
29 июня на границе России с Казахстаном в районе города Орск на контрольно-пропускном пункте скопились огромные очереди. Люди сообщали журналистам, что стояли в очереди по 18 часов.
«Пытаемся доехать домой, в родной Екатеринбург. Ездили семьей на юбилей к любимой тете в Казахстан. Едем с двумя детьми 8 и 13 лет.
Люди впереди стоят вторые, а некоторые и третьи сутки. Впереди стоят уже по четыре ряда, образовалась система самоуправления. В свою страну не можем заехать! Скоро у людей будет заканчиваться бензин, вода. Многие с детьми", — пожаловалась жительница столицы Урала.
Россияне, попавшие в такую многочасовую пробку, связывают это с наплывом иностранцев из ближнего зарубежья, которые стремились попасть в Россию до 30 июня.
Поскольку с 30 июня гостям из безвизовых стран нужно будет предоставить специальный QR-код на КПП, иначе въехать в Россию не получится.
В то же время в Минцифры России сообщают, что да, приезжающие в Россию граждане могут заблаговременно подать электронное заявление на пересечение границы и регистрации в мобильном приложении RuID. И это даст основание получить QR-код на пропуск через кордон.
Однако важно уточнить, что эти новые правила въезда в нашу страну для граждан иностранных государств с безвизовым режимом носят исключительно добровольный характер. Какой же тогда смысл стоять в этих очередях на границе?
Оказывается, участники эксперимента с получением QR-кода получат дополнительные преимущества в России, включая онлайн-доступ к «Госуслугам», автоматическое оформление СНИЛС, покупку сим-карт.
Так или иначе 30 июня СМИ Оренбургской области сообщили, что пробка со стороны Казахстана в Россию стояла уже вторые сутки.
Руководитель Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашева в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» заметила, что напрашивается аналогия:
— В 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу. Это был грандиозный праздник. В том числе часть игр проходила в Екатеринбурге. И надо же было такому случиться, что в самый разгар турнира я вдруг вижу огромную очередь на вход в метро (а я живу у станции метро).
«СП»: Наверное, все логично. Мировой чемпионат, толпы болельщиков, очереди…
— Это все так. Интерес к чемпионату был большой. Но до того дня все же не было подобных столпотворений. Человек 300−400 стояло, помню, в той очереди, хвост которой выходил на улицу.
«СП»: Что же случилось?
— Оказывается, в тот день вступил в силу какой-то новый закон, обязывающий выдавать на каждый проданный жетон в метро бумажный чек. И это сразу сильно затормозило движение потока пассажиров.
«СП»: Несвоевременно ввели в действие закон…
— Ну конечно! Про сроки проведения чемпионата мира все знали заранее. Надо было или отсрочить введение закона, или хотя бы как следует подготовить его внедрение, чтобы не создавать столько проблем согражданам. Нужно было создать соответствующий штаб, проработать пошагово все узкие моменты.
«СП»: Хотите сказать, сейчас случилось нечто подобное, из-за чего возникли очереди на границе?
— Да. Не понимаю, что происходит с миграцией. Мышеловка какая-то создана. Людей буквально заставляют играть в страшный квест. Ну как можно заставлять в летнюю погоду стоять по много часов в очереди? И взрослых (включая пожилых), и детей.
Они же хотят есть, ходить в туалет, им нужен отдых. Лето — пора каникул и отпусков. И вот в это законное время отдыха люди вынуждены стоять по 18 часов в очереди на границе!
«СП»: Что, все стояли в одной очереди? Россияне и мигранты?
— Вот, кстати, еще один вопрос — почему все стояли в одной очереди? Почему нельзя было сделать две? Именно так делают в ряде стран мира, где о своих гражданах больше заботятся.
«СП»: Что же делать?
— Надо отходить от системы, когда сотрудник ведомства — лишь молчаливый винтик в системе. Если готовится изменение законодательства, способное повлиять на жизнь сограждан, надо создать штаб по внедрению, проверить поэтапно, что и как будет.
И в режиме онлайн решать возникающие проблемы. Но увы, на деле все иначе. Пример — указ президента России о своего рода амнистии для иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Был дан срок, чтобы урегулировать этим категориям лиц свой правовой статус в России. Однако вышло так, что даже в системе МВД многие не знали про такой закон.
«СП»: Кажется, сперва указ президента давал время до 1 мая. Потом срок продлили.
— Да, срок действия «амнистии» продлили до осени. Однако проблема свинского отношения к людям никуда не делась. По поводу и без повода тех же наших соотечественников, не имеющих российского гражданства, выдворяют из России то и дело.
В том числе рушат сложившиеся семьи с детьми. Особенно поразительна история отца семерых детей Виктора Шилова, о которой ранее ваше издание рассказывало. Его недавно все-таки решили депортировать. Невзирая на то, что он многодетный отец. Невзирая на то, что есть указ президента.
Отказав в предоставлении временного убежища, хотя такого отказа не может быть ни по российскому законодательству, ни по регламентам МВД. Интересно, что решение о выдворении не исполнили.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал