
Рособрнадзор 13 мая подвел первые промежуточные итоги тестирования детей мигрантов, желающих обучаться в российских школах, на знание русского языка.
Результаты оказались очень красноречивыми — изо всего количества поданных заявок (1762) только 335 (менее 20%) оказались оформлены должным образом, не вызвали подозрений в подделке подтверждающих документов и в итоге были одобрены ведомством, а из тех 44 детей в 10 регионах РФ, которые к настоящему моменту это тестирование уже прошли, успешно справились с заданиями только 27 человек (61%).
Комментируя эти сведения, председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что они наглядно доказывают и подтверждают необходимость принятого 28 декабря 2024 года Федерального закона № 544-ФЗ об обязательном тестировании детей мигрантов на знание русского языка.
Аналогичное мнение высказали в соцсетях многие общественные деятели, волонтеры и даже некоторые топовые военблогеры.
Однако никто из них, к сожалению, пока не задался вопросом: а куда же денутся все те дети мигрантов, которые в конечном итоге так и не смогут пройти это обязательное тестирование и поступить в наши образовательные учреждения в рамках стартовавшей в апреле этого года приемной кампании?
А задуматься надо бы, потому что сейчас на территории России, по разным данным, находится примерно 800 тысяч несовершеннолетних мигрантов, подавляющее большинство из которых, судя по отчету Рособрнадзра, учениками школ так и не станут.
Вариантов тут, увы, не много.
Какая-то часть из непрошедших тестирование будет «учиться» в нелегальных «медресе» на съемных квартирах, где их «преподавателями» станут сторонники радикального ислама со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какая-то часть детей мигрантов, по примеру своих родителей, просто «забьет» на учебу, предпочтя сбиваться в преступные сообщества, провоцируя кровавые конфликты.
Есть ли сейчас в распоряжении государства какое-нибудь эффективное средство, чтобы не допустить подобного сценария развития событий?
— Это прекрасный повод для Генеральной прокуратуры поставить эту проблему перед всеми силовыми структурами, — считает сопредседатель общероссийского движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков.
— Потому что такое количество детей мигрантов в России — фактически готовая армия будущих правонарушителей, а то и хуже. Имея ее на своей территории, мы сами под себя подкладываем мину замедленного действия.
«СП»: А как вот эту мину можно нейтрализовать?
— Я лично вижу только два пути.
Первый — впускать в Россию мигрантов только по рабочему контракту, без семей. Отработал свое вахтовым методом, и езжай назад домой. Так делают во многих странах.
Второй путь — сначала мигранты у себя на родине должны сдать тест на знание русского языка всей семьей, и только после этого приезжать в Россию, подтверждая заявленный уровень владения русским.
Только после этого они смогут здесь пытаться нормально обосновываться и как-то обучаться.
А то, что сегодня происходит, это просто констатация факта о подготовке этой самой мины. Вот Вячеслав Володин в этом наконец-то убедился, после очень долгих доказательств со строны экспертного сообщества.
«СП»: Может быть, еще на этапе проработки закона об обязательном тестировании детей мигрантов на знание русского языка стоило бы подумать о том, чтобы всех этих детей, коль скоро они уже завезены в Россию, взять под какой-то контроль, чтобы они не множили межэтническую преступность в стране?
— А на кого, на какой контролирующий орган возлагать ответственность за подобный контроль? Подобного органа же у нас попросту нет.
У нас есть, конечно, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Но, во-первых, там дикий недокомплект кадров, они не выполняют свои функции, не справляясь даже с российскими детьми.
А уж следить за детьми мигрантских диаспор они тем более не смогут. Инспектора ПДН должны же каким-то образом хотя бы понимать тот язык, на котором они говорят. Если его не знать, то что в принципе могут сделать инспектора, даже если придут в поселение или в квартиру к этим мигрантам?
Тут эффект даст только принятие принципиального решения на государственном уровне — вахтовый метод либо предварительное обучение русскому у мигранта на родине.
«СП»: Как тогда поступать с теми иностранными семьями, которые уже получили российское гражданство? Ведь многие из них также не знают русского языка.
— Лишать их гражданства и высылать домой. Или, как вариант, совершеннолетних оставлять в России, а несовершеннолетних — назад, на прежнюю родину, к родственникам.
Да, это очень жестко, но именно так поступают в Европе. Я почти 9 лет жил в Чехии, и прекрасно знаю, как там действуют — или ты изучаешь язык страны и разговариваешь на этом языке, или 72 часа на сборы и принудительно депортируют под конвоем.
«СП»: А что, если пойти по другому пути? Например, организовать в каких-то отдельных центрах интернатное обучение и воспитание детей-мигрантов в России?
— Представители кое-каких мигрантских диаспор сами выдвигают подобные предложения — мол, давайте мы создадим интернат для узбеков, таджиков, киргизов и так далее.
Но здесь, как мне кажется, скрыта очень хитрая уловка. Согласившись на это, мы фактически своими руками рискуем создавать и укреплять очень опасные закрытые этнические конгломераты и сообщества.
Выдвигались даже предложения, согласно которым родители-мигранты готовы были отказаться от своих законных прав на детей. Дескать, пусть государство воспитывает как считает нужным в ранге детей-сирот. Но и здесь есть очень мощный «подводный камень». Получается, сироты за госсчет воспитываются, получают жилплощадь за госсчет, а потом на эти квадратные метры ничто не мешает им протаскивать целые кланы своих родственников-мигрантов.
«СП»: Но вот есть же у нас в Иваново «Интердом» с давней историей успешного обучения детей иностранцев. Почему бы этот опыт сейчас не масштабировать на мигрантов?
— Да, в «Интердоме» обучают на русском языке и по нашим правилам и законам, но это совершенно иная ситуация. Там другая основа, интернациональная. В свое время в этом «Интердоме» учились дети Мао Цзэдуна, отпрыски некоторых лидеров революционных движений Латинской Америки, кубинские дети. Испанские дети учились в период гражданской войны в Испании. Их адаптировали действительно хорошо, серьезно, но это все же штучная, ювелирная индивидуальная работа.
С мигрантами, я уверен, она не даст такого же результата. Поэтому, повторюсь: нам не остается другого пути, кроме как вахтовый метод для рабочих мигрантов без семей организовывать. Либо пусть они изучают всей семьей русский язык, и только потом приезжают.
Но для этого нужна, как принято говорить, политическая воля. Вот увидели масштаб мигрантской проблемы с введением тестирования по русскому языку, хорошо, но это только половина дела. Теперь надо идти дальше, не останавливаясь на полпути.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».