
Трудно назвать справедливым решение башкирского суда в отношении глубоко пожилого человека, который был незаконно лишен свободы в 50-х годах.
Верховный суд Башкирии на днях отклонил апелляцию Фатхуллы Исхакова, 13 лет отсидевшего за чужое преступление еще во времена СССР. Исхаков просил взыскать потерянный за время заключения заработок. Кстати, он работал тогда на вредном производстве.
Началась уникальная в своем роде история в далеком 1959 году. Исхакова обвинили в покушении на убийство двух женщин, за что и посадили на 13 лет. Фатхуллы отсидел «от звонка до звонка». «13 лет заключения в нечеловеческих условиях за чужое преступление. Не дай бог кому-нибудь такое познать», — говорит Исхаков.
За время отсидки он потерял супругу, родителей. Его ребенок стал сиротой, жил без родителей более 10 лет.
Настоящий преступник сознался в совершенном преступлении много позднее. И свидетели признались, что оговорили невиновного.
В 2016 году пенсионер Исхаков начал требовать оправдания. В том числе обращался к президенту России Путину, требовал прислать проверяющих в Башкирию по его делу.
Долгое время эти усилия незаконно осужденного были безуспешны. 82-летний пенсионер даже проводил одиночные пикеты возле прокуратуры в 2019 году, обещал объявить голодовку.
В прокуратуре ему отвечали, что, если Исхаков считает себя невиновным, ему надо обратиться официально в прокуратуру или в суд. Летом 2019 года его дело рассмотрели наконец-то в президиуме Верховного суда Башкирии. Когда Исхаков выступал в суде и вспоминал пережитое, ему стало плохо. Однако он все равно сказал все, что хотел.
Лишь в 2023 году Исхакова наконец-то реабилитировали. И тогда пожилой мужчина потребовал компенсации. Иск был подан на крупную сумму — 450 миллионов рублей. Ее сочли неразумной. Исхакову присудили только 31 миллион рублей.
Решение вынес Ленинский райсуд Уфы. Судья Сайфуллин, который и огласил решение по делу, подвергся ряду проверок. В итоге Сайфуллин подал в отставку по собственному желанию.
Верховный суд Башкирии тем временем снизил размер компенсации до 2 млн рублей.
Возмущенный Исхаков записал после этого видеообращение: «Я всю жизнь страдал. Ленинский суд определил мои 65 лет страданий в 31 миллион рублей. Мою погубленную судьбу никакими деньгами невозможно компенсировать, но Минфин написал жалобу. По их мнению, мне вообще ничего не положено. Суд снизил до 2 миллионов рублей. Просто подачка, унижение моего человеческого достоинства».
В итоге в 2024 году сумму компенсации удалось все-таки поднять, но только до 6 млн рублей, но защита Исхакова осталась недовольна размером компенсации.
Весной 2025 года было вынесено новое решение о размере компенсации по поводу потерянной Исхаковым за 13 лет зарплаты. Компенсацию определили смехотворную — в сумме всего 95 тыс. руб.
Защита обжаловала это решение в Верховном суде республики, однако он согласился с позицией нижестоящей судебной инстанции
Исхаков отреагировал на это так: «Суды Башкирии издевались надо мной и продолжают издеваться. Видимо, это месть за то, что я смог оправдаться в Верховном суде России.
Сначала в республике мне препятствовали в отмене приговора и оправдании, потом во взыскании компенсации морального вреда, только в шестом кассационном суде я смог добиться более или менее нормальной компенсации — 6 миллионов. Теперь мне отказали во взыскании потерянной зарплаты, хотя это право у меня есть".
В беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» представляющий интересы Исхакова в судах адвокат Виталий Буркин сообщил, что будет дальше:
— На днях получили апелляционное определение, сейчас планируем писать кассационную жалобу и обжаловать судебные акты первой и апелляционной инстанций.
«СП»: Есть надежда изменить решение в части размера выплаты?
— Предъявленные требования обоснованы, законны — будем на этом и настаивать.
«СП»: Вам с другими подобными случаями приходилось сталкиваться?
— А вы хоть один такой случай встречали, кроме нашего?
Автор этих строк должен признаться, что ни с чем подобным за десятилетия работы журналистом не сталкивался ни разу.
Наверное, должны произойти очень серьезные изменения в нашем обществе, чтобы права граждан России стали приоритетом, в том числе для прокуратур и судов. В Конституции России в статье 2 прямо сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Хочется дожить до того времени, когда эти строки Основного закона страны станут нормой нашей жизни.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал