Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Родине нужны «Ворошиловские стрелки», но готовить их в школах некому

Почему учительское сообщество принимает новшества в штыки

3903
Родине нужны «Ворошиловские стрелки», но готовить их в школах некому
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Новый экзамен может появиться в российских школах — обязать учеников сдавать физкультуру предложила член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, член ОП Республики Татарстан Ольга Павлова.

«Физическая культура и спорт — один из главнейших предметов. И, конечно, экзамен по физической культуре абсолютно должен быть», — заявила Павлова на полях форума «Россия — Исламский мир», проходящего в Казани.

В то же время сегодня ощущается нехватка преподавателей-физкультурников, а состояние здоровья далеко не у всех детей одинаковое, заметила общественница.

«Сегодня в Республике Татарстан 55% детей имеют разный уровень здоровья, то есть не относятся к основной группе, не могут выполнить всю эту нагрузку, задачу, программу, которая сегодня существует в школе. И что делать с этими детьми? Кто-то пишет реферат, кто-то просто приносит мяч в школу, ему ставят зачет. А потом мы удивляемся, что сегодня у нас мамочки имеют низкий уровень здоровья, что не все могут рожать детей, в армию брать некого», — подытожила Павлова.

Читайте также
«Завел дачу – начинай сушить сухари»: Как скоро дачников станут сажать за шалфей? «Завел дачу — начинай сушить сухари»: Как скоро дачников станут сажать за шалфей? Напоминания юристов о штрафах создают впечатление абсолютной криминальности огородничества

По ее мнению, для школ следует разработать методики, рассчитанные на различные физические данные учащихся. В связи с этим необходима «донастройка» программы.

Впрочем, далеко не все школьные педагоги разделяют мнение Ольги Павловой. Неуместным считает предложение возродить школьные экзамены по физкультуре общественный деятель, историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Александр Снегуров.

— Хочу напомнить, что с 2014 года у нас в стране возобновлено физкультурное движение ГТО, и учащиеся школ сдают в своих возрастных категориях соответствующие нормы, получают значки. Эти нормы и есть, по сути, экзамены по физкультуре.

Конечно, существует еще и теоретическая подготовка по предмету, но отчитываться по физкультуре рефератами полагаю делом нелепым.

«СП»: Насколько сегодняшним ученикам интересны уроки физкультуры? Раньше это был один из самых популярных предметов.

— Статус предмета, конечно, снизился. Часто уроки физкультуры — чистая профанация. Преподаватель, скажем, бросает ученикам мяч, и они играют в какие-либо игры — волейбол, футбол и так далее (это в лучшем случае), а сам уходит из зала по своим делам или ведёт переписку в гаджетах.

Конечно, игры должны присутствовать на уроках физкультуры, но — в конце занятия, после того как ребята выполнят обязательную программу, и исключительно под зорким контролем учителя.

Почему уроки физкультуры часто являют собой плачевное зрелище? Это происходит по разным причинам: нехватка квалифицированных преподавателей физкультуры, отношение администрации к предмету, когда его отводят для «более важных» занятий, плохое оснащение, затрапезность зала и т. д. Конечно, есть отличные специалисты, работающие увлечённо и добросовестно, но сегодня, к сожалению, не они задают тон.

Также некоторые дети посещают спортивные секции, клубы и формат уроков физкультуры считают для себя периферийным. Кстати, среди учеников популярны ныне занятия в секциях по дзюдо, айкидо, плаванию, регби, чему внимание на типовых уроках физкультуры не может быть уделено по определению.

Читайте также
Действительно ли можно слетать в Эмираты на неделю всего за 40 тысяч рублей Действительно ли можно слетать в Эмираты на неделю всего за 40 тысяч рублей Что может себе позволить пенсионер Урала: Дубай, отдых в Сочи, в Анапе или огород в Сосновке

Тем не менее уроки физкультуры призваны быть своего рода аутотренинговым рекреационным интервалом в структуре учебного дня, чего мы, к сожалению, не наблюдаем. Нехватка и низкая квалификация педагогов приводят к тому, что школьные уроки физкультуры ребята нередко воспринимают как возможность посидеть с гаджетами, поболтать, сбегать домой, в магазин или кафе, организовать выяснение отношений и т. д.

Кроме того, не секрет, что часть подростков стали более ленивыми, апатичными, детренированными или чересчур возбуждёнными отнюдь не в спортивном смысле.

«СП»: Нередко звучат предложения наряду с комплексом ГТО, возродить другие формы подготовки школьников — скажем, сдавать на значок «Ворошиловский стрелок» и другие.

— Мне кажется, такой уклон в военно-спортивную сферу в школьной программе вряд ли оправдан. Во-первых, есть предмет ОБЖ, собираются также возрождать НВП — начальную военную подготовку. К тому же для желающих заниматься по этому направлению площадок вполне достаточно — их предоставляет на все вкусы допообразование, кадетские классы, юнармейское движение и пр. Одним нужно метко стрелять по мишеням, другим — попадать пальцами по клавишам.

И вообще, не нужно перегружать программу новыми инициативами, предметами! У нас масса проблем с базовым контентом. Всё-таки сегодня мы должны сосредоточиться на фундаментальных составляющих, а возможностей заниматься по интересам у подростков хватает.

Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков также скептически оценивает идею возрождения экзаменов по физкультуре.

— Знаете, сегодня образовательная система у нас находится далеко не в том состоянии, когда может воспринимать разного рода новшества, даже самые позитивные. Сразу возникает вопрос: кто это будет реализовывать? У школ не хватает ресурсов, педагогов и много еще чего. Если эту инициативу взвалят на плечи учителей, проблемы только усугубятся.

Напомню, что некоторое время назад было принято решение увеличить в школах количество уроков физкультуры — сделали три часа. Выяснилось, что на это не хватает ни людей, ни других ресурсов. Поэтому от этой практики стали потихоньку отказываться, хотя кое-где она еще сохранилась.

Поэтому я считаю, что сегодня лучше решить насущные задачи — вопросы с кадрами, учительскими зарплатами и оснащением, а потом думать, как улучшить образовательный процесс.

Последние новости
Цитаты
Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Андрей Колганов

Экономист

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня