Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Еще одна «революция» в Питере: Смольный шокировал горожан декретами против мигрантов-курьеров и таксистов

Губернатор Беглов набрал очки перед Кремлем, но резко осложнил жизнь петербуржцам

972
Еще одна «революция» в Питере: Смольный шокировал горожан декретами против мигрантов-курьеров и таксистов
Фото: Валентин Егоршин/ТАСС
Материал комментируют:

«Петербург — без мигрантов!». Об этом не говорит, но к этому, по всей видимости, ведет городская администрация. Иначе бы разве запрещала иностранцам работать в нашей Северной столице? Речь о тех, кто занят в популярных и, что немаловажно, востребованных рынком труда, профессиях: водителя таксомоторов и курьерской службы.

«Стартовал» Смольный в конце июля постановлением о запрещении «привлекать к работе иностранных граждан, работающих по патенту в сфере легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем».

Чем поверг горожан в ступор: этот вид транспорта в городе сейчас очень популярен на фоне, во-первых, роста численности населения, во-вторых, хронических проблем с общественным транспортом, в-третьих — сокращающихся день ото дня парковочных мест, в-четвертых, постоянно растущих цен на разовые стоянки в центре города. А подавляющее число таксистов — это, как правило, переселенцы из бывших советских республик.

Читайте также
«Узбекам и таджикам приготовиться!»: Россию ожидают трудовые десанты из Индии, Малайзии и Индонезии «Узбекам и таджикам приготовиться!»: Россию ожидают трудовые десанты из Индии, Малайзии и Индонезии К 2030 году страна рискует потерять 6 миллионов самых работоспособных граждан

Не успели питерцы переварить эту новость, как следом, и месяца не прошло, ещё один запретный вердикт: работать иностранцам курьерами. И это в разбухшем от «человейников» мегаполисе, где на мобильные доставки «подсели» миллионы петербуржцев?..

Что интересно, касается табу на труд в Северной столице не каких-то там нелегалов. Нет — на мигрантов, имеющих разрешение на работу в России! Подавляющее большинство из них трудятся у нас не первый год и в основном вполне успешно.

Причем, там, как правило, где свои, питерские, трудиться категорически не желают. В частности, из-за низких в их понимании зарплат. То есть, дворниками, уборщиками, чернорабочими на стройках, в тех же такси, курьерами.

Как объясняют чиновники, цель столь категоричных решений — «борьба с теневым трудоустройством, безопасность и качество услуг». Ну, и — цитирую — «забота о своих гражданах, в первую очередь молодежи и студентов, которые тоже хотят подзаработать».

Но если бы действительно хотели, то работали. Вакантных мест в вышеперечисленных должностях хватит на два мегаполиса.

Срок начала исполнения постановлений за подписью губернатора Александра Беглова — 3 месяца. Как объясняют в Смольном, «чтобы дать бизнесу время на адаптацию». Мол, за эти месяцы компании смогут привести свою кадровую политику в соответствие с новыми требованиями.

В Комитете по труду и занятости городской администрации уверяют, что запрет на работу в такси иностранцев с патентами затронет до 4 тыс. человек. По неофициальным данным, правда, больше. Эти 4 тысячи водил по раскладам минтранса, примерно 0,1% от числа занятых в городе и 10% от списочной численности водителей легковых автомобилей, такси и фургонов.

А, коль так, нет повода для беспокойства. (Уточняется, что запрет касается мигрантов, использующих патенты, и не распространяется «на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ и граждан государств-членов Евразийского экономического союза»).

Чиновникам — да, возможно, нет повода беспокоиться. А горожанам, которые регулярно пользуются услугами такси? Если эти 4 тысячи будут отлучены от извоза, а замена им придет не сразу, если вообще придет в нужном количестве, то непременно взлетят цены. Они, собственно, уже начали разбег. В зависимости от класса поездки («стандарт», «комфорт» и т. п.) — от 14 до 21 рубля за км.

— Придется опять ездить на перекладных: метро-пересадка-автобус, да ещё в часы пик, — вздыхает мой сосед, 30-летний парень. — От нашего дома на Юго-Западе города до Парнаса на другом, Северном его конце, где я работаю, уходило у меня до января нынешнего года ежедневно в «эконом-классе» до двух тысяч рублей в один конец.

С января тарифы поднялись на 200−300 руб. у разных перевозчиков. Ладно, инфляция. А сейчас, с августа на волне решения Беглова о таксистах, прибавились еще 250 «деревянных». Через 3 месяца, когда всех мигрантов уберут, наверняка опять взлетит. И хорошо, если на эти скромные две сотни, в чём я сильно сомневаюсь…

«СП: На общественном транспорте тоже второй раз за год удорожание. Что противоречит ежегодному, не чаще, правилу повышения тарифов. Даже Москва себе такого не позволяет!

 — И главное — всё это без обсуждения, как я понял. Обычно парламент подключался, искали оптимальное решение. А тут — раз и плати больше! Чистой воды издевательство. Миллионы бюджетных денег тратятся в Петербурге на разные зрелища, в том числе, совсем не обязательные, мягко говоря, а жители оплачивай их!

«СП»: В городской администрации говорят, что нужно улучшать качество работы, а мигранты якобы к этому не способствуют.

— Откуда они могут знать — сами ведь на служебных авто ездят!.. Лично у меня впечатление от приезжих с патентами за рулем хорошее: ведут машину аккуратно, вежливы. Если есть у меня претензии, так к нашим, питерским таксистам. Немало среди них хамоватых.

Дефицит водителей в городе еще до нынешнего запретного решения составлял, по данным «Яндекс Такси», более десяти тысяч человек. К концу октября, когда истекает трехмесячный «переходный» срок, он увеличится, по прогнозам экспертов, еще в 1,5 раза. А, значит, вырастут и цены. Как минимум на 10−15%.

Читайте также
«Чемодан. Вокзал. Россия». А Россия не знает, что делать с депортированными русскими из Прибалтики «Чемодан. Вокзал. Россия». А Россия не знает, что делать с депортированными русскими из Прибалтики Одно дело — красиво говорить по ТВ, другое — решать проблемы соотечественников на месте

Не лучше ситуация с услугами курьеров. За минувший год их численность в городе на Неве увеличилась на 27,3%, считая и почтовую службу. Занятых в этом деле в общем и целом 14,8 тыс. человек, что неудивительно — дает о себе знать рост онлайн-торговли.

Не получится ли так, что, отстранив мигрантов от такси и курьерской доставки, неким будет их заменить в Петербурге? Не снизится ли столь любимое губернатором Бегловым качество услуг? В частности, скорость доставки в курьерской службе? А также ценовая стабильность там и у таксистов?

— Отношусь к этому решению властей не однозначно. Неизвестно, насколько просчитаны последствия, — ответил на звонок «СП» политолог Юрий Светов. — С одной стороны, зачем России десятки тысяч мигрантов, которые годятся только для неквалифицированных работ? С другой — готовы ли мы стимулировать нашу молодежь и неработающих пенсионеров на подобную работу?

«СП»: Предварительно данные решения обсуждались, не знаете?

— Объективных доказательных дискуссий в обществе, насколько я знаю, не было. Одни эмоции.

Продолжил тему экономист Никита Масленников.

— Питерское решение по этим двум популярным в обществе видам услуг удивило меня. В Москве ничего подобного пока не придумали.

И слава богу! — сказал Никита Иванович. — «Яндекс» уже обратил к властям Северной столицы с запросом о причинах этого удара по бизнесу, а заодно и по потребителям. Ведь удар по ценам при реализации такого постановления будет как минимум двойной.

«СП»: В Смольном уверяют, что «удаляемых» смогут заменить студенты.

— Наверное, смогут. В ущерб их учебе, надо полагать. Иначе вряд ли получится. Во всяком случае, в том, что касается качества работы. На данный момент, имея лишь информацию о грядущих запретах, впечатление от них двоякое. Понятно, что последствия будут негативными. Непонятно, найдется ли реальная замена запрещенным.

Решение только состоялось. Посмотрим, что из этого получится. Отразится ли на спросе у потребителей такси? На ситуации в общепите. Одно дело вовремя доставить заказ кому-то домой. Другое — в столовые, кафе, рестораны, репутация которых зависит, в том числе, о скорости обслуживания.

«СП»: Не очень понятно, почему наведение порядка в отечественной миграционной системе нужно начинать с запретов, явно не способствующих порядку в собственных, российских городах?

— У нас уже много месяц идут ужесточения законодательства о мигрантах. Дело важное, нужное. Но на местах по давней российской привычке в таких ситуациях случаются перегибы. Видимо, так и тут. Других разумных версий, как и экономического обоснования, я не вижу.


Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня