
Сбои звонков в аудио- и видеоформате при использовании Telegram и WhatsApp* стали проблемой для некоторых сотрудников «СП» за последние дни. Всё больше свидетельств, что с аналогичными трудностями сталкивается значительное число россиян.
Проблемы с вызовами в мессенджерах могут быть связаны с выборочными блокировками звонков в упомянутых иностранных мессенджерах, тестирования которых начались еще 1 августа, рассказал «Коммерсанту» источник на телеком-рынке.
Инсайд о том, что с 1 августа заблокируют Telegram и WhatsApp, обнародовала в конце июля журналист Анастасия Кашеварова. Однако тогда сплошной блокировки не случилось и информацию посчитали ошибкой. Теперь подтверждена постепенная блокировка.
WhatsApp, объясняет Кашеварова, мессенджер кибертеррористов, через который колл-центры Украины, курируемые СБУ и ГУР, обкрадывают население РФ на миллиарды рублей. Также WhatsApp отслеживает передает данные о наших военных иностранным спецслужбам.
Журналист прямо называет WhatsApp «вражеским» мессенджером. Однако про Telegram ей не сказано ни одного худого слова. Тем не менее контекст бросает тень и на детище Дурова. О блокировке обоих мессенджеров говорится как о деле необходимом.
Обсуждение полной блокировки голосовых вызовов и запрета на звонки из-за границы велось как минимум с декабря 2024-го. Важность ограничений объяснялась тем, что 40% вызовов в мессенджерах совершают мошенники и около 70% из них — из-за рубежа.
Вероятно, те дискуссии, подготовка и нынешнее тестирование блокировок — следствие особого внимания к проблеме телефонного мошенничества со стороны президента РФ. Он говорил об этом в ходе своей Прямой линии, а позже был принят пакет законов.
Официального подтверждения намерений властей пока нет. В РКН отказались сообщить о том, блокирует ли ведомство звонки в Telegram и WhatsАpp, утверждает тг-канал «Осторожно, новости» (аффилированный, как известно, с Ксенией Собчак).
Впрочем, молчание госинстанций ничего не доказывает и не объясняет. Похожая история была с замедлением YouTube. В результате, зарубежный видеосервис стал недоступен в России без VPN, а аудитория частично перетекла в отечественные RuTube и VK.
По этой причине отрицание возможных блокировок иностранных мессенджеров членом профильного комитета Госдумы, который назвал это «утопией», неубедительно. Если одна подобная «утопия» уже была реализована, могут реализовать и другую.
Также заслуживает внимания информация о том, что «большая четвёрка» операторов мобильной связи — МТС, Билайн, Мегафон и Т2, выступила за блокировку голосовых вызовов в зарубежных мессенджерах, как это сделано, например, в «союзных» нам ОАЭ.
Это, мол, вернёт трафик из мессенджеров в обычные голосовые вызовы, что повысит доходы операторов, поможет решить проблему мошенничества и одновременно исключит полную блокировку этих мессенджеров, поскольку будут сняты претензии силовиков.
Операторы действительно испытывают сейчас сложности, вызванные санкциями (проблемы с заменой оборудования), а также массовой блокировкой мобильного интернета в регионах РФ, чтобы помешать полётам украинских БПЛА, которым нет конца и края.
Хотя есть более простое решение для покрытия убытков — повысить тарифы на те виды услуг, которые у населения наиболее востребованы. Ведь объём перетока трафика из-за запрета тех или иных платформ трудно спрогнозировать, а значит этот метод — так себе.
По мнению тг-канала «Незыгарь"**, роль операторов связи здесь вторична и государство просто хочет переложить часть ответственности за непопулярные решения на коммерческий сектор, который не смеет возразить. Не зря сотовики отмалчиваются, не комментируют.
То есть наверху отдают себе отчет в том, что принудительная деградация столь популярных мессенджеров как Telegram и WhatsApp может вызвать ответную негативную реакцию россиян, что нельзя признать несущественным обстоятельством, особенно в военное время.
Блокировка аудио- и видеозвонков в Telegram и WhatsApp лишит миллионы людей возможности общения с близкими: жён с мужьями, родителей с детьми, бабушек и дедушек — с внуками. В одночасье рассыплются семейные интернет-связи.
Это нанесёт удар по связанности нашей огромной страны. Ну да, раньше жили без видеоконференций и ничего, но к хорошему привыкаешь быстро. Вон, даже президент во время пандемии привык собирать министров онлайн и не собирается отвыкать.
Огромный удар будет нанесён по бизнесу, особенно малому. Свыше 13 млн самозанятых, зарегистрированных в РФ, строят свои рабочие и деловые коммуникации именно через эти мессенждеры. Они точно простят родному государству потерю части заработка?
Существенное значение особенно для политизированной городской публики играют новые медиа, распространяющие информацию прямиком на гаджеты в кармане каждого россиянина. И хотя их блокировка вроде не предполагается, тренд намечается нездоровый.
Разве что интересы политизированной публики теперь не учитываются… Тем более для неё уже создали альтернативу — государственный мессенджер Max (недоброжелатели шепчут, что Max — это якобы сокращение от имени главы Минцифры Максуда Шадаева).
Как будет работать Max в качестве медиа-платформы, ещё предстоит выяснить, но функции аудио- и видеозвонков там имеются. Во всяком случае, сбои этих опций в Telegram и WhatsApp немедленно стимулировали обращения россиян к госмессенджеру.
«Сегодня утром с Ярославом (певец SHAMAN) сначала общались по обычной связи, а потом затестили видеозвонок в MAX. Очень даже, качеством ничем не уступает», — написала в Telegram директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина.
И ей можно верить. Леди весьма чутко реагирует на препятствия своей деятельности. Когда приняли закон о штрафах за поиск экстремистского контента, она возопила в недоумении от того, как же ей теперь работать (где я буду харчеваться?!).
Очень может быть, что блокировка аудио- и видеозвонков в Telegram и WhatsApp готовится как часть кампании по добровольно-принудительному переводу россиян на госмессенджер Max. Нравится, не нравится — терпи, моя красавица.
Происходящее воспринимается как эксперимент по созданию полностью управляемого национального сегмента интернета, аналогичного знаменитому китайскому «файерволу», фильтрующему Сеть. Кажется, это мечта как минимум части наших чиновников.
Правда, аргумент, что такой фильтр — норма, раз он используется китайскими товарищами, неубедителен.
В КНР элементы цензуры прилагаются к развитой производящей экономике сверхдержавы, борьбе с коррупцией вплоть до расстрела и прочему социализму.
Не так у нас. Весной столичный суд приговорил бывшего заместителя министра цифрового развития РФ Максима Паршина за получение взятки к лишению свободы в колонии. А в Китае за такое его могли бы расстрелять. Есть разница?
Так может, непроницаемый почти «файервол» по китайскому рецепту России не так уж и необходим? Как бы не пришлось и дальше идти по этому пути… Что если отказаться от планов репрессировать иностранные мессенджеры? Объявить им амнистию.
Или хотя бы сделать исключение для Telegram. Ведь в младенчестве он — наш, русский.
* Принадлежит экстремистской организации Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ.
** Включен Минюстом РФ в реестр иноагентов.