Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Власть
22 мая 08:01

Божественный вкус тройного одеколона! Половина граждан России с теплом вспоминают новации «минерального секретаря» Горбачева

Максим Черниговский: Нужно использовать позитивный советский опыт по продаже алкоголя

3112
Божественный вкус тройного одеколона! Половина граждан России с теплом вспоминают новации «минерального секретаря» Горбачева
Фото: Сергей Булкин/ТАСС
Материал комментируют:

Борцы за трезвость ликуют — более половины граждан России готовы поддержать антиалкогольную кампанию, если бы нынешние власти вдруг решили повторить эксперимент 40-летней давности, свидетельствуют недавние вопросы ВЦИОМ.

Напомним, что в мае 1985-го вышло несколько постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР, направленных на борьбу с чрезмерным употреблением горячительных напитков, однако рьяный радикализм в их реализации привел к множеству побочных явлений.

Сейчас, по данным социологов, борьбу за трезвость «сверху» готовы в разной степени поддержать 53% наших сограждан: 26% одобрили бы ее безусловно, еще 27% скорее согласились бы с ней, чем наоборот.

Из опрошенных 12% выразили мнение, что антиалкогольная кампания 1980-х была нужна и принесла немало позитивных моментов. Еще 26% согласились с необходимостью тогдашних мер по борьбе с «зеленым змием», но заметили, что их реализация сопровождалась большим количеством ошибок.

Читайте также
Китайские аналитики уверовали в стабильность российской экономики. Осталось убедить остальной мир Китайские аналитики уверовали в стабильность российской экономики. Осталось убедить остальной мир Павел Устюжанинов: Обновление кредитного рейтинга России позволит нарастить товарооборот между нашими странами

Кроме того, 39% респондентов выразили уверенность, что сейчас пьют меньше, чем в период правления Михаила Горбачева. Напротив, 13% убеждены, что горькую народ употребляет гораздо чаще. По мнению 37%, ситуация на «алкогольном фронте» практически не изменилась.

Кроме того, 60% заявили о готовности поддержать пропаганду здорового образа жизни как меру по борьбе с пьянством, 54% одобрили бы запрет на продажу спиртного молодым людям до 21 года, еще 45% согласились с важностью запрета рекламы алкогольной продукции.

Как известно, в некоторых регионах страны власти пытаются вести борьбу с пагубной привычкой сограждан. Большую известность приобрел эксперимент в Вологодской области, где в будние дни спиртное теперь продают в магазинах всего два часа — с 12 до 14.

Однако многие наблюдатели сомневаются, что это начинание привело к позитивному результату. Более того, как пишет пресса, на Вологодчине уже сформировался нелегальный рынок алкогольной продукции.

Автор этих строк некоторое время назад интересовался мнением по антиалкогольной проблематике сопредседателя Союза потребителей России Антона Недзвецкого, его актуальность сегодня сохраняется.

Тот напомнил, что за последние 10−15 лет Россия опустилась в мировых рейтингах по объему потребления алкоголя — согласно некоторым из них, мы покинули даже первую десятку.

«В общем, последовательные постепенные меры со стороны государства приносят результат. Вообще, все эти вопросы требуют очень серьёзной экспертной оценки, потому что просто взять и радикально ограничить тоже нельзя. Это действительно может ударить по той категории потребителей, которая, скажем так, любит выпить иногда.

Это может привести к росту теневого рынка нелегального алкоголя, отравлениями суррогатами и тому подобными негативными моментами. Рубить одним махом, конечно, не следует", — заявил тогда Антон Недзвецкий.

Руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский сообщил «СП», что поддерживает изменения алкогольной политики в стране, однако понимает их несколько иначе, нежели часть опрошенных.

— Я искренне считаю, что уже давно необходимо провести серьезную реформу алкогольного рынка, а именно — перейти к тем стандартам, которые существовали в рамках розничной торговли во времена Советского Союза. Когда алкогольная продукция, даже пиво, реализовывалось розницей специализировано.

Речь идет о магазинах «Вино-водка», которые существовали по всей стране в тот период. Были также отдельно выделенные залы в гастрономических магазинах и столы заказов.

То есть во времена СССР где попало, как мы помним, даже пиво не продавалось. Именно такую реформу на алкогольном рынке Российской Федерации нужно провести.

«СП»: Уверен, очень многие сограждане согласятся с вами.

— Другой вопрос, что эта реформа должна носить долгосрочный характер. Потому что на сегодняшний день реализовать ее можно только в крупных городах.

У нас далеко не во всех населенных пунктах сельской местности имеются легальные розничные магазины, реализующие алкоголь. Именно поэтому такого рода розничную реформу, на мой взгляд, проводить необходимо.

Это действительно будет серьезный шаг к тому, чтобы снизить потребление незаконной алкогольной продукции всех видов.

Наше объединение уже более, наверное, 25 лет выступает за реализацию такой реформы, но на сегодняшний день движения в этом направлении нет.

«СП»: Пока в прессе чаще раздаются голоса сторонников трезвости.

— Все эти голоса — это всего лишь лозунги. Понятное дело, надо все сделать для того, чтобы наши граждане пили и курили меньше, но это все-таки в большей степени экономическая проблематика.

Здесь нужны нормальные практические шаги, об одном из которых я рассказал.

«СП»: В некоторых регионах пытаются ограничить время продажи спиртного…

— Да, Вологодская область прославилась. Сейчас Санкт-Петербург готовит серьезную законодательную реформу в отношении общепита по ограничению продаж легального алкоголя в небольших барах и кафе, находящихся в многоквартирных домах.

Читайте также
Чтобы искоренить пьянство за рулем, достаточно убрать ГАИ с дорог Чтобы искоренить пьянство за рулем, достаточно убрать ГАИ с дорог Пьяных водителей меньше не становится, хотя статистика МВД утверждает обратное

Эти временные ограничения, без целого ряда упомянутых мною мер, к эффективным последствиям не приведут.

Наоборот, могут негативную роль сыграть, изменить структуру потребления алкоголя, снизить потребление легальной продукции и на этой базе увеличить потребление, соответственно, нелегальных спиртосодержащих напитков.

«СП»: Какие меры вы еще предлагаете?

— Надо разрешить легальным производителям винодельческой продукции практически в свободном режиме рекламировать ее, тем самым повышать осведомленность граждан о потребительских свойствах именно легальных напитков.

Конечно же, не надо рекламировать в детских передачах, на Муз-ТВ, скажем, ряде других площадок, по понятным причинам.

Могу сказать, что граждане у нас подчас плохо представляют разницу в потребительских свойствах качественной легальной и некачественной продукции.

Думаю, надо также легализовать онлайн-продажи легального алкоголя. Потому что нелегальные операторы весьма активно используют интернет-продажи.

Из-за этого у нас много отравлений, смертельных случаев после употребления этих нелегальных спиртосодержащих изделий. Любая реформа должна базироваться на логике, здравомыслии и знаниях.

Последние новости
Цитаты
Юрий Светов

Политолог

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня