Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
28 июля 17:49

Донецк изнывает от жажды и очковтирательства: «В моей семье семеро детей. Останемся ли мы на Донбассе? Не знаю»

Может ли водная блокада сделать то, что не смогла бандеровская армия?

7630
На фото: прибытие машин-водовозов в Донецк
На фото: прибытие машин-водовозов в Донецк (Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС)
Материал комментируют:

Власти ДНР заявили об увеличении количества автоводовозок, направленных в регион для обеспечения населения водой в условиях жесткого дефицита водоснабжения. В Донецк прибудут ещё более 60 машин от регионов-шефов, в том числе, из Москвы. 75 автоцистерн — уже на месте. Однако едва ли это поможет решить проблему.

По мнению большинства экспертов, ситуация зашла слишком далеко, хотя проблемы с водоснабжением были с начала конфликта. Но сегодня уже говорят о натуральном коллапс. Люди негодуют, виня во всем чиновников. Пока в соцсетях. А что дальше? Что вообще происходит?

— Ситуация с водоснабжением в ДНР откровенно критическая, — говорит историк, журналист из Донецка Артем Ольхин.

— В ней есть несколько аспектов. Первый: социально-политический. Жители Донецка и других городов республики всё больше «закипают». Очень опасным выглядит массовое раздражение, возникающее в ответ на не очень элегантные попытки местного руководства объяснить ситуацию тем, что «это засуха и вообще оно само».

Читайте также
«Аэрофлоту» закрыли небо: Шереметьево трясет от злости пассажиров, эхо докатилось до Антальи «Аэрофлоту» закрыли небо: Шереметьево трясет от злости пассажиров, эхо докатилось до Антальи Заявление хакеров об уничтожении IT-инфраструктуры сделано на фоне массовой отмены рейсов главной авиакомпании России внутри страны и за рубежом

Ведь глава республики фактически является руководителем региона с августа 2018 года. Тогда уже давно было ясно, что рано или поздно ВСУ разрушат водовод «Северский Донец — Донбасс». Но фактически выходит так, что никаких эффективных мер не было предпринято.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что бессилие чиновников провоцирует всеобщее раздражение, разочарование, которое в некоторых случаях экстраполируется уже не только на ДНР, но и на власти федерального уровня, которые никак не комментируют своего отношения к ситуации в Донбассе. «Мы что тут — дети Африки?», — остроумно спрашивают в соцсетях.

Опасно также и то, что сложившейся ситуацией не без удовольствия пользуется пропаганда противника. Мы как бы сами им сделали такой подарок.

Второй аспект — демографический. Люди неминуемо будут покидать Донбасс, если он превратится в малопригодную для жизни полупустыню.

Например, в моей семье семеро детей. Будем ли мы оставаться в регионе, если станет очевидно, что проблема воды не решается, и всё это — на долгие годы? Скорее всего, в таком случае мы будем вынуждены уехать из ДНР в какие-то более стабильные регионы. И так наверняка поступят многие семьи. Как в целом отток населения скажется на дальнейшей судьбе ДНР? Точно не положительным образом.

«СП»: Неужели, действительно, можно говорить о «коллапсе»?

— Слово «коллапс» в случае с водой в Донецке — более, чем подходящее. Потому что это не одна проблема, а сумма накопившихся проблем, образовавшая критическую массу.

В результате во многих городах республики нет ни технической воды, которая раньше подавалась населению под видом питьевой, ни собственно питьевой — её разметают в точках продажи, потому что люди нервничают и хотят обеспечить себя хоть каким-то запасом.

«СП»: Автоцистерны из других регионов не спасают ситуацию?

— Автоцистерны с технической водой, как и набор воды в подвалах (когда она не додавливает до этажей) — яркий признак кризиса.

Да, это точечно решает часть ситуационных проблем, но в целом — погружает город в состояние депрессии. Как будто мы в блокаде.

— Об обмелении каскада водохранилищ в верховьях Крынки, по сути, три года являвшихся единственным источником воды для городов Донецкой агломерации, заговорили в конце осени прошлого года, когда процесс стал виден невооружённым глазом, — поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— Причём, как это ни странно, первыми забили тревогу на форумах любителей байдарочного и парусного туризма: под угрозой оказались традиционные места проведения соревнований. Вроде бы несерьёзное по нынешним временам увлечение, но серьёзные люди в это время продолжали хранить благодушие.

Насчёт последнего: на себе испытал, как редакторы самых разных изданий, причём как местных, так и федеральных, упорно не хотели принимать публикации по водной теме, считая проблему сильно преувеличенной, несмотря на все предъявляемые доказательства.

А когда и соглашались со мной, то просили предложить читателю такие прожектёрские и популистские варианты, как, например необходимость идти до Днепра, или опреснение шахтных вод, которые сильно минерализованы.

Отмечу, что популизм был востребован не только среди редакторов — этих можно понять, у них есть начальство, которое требует нужную повестку. Но популизм востребован был и среди самих читателей!

Проще говоря — обыватель в штыки встретит материал, в котором автор призывает не питать иллюзий, ему нужна красивая и величественная картина решения его проблемы, которое торжественно внесут на блюдечке с золотой каёмочкой.

А ведь ситуация действительно такова, что ждать быстрого и яркого решения не приходится. Например, даже если мы дойдём до Днепра, то там не то, что строить, а и проектировать придётся заново.

Канал «Днепр — Донбасс» в советское время строили с 1969 года, на возведение первой очереди ушло тринадцать лет.

Его проектная мощность втрое превышала пропускную способность канала «Северский Донец — Донбасс» и должна была доходить до 130 кубометров воды в секунду.

Читайте также
День ВМФ: Зеленский хлопал в ладошки, когда БПЛА пикировали на Ленобласть День ВМФ: Зеленский хлопал в ладошки, когда БПЛА пикировали на Ленобласть 47-й регион подвергся в минувшее воскресенье самой массированной атаке

Согласно планам, первая очередь должна была подпитывать Северский Донец, а вторая — направлять воду прямиком через Добропольский и Красноармейский районы к Донецку.

В реальности же первая очередь никогда не прокачивала больше 41 кубометра в секунду, и то в советское время, что даже меньше уровня реальной загрузки канала «Северский Донец — Донбасс».

После распада СССР от достройки почти полностью готовой второй очереди вообще отказались, её сооружения оказались заброшены и разграблены.

После 1991 года канал «Днепр — Донбасс» использовался только летом, а с середины 2010-х годов вообще перестал эксплуатироваться. И это без учёта того, что отступающие бандеровцы просто уничтожают все гидроузлы на Днепре подобно Каховской ГЭС.

К тому же проблема усугубляется тем, что воде в Донбассе и в Приазовье взяться действительно неоткуда.

Ну нет здесь ни ледников Кавказа, ни обширных и вечно поливаемых дождями болотных угодий Валдайской возвышенности, где берут начало сразу три великих реки: Волга, Днепр и Западная Двина. Так что волюнтаристский подход в освещении проблемы не даст ничего, кроме усугубления информационной ситуации.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня