
В последнее время все чаще пишут о поколении Z, «зумерах» — это люди, родившиеся в период между 1996 и 2012 годами.
Сейчас это «новые взрослые» и первое постсоветское поколение, которое вышло на рынок труда. В чем отличие поколения зумеров от предыдущих поколений, как взаимодействовать с ними работодателям и родителям, интересует ли это поколение политика и готовы ли они менять мир к лучшему?
О проблемах поколений «Свободная Пресса» поговорила с Андреем Макаровым, культурологом, доктором философских наук, профессором Волгоградского государственного университета.
«СП»: Почему сейчас так много стали обсуждать поколение Z?
— Поколение зумеров вышло и на рынок, и в культурное пространство. Это не будущее, а уже настоящее для работодателя, для культурной и идеологической среды. Это люди до 28 лет — то есть это, конечно, молодежь, но и уже большие девочки и мальчики. И они пришли к работодателю.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, YouTube, VK
Смотрите все передачи СП-ТВ
Я до сих пор удивляюсь работодателям, когда я говорю о «гостинге», и некоторые не знают, что это. Это когда ваш сотрудник уходит в обед и больше никогда не приходит, потому что вы создали ему «минус вайб». В переводе на язык предыдущих поколений — испортили настроение.
«СП»: Расскажите о теории поколений. Поколения — это ведь не все люди, рожденные в разные временные промежутки, а лишь их часть? И насколько эта теория универсальна?
— Ничего универсального в науке нет. Всегда сталкиваются как минимум две противодействующих парадигмы. Это совершенно обязательно для того, чтобы наука развивалась. Поэтому универсализма здесь нету.
Более того, я могу сказать, к теории поколений скептически относятся даже социологи. А психологи говорят о том, что это возрастные особенности.
Меня же эта теория заинтересовала в разрезе культурологии. Я рассматриваю теорию поколения как удобный инструмент, чтобы показать особенности адаптивной модели поколения к реальности.
Это идеи прежде всего Карла Мангейма, который изучал немецкое поколение 30-х годов. Мангейм выдвинул две краеугольные гипотезы, которые стали теорией. Это то, что есть так называемые формативные годы. То есть это подросток, который сталкивается либо с историческими событиями, или с культурными событиями. Конечно, сталкиваются его родители. Но дело в том, что родители уже адаптированы, а здесь только идет адаптация к миру.
Например, развал Советского Союза. Родители приспосабливаются к этому. А для подростков то время — это всё, что было в жизни. И поэтому вырабатывается несколько другая адаптивная модель.
Детский мир рушится, потому что просыпается пол, гормональный фон меняется. И нужны новые мировоззренческие установки.
Известно, что школьники в старшей школе вдруг внезапно начинают интересоваться историей, философией, обществоведением. Правда, в большей степени мальчики, чем девочки. Тут есть гендерные особенности поколения. Почему они начинают интересоваться?
Потому что нужно новый мир строить, причем строить самому. Есть скепсис большой по поводу того, что предлагают взрослые. Потому что, естественно, эмансипация идет, и очень обостренно чувствуется всякая фальшь, ложь, что у взрослых уже — черта. Более того, даже в этом возрасте дети очень логичны, в отличие от взрослых.
Им еще не нужно быть вежливым, не нужно подстраиваться к миру: к нему подстроены родители. Но при этом уже нужно адаптироваться к этому миру, осваивать его, а, следовательно, нужно иметь о нём представление.
И вот есть когорта — это все люди рожденные, и есть поколения. Это часть людей, которые обладают рефлексией и дают себе труд построить своё мировоззрение хотя бы на коленке.
Но есть масса людей, которые воспринимают предлагаемый мир и живут в нём, но там свои трудности.
«СП»: Опишите типичные черты поколений X (1967−1984 годы рождения), Y (миллениалы, 1984−1996 годы рождения) и Z (зумеры, 1996−2012 годы рождения).
— Поколение икс я называю «посюсторонние люди», они устроены в этом мире. Основная их ценность — это разного рода ресурсы. И они научились эти ресурсы добывать, удерживать и как сокровище не пускать даже в оборот, а держать при себе. То есть они укоренены в этом мире.
В политике это, например, «реал политик». Они могут говорить об идеологии. Но для них нет никаких возвышенных идеалов. То, что называется идеалами — это цели. И у них нет мечты, но они понимают, что мечта — это ресурс.
Игреки — это «потусторонние» люди. Это очень начитанное, настроенное, «надуманное» поколение. У них «много книг не бывает». На самом деле бывает много книг, вы «перечитали» — и стали клиентами психотерапевтов. Игреки ведут виртуальные бои в своих виртуальных мирах.
У них как раз есть идеалы, мечты, но они несколько оторваны от этого мира. Было время, когда игреки зашли в политику с идеалами. И где теперь эти идеалы? Не сумели вписаться в мир, который создали иксы. Хотя кто-то сумел вписаться в литературу и кинематограф.
А зеты (зумеры) — я их называю «бесчувственные романтики».
У них два мира, они сразу родились в виртуальной реальности. И они освоились и там, и в реальной жезни. Но энергия расходуется и туда, и туда, и её не хватает на выработку чувств. Они легко уходят из одного мира в другой. И это поколение вообще не протестно настроено, в отличие от игреков.
«СП»: Как работодателям работать с поколением зумеров?
— И достоинством, и недостатком зумеров является так называемая новая искренность. Это кажется излишней свободой, даже иногда хамством может показаться. А почему это достоинство? Ты не вписываешься в системы, которые рассчитаны на твой страх.
Любая управленческая система оперирует двумя модусами: кнут и пряник. И она хорошо устроена под игреков, но не для зумеров, которые от «кнута» впадают в панику. Поэтому получается, что работает только пряник. А где брать эти пряники?
Вот ко мне обращались с КамАЗа с вопросом, как удержать зумеров на заводах. Я провел исследование, и у меня только плохие новости были для работодателей на заводах: помогут только большие деньги. Но работодатель спрашивает: но что-то может быть еще? Но на это «еще» — у вас нету этих ресурсов. Вот произошел визуальный эстетический поворот. А завод туда плохо вписывается.
Я им придумал — в цеха пригласите группу «Раммштайн». И вот тогда у молодых рабочих, если в цеху будет концерт «Раммштайн», или какой-то другой группы, которая более-менее под эту брутальность подходит, возникнет то, что вы даже не замечаете — «вайбы», которые «впечатываются в стены».
Что такое вайб? Буквально, это вибрации. Когда чувствуется вибрация, когда с тобой разговаривают. Помимо того, что говорят, еще и чувствуют, как к тебе относятся. Выявляются такие слова, что сразу идет подозрение, что будет токсично, а значит будут проблемы. Это особая чувствительность к атмосфере общения. Но многие поколения не чувствуют этих вибраций.
«СП»: Какой должна быть молодежная политика с учетом черт поколения Z?
— Очень важно для любой политики поймать инициативы снизу. Вот, например, «Бессмертный полк» — это была инициатива снизу.
Мне кажется, самая значительная культурная инициатива, в которой вдруг всё начало собираться: и ценности, и разные поколения. Но попробуйте это организовать сверху — получится симулякр.
Нужно создавать такое время и пространство, где бы граждане испытывали чувство солидарности, уважения, почитания.
И нужно создать условия для раскрытия творческого потенциала, — предлагаю это в качестве национальной идеи.
«СП»: Сейчас какая-то «пандемия запретов». Разве это работает?
— Запреты с молодежью плохо стыкуются. Потому что какая ценность стоит за запретами? Ценность безопасности. Выходит, что опасная молодежь? Как говорят китайцы, не нужно распускать пионы руками. Придет весна, и они распустятся сами. И вот эти запреты похожи на роспуск пионов руками.
«СП»: Как обеспечить диалог поколений?
— Иксам и игрекам замолчать и послушать. Зумерам перестать молчать, заговорить. Они, конечно, говорят. В песнях, например. Но вы их не слушаете, а запрещаете.
Если вы такие влиятельные взрослые, что же нападаете на инфлюэнсеров, чуть ли не подростков. У них миллионные просмотры, а у вас ничего — выходит, это они виноваты?
Начните слушать — это не значит играть по правилам, но хотя бы поймите. Когда я начал читать лекции, мне пошли письма от зетов: «нас не понимают родители».
Но, спасибо, что вы рассказываете о нас. И когда родители слушают, да, бывают инсайды неприятные, они узнают, что, оказывается, происходит.
Сначала реакция бывает какая-нибудь грубая — ой, какие нежные. Но тем, кто уже думает о том, что уже конфликт зашел далеко, приходится принимать в расчет особенности поколения.