием поддержал губернатор. Но эта работа менее видима.

Перемены чувствуют жители домов, к которым подводят новые трубы. А создание сквера (за куда более скромные деньги) видно сразу многим. Об этом пишут в соцсетях.

«СП»: Челябинск часто называют одним из «грязных» с экологической точки зрения российских городов-миллионников.

— Это миф. Неблагоприятные метеоусловия 1-й степени бывают, но это есть во многих городах. Заключено много экологических договоров с предприятиями о снижении объемов выбросов. Действует жесткий мониторинг состояния атмосферы. На месте Коркинского разреза сделали озеро. Идет реконструкция очистных сооружений в Челябинске. Закрываются «грязные» цеха предприятия в центре города. Металлургический комбинат снизил объемы выбросов. А парков и скверов в Челябинске больше, чем в Екатеринбурге.

На фото: Челябинск. Вид на реку Миасс и Университетскую набережную.
На фото: Челябинск. Вид на реку Миасс и Университетскую набережную. (Фото: Петр Ковалев/ТАСС)

Из лидеров в отстающие?

В то же время глава челябинского фонда «Горожане» Андрей Костенко выделяет столицу Урала.

— Екатеринбург активно развивается: много и хорошо строит. Пробок стало меньше. В коммунальной сфере проблема с водой: местами вода воняет. Но воздух чистый. Сосновые леса кругом.

«СП»: Говорят, общественный транспорт в Екатеринбурге устаревший…

— Я бы не сказал. Тоже идет транспортная реформа.

«СП»: В строительстве Екатеринбург сильно впереди Челябинска?

— Посмотрел новые жилищные комплексы с закрытыми дворами. Мощные, в Челябинске таких нет. Вроде тоже «человейники», но более комфортные. Качество строительства хорошее.

URA.RU/TASS
Фото: URA.RU/TASS

Однако Олег Витковский с такими оценками не согласен.

—  Центр Екатеринбурга, проспект Ленина, сделан красиво. Тротуар, бортики, сквер между встречными трамвайными линиями. В сквере комфортно гулять. Но сделал два шага в сторону — попадаешь в состояние благоустройства 40-летней давности. Без газонов и детских площадок. Фасады домов исшорканные, разрисованные граффити.

«СП»: Почему так?

— Всем заправляют люди бизнеса, много бизнес-объектов, пытаются создать впечатление богатого города, что-то удается.

Но где зона ответственности местных властей, там плохо. Даже знаменитая Плотинка в центре. Когда-то выглядела круто, но сильно устарела.

Вообще Екатеринбург разношерстный. В Челябинске даже на окраине города виден (хотя не везде) результат работы местных властей. Включая множество новых сквериков. Даже в умирающих микрорайонах, где живут пенсионеры, ремонтируют дороги, делают скверы.

«СП»: Говорят, в Екатеринбурге качественно строят.

— А разве в Челябинске хуже? Кстати, ведущие челябинские застройщики строят и у себя, и в Екатеринбурге.

 На фото: вид на строящиеся многоэтажные дома в одном из районов Екатеринбурга
На фото: вид на строящиеся многоэтажные дома в одном из районов Екатеринбурга (Фото: Размик Закарян/URA.RU/ТАСС)

«СП»: Про Башкирию что можно сказать? Кроме польских трамваев.

— Из Уфы молодежь уезжает в Казань и в Челябинск. Башкирии в этом году 27,5 млрд рублей выделяют федеральных дотаций. Соседняя Челябинская область, наоборот, регион-донор. Башкирия — распиаренный регион.

Да, построили шикарный «Дворец борьбы». В республике развивается много разных видов борьбы. Можно проводить соревнования вплоть до чемпионатов мира. Но в целом республика живет не по средствам. Уфа максимально высосала население из республиканской глубинки. Что говорить, если хоккейный клуб «Салават Юлаев», которым гордилась вся Башкирия, — один из самых бедных в КХЛ.

И дорожные проблемы в Уфе большие.

На фото: виды Уфы
На фото: виды Уфы (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

«СП»: Где работают жители Башкирии?

— Как житель Уфы скажу: статистика по зарплатам раздутая. Треть населения республики работают вахтовым методом. Заработанное на севере тратится в Башкирии.

За счет этого ощущение, что экономика в норме. Благодаря вахтовикам и цены на жилье высокие. Но теперь пошло резкое падение объемов строительства.

Читайте также
Тихий ропот в цехах и на стройках: "Зарплату режут, премии зажимают, всё нахапать не могут" Тихий ропот в цехах и на стройках: «Зарплату режут, премии зажимают, всё нахапать не могут» Руководство предприятий все чаще обманывает рабочих с выплатами, срезая под разными предлогами доплаты и оставляя голый оклад

В республике работы мало. Когда-то здесь загубили много заводов, машиностроительных, электроники, где платили высокую зарплату. Осталась нефтянка, а она максимально автоматизирована. Надеюсь, Уфа нащупала социально-экономическое дно. Дальше посмотрим.

Башкирский журналист в беседе с «СП» также признал, налицо большая разница между официальной и реальной средней зарплатой. И в целом республика в кризисе.

Безнадежный Оренбург

Оренбургский журналист в беседе с «СП» был пессимистичен:

— Не вижу я у нас плюсов. Экология — плохо (не как в Челябинске, но близко). Здравоохранение — чудовищно. Образование — плохо, особенно высшее. Транспорт — ситуация близка к катастрофе. Благоустройство — в Оренбурге катастрофа, в других территориях по-разному. Промышленность — тревожно.

На промышленном востоке большая часть советских гигантов погибла, оставшиеся либо работают на оборонку, либо живут скромно. На западе — нефтяники, но и они ужимаются. Сельское хозяйство — очень рискованное, засуха постоянная. Коррупция у нас высокая. Один экс-министр под судом, другой — под следствием.

На фото: виды Оренбурга
На фото: виды Оренбурга (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Воспрянувший Курган

В Курганской области все тот же Олег Витковский отмечает хорошие природные условия: много лесов, озер, плодородных почв. Но область дотационная.

— Планы поделить умирающую Курганскую область между тремя регионами — Челябинской, Свердловской и Тюменской областями — не сбылись. Но молодежь уезжает. В Челябинск и в ту же Тюмень.

«СП»: Ситуация безнадежная?

— Нет. При губернаторе Вадиме Шумкове ситуация стала меняться. Он смотрит, какие нужны условия для предпринимателей: коммуникации, участки земли, льготы. Привлекает инвестиции, участвует в федеральных программах. В регион пошли деньги. Федеральная строительная компания «Брусника» строит в Кургане жилые районы.

Рабочая сила была дешевая, но сейчас подорожала. А динамика роста ВВП в регионе колоссальная — на 20−30% в год. Феноменальный результат на фоне других регионов России.

Построены отличные дороги. Развивается не только Курган, но и небольшие города, включая сферу благоустройства. Курганцы стали возвращаться домой из других регионов. Побольше бы России таких глав регионов.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня