
Пограничная служба приняла решение запретить въезд в Российскую Федерацию на срок от 20 до 50 лет украинцам, которые не смогли пройти контроль и проверку в московском аэропорту Шереметьево. С октября 2023 года граждане Украины въезжают в Россию только через этот аэропорт. Там они проходят тщательную проверку, включая опросы и проверку их электронных устройств и гаджетов. Кто-то эту проверку не проходит.
Как правило, причина отказа во въезде — связи с ВСУ и украинскими спецслужбами, подтвержденные личными вещами при досмотре; негативное отношение к специальной военной операции на Украине, да и к России в целом. Тех, кто не прошел контроль после завершения проверки, уведомляют о запрете на въезд в Россию и отправляют в страну, из которой они прибыли. Затем принимается решение о запрете въезда в Российскую Федерацию. В изученных материалах срок запрета составляет от 20 до 50 лет.
Уже есть первые случаи запретов. Так, гражданке Украины было отказано во въезде в Россию, потому что она в соцсетях выражала поддержку Вооружённым силам Украины и проявляла интерес к контенту проукраинской направленности. В результате ей был запрещён въезд в страну на 50 лет.
Другой гражданин Украины не смог пересечь границу из-за своих взглядов. Он негативно относился к СВО и действиям руководства России. В его телефоне были обнаружены контакты сотрудников спецслужб и правоохранительных органов Украины. В результате ему был запрещён въезд в Россию на 20 лет.
Жесткое ли это решение — по сути пожизненный запрет на въезд в Россию?
Последние события показывают, что эта мера — вынужденная. В Крыму была задержана 24-х летняя женщина, которая готовила подрыв автомобиля одного из старших офицеров Минобороны РФ. У нее оказалось двойное гражданство — России и Украины.
В ФСБ уточнили, что у задержанной изъяты компоненты взрывного устройства западного производства. Девушке предъявлены обвинения по статьям 205 и 275 УК РФ («Террористический акт» и «Государственная измена» соответственно). Из материалов допроса следует, что девушка с позывным Хатико в апреле 2024 года выезжала на Украину для получения внутреннего и заграничного паспорта этой страны.
Пресечет ли жесткий запрет в Шереметьево шпионаж и диверсии со стороны спецслужб Украины на территории России? С таким вопросом «СП» обратилась к президенту Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергею Гончарову.
— Решение правильное, но запоздалое: вся агентура ВСУ уже в России. Поэтому, думаю, мало что изменится. Беженцев с Украины мы принимаем с 2014-го года, и не все въезжают с дружественными намерениями. Дроны с нашей территории запускают уже давно. Все это — результат бесконтрольного въезда в нашу страну украинцев, которых до этого мало, кто проверял. Фильтров ведь никаких не было. Фильтр — это был наш солдат с автоматом, мимо которого проезжала машина с украинскими номерами со взрывчаткой.
«СП»: Граждане Украины и сейчас массово переезжают в Россию. По словам постпреда России в Совете Безопасности ОНН Василия Небензи, только за первый год проведения СВО российские регионы приняли 5,3 млн беженцев.
— По разным данным, на сегодня в России действительно находятся от 4,5 до 5,5 млн украинских беженцев. Никто их при въезде особенно не проверял, приезжали люди с разными намерениями и настроениями. Разумеется, кто-то был завербован СБУ и ГУР. Как выявить диверсантов среди уже заехавших с Украины? Думаю, должна быть усилена агентурная работы спецслужб, и здесь может очень помочь население. Но я сомневаюсь, что нам удастся выявить всех завербованных украинской разведкой диверсантов — работа начата слишком поздно, — считает Сергей Гончаров.
Ещё год назад украинская террористическая атака в любом регионе России казалась очередной «красной линией», чем-то из ряда вон выходящим. Но после атаки 1 июня на наши военные аэродромы со стратегическими бомбардировщиками, подрывом железных дорог в Брянской и Курской областях, когда погибли мирные люди, вопрос встал жестко. Взрывы, диверсии и акты шпионажа происходят, к сожалению, регулярно.
Как остановить диверсантов, прекратить эти атаки? С таким вопросом «СП» обратилась к генерал-лейтенанту полиции Александру Михайлову.
— Пограничники выполняют чисто технические функции, от них мало что зависит. А вот наши спецслужбы должны поднять работу с находящимися у в России украинцами на качественно иной уровень. Всех, кто уже въехал в Россию, и особенно тех граждан Украины, которые уехали в Европу, но затем осели в России, надо тщательно «фильтровать». Оперативники должны подключиться, в разработку брать конкретных людей, — подытожил эксперт.
Сейчас идет активное освобождение украинских территорий, оттуда могут выезжать люди, которые не поддерживают Россию и российских военных. Они могут въехать в Россию с диверсионными целями, считает бывший депутат Верховной Рады Украины, российский политик Олег Царёв. Как решать эту проблему?
— Число диверсантов из числа уже въехавших в Россию с Украины может быть велико. Многие, кого разворачивают при въезде, подают в суды, но еще ни один такой суд не был выигран. Среди них, конечно, могут быть потенциальные диверсанты, которые были завербованы иностранной разведкой.
Но есть и те, кто настрадался от бандеровцев, которые зверствуют и не дают спокойно жить русскоязычному населению. Надо очень осторожно работать, чтобы не обидеть таких людей. А вот те, кто уехал из Украины в Европу, часто въезжают в Россию, будучи заведомо негативно настроенными. Конечно, настроения человека пограничники не определят, но потенциальных врагов надо разворачивать. Сейчас, когда идет активное наступление российской армии, надо особенно внимательно приглядываться к въезжающим.