
«Свободная Пресса» сравнила социально-экономическую ситуацию регионов, сопоставимых по исходным условиям. К Уральскому экономическому району относят Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области (входят в УрФО), а также Башкирию, Пермский край и Оренбургскую область.
Общественный транспорт — ключевой показатель
Президент Уральского экономического союза Олег Витковский сделал подробный разбор, сделав акцент на болевых точках, тех, что видны всем.
— Один из важных факторов, который бросается в глаза населению — состояние общественного транспорта. Очевидный лидер здесь — Челябинская область. Активно обновляется подвижной состав и вся транспортная инфраструктура. Магнитогорск взял чешские, отреставрированные в Ижевске трамваи. Челябинск начал позже. Но взял новинку производства Усть-Катава: технологичные, современные, низкопольные трамваи.
Пермский край на втором месте. В Башкирии тоже идет реформа. Но в Уфу купили польские трамваи, трехсекционные. И получили проблему с запчастями.
Сами трамваи 10 лет эксплуатировались в Москве, изношены. На рынке тем временем появилось новое поколение трамваев. В Уфе еще рельсы надо менять.
«СП»: Раньше ругали систему общественного транспорта в Челябинске.
— В Челябинске 700−800 единиц общественного транспорта. И почти все новые. Маршрутки оставим за скобками.
Остановки обновляются, есть приоритет для общественного транспорта, идет замена рельсов, проводов. Строятся новые подстанции, новые депо. Бесконтактная оплата проезда, электронные табло — привычная уже для всех картина. Плюс строят метротрам.
«СП»: С метротрамом сложно. Проблемы с финансированием, срыв аукционов по выбору подрядчика.
— Тем не менее, хотя и с отставанием по срокам, процесс идет. Потенциальные участники аукционов знают — метротрамом займется тот же «Моспроект».
«СП»: Общественным транспортом меньше стали пользоваться. На авто люди пересаживаются, на удаленную работу многие перешли. А вот с благоустройством (или его отсутствием) сталкивается каждый и каждый день.
— Мэр Наталья Котова активно занималась благоустройством, озеленением. Появилось много новых скверов… Если в центре Челябинска сносили дом, обязательно появлялся новый сквер. В Екатеринбурге непременно ставили новый высотный дом на месте снесенного.
«СП»: Теперь в Челябинске новый мэр.
— Да. И у него другие приоритеты. Накопились проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Программу с большим финансированием поддержал губернатор. Но эта работа менее видима.
Перемены чувствуют жители домов, к которым подводят новые трубы. А создание сквера (за куда более скромные деньги) видно сразу многим. Об этом пишут в соцсетях.
«СП»: Челябинск часто называют одним из «грязных» с экологической точки зрения российских городов-миллионников.
— Это миф. Неблагоприятные метеоусловия 1-й степени бывают, но это есть во многих городах. Заключено много экологических договоров с предприятиями о снижении объемов выбросов. Действует жесткий мониторинг состояния атмосферы. На месте Коркинского разреза сделали озеро. Идет реконструкция очистных сооружений в Челябинске. Закрываются «грязные» цеха предприятия в центре города. Металлургический комбинат снизил объемы выбросов. А парков и скверов в Челябинске больше, чем в Екатеринбурге.
Из лидеров в отстающие?
В то же время глава челябинского фонда «Горожане» Андрей Костенко выделяет столицу Урала.
— Екатеринбург активно развивается: много и хорошо строит. Пробок стало меньше. В коммунальной сфере проблема с водой: местами вода воняет. Но воздух чистый. Сосновые леса кругом.
«СП»: Говорят, общественный транспорт в Екатеринбурге устаревший…
— Я бы не сказал. Тоже идет транспортная реформа.
«СП»: В строительстве Екатеринбург сильно впереди Челябинска?
— Посмотрел новые жилищные комплексы с закрытыми дворами. Мощные, в Челябинске таких нет. Вроде тоже «человейники», но более комфортные. Качество строительства хорошее.
Однако Олег Витковский с такими оценками не согласен.
— Центр Екатеринбурга, проспект Ленина, сделан красиво. Тротуар, бортики, сквер между встречными трамвайными линиями. В сквере комфортно гулять. Но сделал два шага в сторону — попадаешь в состояние благоустройства 40-летней давности. Без газонов и детских площадок. Фасады домов исшорканные, разрисованные граффити.
«СП»: Почему так?
— Всем заправляют люди бизнеса, много бизнес-объектов, пытаются создать впечатление богатого города, что-то удается.
Но где зона ответственности местных властей, там плохо. Даже знаменитая Плотинка в центре. Когда-то выглядела круто, но сильно устарела.
Вообще Екатеринбург разношерстный. В Челябинске даже на окраине города виден (хотя не везде) результат работы местных властей. Включая множество новых сквериков. Даже в умирающих микрорайонах, где живут пенсионеры, ремонтируют дороги, делают скверы.
«СП»: Говорят, в Екатеринбурге качественно строят.
— А разве в Челябинске хуже? Кстати, ведущие челябинские застройщики строят и у себя, и в Екатеринбурге.
«СП»: Про Башкирию что можно сказать? Кроме польских трамваев.
— Из Уфы молодежь уезжает в Казань и в Челябинск. Башкирии в этом году 27,5 млрд рублей выделяют федеральных дотаций. Соседняя Челябинская область, наоборот, регион-донор. Башкирия — распиаренный регион.
Да, построили шикарный «Дворец борьбы». В республике развивается много разных видов борьбы. Можно проводить соревнования вплоть до чемпионатов мира. Но в целом республика живет не по средствам. Уфа максимально высосала население из республиканской глубинки. Что говорить, если хоккейный клуб «Салават Юлаев», которым гордилась вся Башкирия, — один из самых бедных в КХЛ.
И дорожные проблемы в Уфе большие.
«СП»: Где работают жители Башкирии?
— Как житель Уфы скажу: статистика по зарплатам раздутая. Треть населения республики работают вахтовым методом. Заработанное на севере тратится в Башкирии.
За счет этого ощущение, что экономика в норме. Благодаря вахтовикам и цены на жилье высокие. Но теперь пошло резкое падение объемов строительства.
В республике работы мало. Когда-то здесь загубили много заводов, машиностроительных, электроники, где платили высокую зарплату. Осталась нефтянка, а она максимально автоматизирована. Надеюсь, Уфа нащупала социально-экономическое дно. Дальше посмотрим.
Башкирский журналист в беседе с «СП» также признал, налицо большая разница между официальной и реальной средней зарплатой. И в целом республика в кризисе.
Безнадежный Оренбург
Оренбургский журналист в беседе с «СП» был пессимистичен:
— Не вижу я у нас плюсов. Экология — плохо (не как в Челябинске, но близко). Здравоохранение — чудовищно. Образование — плохо, особенно высшее. Транспорт — ситуация близка к катастрофе. Благоустройство — в Оренбурге катастрофа, в других территориях по-разному. Промышленность — тревожно.
На промышленном востоке большая часть советских гигантов погибла, оставшиеся либо работают на оборонку, либо живут скромно. На западе — нефтяники, но и они ужимаются. Сельское хозяйство — очень рискованное, засуха постоянная. Коррупция у нас высокая. Один экс-министр под судом, другой — под следствием.
Воспрянувший Курган
В Курганской области все тот же Олег Витковский отмечает хорошие природные условия: много лесов, озер, плодородных почв. Но область дотационная.
— Планы поделить умирающую Курганскую область между тремя регионами — Челябинской, Свердловской и Тюменской областями — не сбылись. Но молодежь уезжает. В Челябинск и в ту же Тюмень.
«СП»: Ситуация безнадежная?
— Нет. При губернаторе Вадиме Шумкове ситуация стала меняться. Он смотрит, какие нужны условия для предпринимателей: коммуникации, участки земли, льготы. Привлекает инвестиции, участвует в федеральных программах. В регион пошли деньги. Федеральная строительная компания «Брусника» строит в Кургане жилые районы.
Рабочая сила была дешевая, но сейчас подорожала. А динамика роста ВВП в регионе колоссальная — на 20−30% в год. Феноменальный результат на фоне других регионов России.
Построены отличные дороги. Развивается не только Курган, но и небольшие города, включая сферу благоустройства. Курганцы стали возвращаться домой из других регионов. Побольше бы России таких глав регионов.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал