Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Первоклашек нагрузят по полной программе. Что об этом думают учителя?

Минпрос РФ определил, сколько часов в неделю заниматься ученикам начальной школы

1821
Первоклашек нагрузят по полной программе. Что об этом думают учителя?
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Материал комментируют:

Министерство просвещения РФ установило недельную нагрузку для младшеклассников. Первоклашки с 1 сентября этого года будут заниматься в неделю по 20−21 часу. Со второго по четвертый класс нагрузка составит 23−26 часов.

Пяти- или шестидневка установлена в учебном заведении, не важно. За 4 года начальной школы общее количество учебных часов должно быть не менее 2966 и не более 3305, определено в документах, подготовленных Минпросом.

Кроме того, новые нормы введут и в отношении контрольных работ. С сентября они будут длиться не более 1 или 2 уроков по 45 минут. Практические работы будут идти 1 урок, их общий объем не должен превышать 10% времени, выделенного на определенный предмет.

Помимо установления нормы нагрузки для начальной школы, с 1 сентября этого года ученики в ряде российских регионов будут получать оценки за поведение.

Читайте также
Патриотизм по разнарядке: Театры РФ предложено обязать ежегодно ставить спектакли об СВО Патриотизм по разнарядке: Театры РФ предложено обязать ежегодно ставить спектакли об СВО Игорь Николайчук: «Не стоит сравнивать Россию с СССР, тогда сам социум был другой»

Пока что это пилотный проект, о чем заявляла замглавы Министерства просвещения Ольга Колударова:

«Оценки поведения мы предлагаем выставлять с 1-го по 8-й класс… Не задействуем в апробации выпускные классы, чтобы не провоцировать напряженность с учетом необходимости подготовки к экзаменам. В дальнейшем планируется распространить проект на всех обучающихся».

Про обоснования учебной нагрузки и нюансы расчета времени для усвоения программы «Свободной Прессе» рассказал историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров.

«СП»: На основании чего установлена норма нагрузки?

— Думаю, она утверждена в продолжение процесса по созданию единого образовательного пространства и приведения к общему знаменателю разных параметров, начиная от учебника и до расписания. Это один из элементов складывания новой системы, которая формируется на наших глазах.

«СП»: 23−26 часов достаточно для усвоения программы?

— Это надо оценивать в сочетании с программами, если они также будут изменены и универсализированы. Никогда не бывает какой-то общей цифры, достаточной или недостаточной для освоения предметов большими или разнообразными группами учащихся.

А здесь как раз школьники разных категорий, разного уровня подготовки. Для кого-то вполне достаточно, для кого-то нет. Потому что у нас много детей с логопедическими нарушениями, задержкой развития.

Есть и одаренные, скучающие на уроках, усвоившие материал в то время, как другие пытаются его понять. Это вопрос, который имеет несколько ответов…

У нас разные регионы и школы: сельская, городская. Причем миллионники — особый случай. Зависит и от внутреннего устройства школы, её педагогического состава.

Не стоит забывать о количестве детей в классе: в сельских школах может сидеть по 3 человека, а в городских — 30 и более. Попробуй их привести за 20 часов к более или менее похожим показателям.

«СП»: В расчетные часы входят, например, физкультура и музыка?

— Конечно. Эти предметы включены в расписание. Входит в перечень и технология с изобразительным искусством. Их, как правило, не ведет основной педагог. Опять же все зависит от ситуации. В указанные часы не входит допобразование: кружки, секции, факультативы.

«СП»: Александр Викторович, а выполнение домашних заданий тоже нормировано?

— Сейчас ведут к этому. Унификация, создание единого образовательного пространства предполагает нормирование выполнения домашнего задания.

Отчасти это уже делалось: мы в журналах указывали, что на выполнение задания, например, по географии, отводится 5 минут, биологии 20 минут.

Это, на мой взгляд, совершенно произвольные цифры, свидетельствующие только о том, что педагогу нужно вписаться в какое-то штатное число.

Предположим, 2 часа на выполнение домашних заданий. Кто-то будет стих учить час, но так и не запомнит. Какая тут унификация?!

Читайте также
Пушкин продешевил! Парадоксы антикварного рынка Пушкин продешевил! Парадоксы антикварного рынка Челябинск предлагает тур в 90-е: смотрим на свидетелей криминальных переделов, оцениваем паспорт Виктора Цоя

«СП»: Чем дети будут заниматься в свободное от учебы время? Сидеть в гаджетах?

— Сейчас дети разделены, условно говоря, на две группы. У одних мало свободного времени, они замучены уроками, многие идут заниматься в различные школы: спортивную, музыкальную. Они завершают учебный день в 11−12 часов вечера, что не соответствует детскому графику.

И если у них появляется свободное время — это, прежде всего, прогулка, от неё сейчас дети отстранены по ряду причин. Если посмотреть расписание Царскосельского лицея, то там предполагалось несколько прогулок, что очень важно и оправдано.

У вторых много свободного времени, которое тратится совершенно нерационально. Дети занимают его, например, цифровыми игрушками.

Ребенок, увлеченный гаджетами, просидит в них вне зависимости от нормы. Он уроки не будет делать или всё спишет, условный перевод по-иностранному через нейросеть или Гугл-переводчик выполнит.

Какая бы ни была нагрузка, она не повлияет на эти группы. И эта линия прослеживается везде: инновации, способные изменить картину, не сделают это. Все это будет камуфлироваться. Кто-то немного пошевелится. Но общая ситуация всё равно сохранится прежняя.

Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня