Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 сентября 2011 18:39

Собянин разбогатеет на парковках

Мэр столицы ликвидирует еще одно «лужковское детище» — бесплатные стоянки

86

За припаркованные в центре столицы автомобили власти решили собирать деньги. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Вести FM». В центре города и по мере приближения к нему стоянка машин на улично-дорожной сети и на закрытых парковках должна стать платной, пояснил Собянин, уточнив, что у автомобилистов должен быть выбор: либо платить за парковку, либо приезжать в центр на общественном транспорте. «Все города мира решают эту проблему одинаково», — сказал мэр.

Пока власти не озвучивают ни сроков, ни стоимости стоянки. «Сейчас все это в рабочем состоянии и конкретные сроки назвать сложно, потому что должны быть учтены все аспекты», — говорят чиновники. Однако, как предполагают транспортные эксперты, эта услуга вряд ли будет дешёвой.

Попутно московские власти решают проблему нехватки парковочных мест. По словам мэра, только в этом году было построено около полумиллиона новых — что, конечно, по-прежнему недостаточно.

Как уточнили «Газете.ру» в пресс-службе мэрии Москвы, платные парковки — это расплата москвичей «в контексте обеспечения междворовых пространств парковочными местами»: появились новые места во дворах, следовательно, их должно стать меньше на улицах.

Напомним, что власти Москвы уже делали парковки в центре платными. Эта мера вызывала множество конфликтных ситуаций — по тогдашнему законодательству сбор денег с автомобилистов не относился к компетенции городских или региональных властей. В итоге бывший мэр Юрий Лужков вынужден был разогнать ГУП «Городская служба платных парковок».

О возрождении практики взимания денег стало можно говорить всерьёз после того, как Государственная Дума внесла поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Теперь вопрос о платности или бесплатности парковки передан с федерального на муниципальный уровень. Точнее — кто собственник дороги, тот и устанавливает правила. В случае Москвы — это мэрия. Вполне вероятно, что вслед за столицей аналогичной практикой заинтересуются в других городах России, где есть серьёзные проблемы с транспортной системой и высокой загруженностью центральных улиц.

Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, юрист Леонид Ольшанский получил известность именно как борец с «лужковскими парковками». Частично благодаря его деятельности старому руководству города не удалось закрепить эту практику.

Теперь же адвокат считает, что вводить плату за стоянку можно и нужно, но со многими оговорками: такая парковка должна быть охраняемой, ей должна быть бесплатная альтернатива, и, кроме того, скидки или возможность парковаться бесплатно для малоимущих.

«СП»: — Тогда, при Лужкове, парковки действительно были незаконны. Сейчас закон поправили, и как раньше отстоять право парковаться бесплатно не получится. Как вы относитесь к инициативе Собянина?

— Если они вводят платные парковки, то обязательно должна быть альтернатива, то есть бесплатные места. О том, чтобы платные парковки были везде, не может быть и речи — потому что свои машины надо ставить учителям у школ, врачам — у больниц, рабочим и инженерам — у заводов, и так далее. Если стоянка будет платная, то она, по моему убеждению, должна быть охраняемой.

«СП»: — То есть, кроме непосредственно места, должна быть какая-то услуга?

— Да, иначе теоретики права могут трактовать платную парковку как навязанную услугу.

«СП»: — Какая цена может быть справедливой за такой «комплекс услуг»?

— Да никакая. Представьте, для учителя 100 рублей в час — это уже тысяча в день, 20 тысяч в месяц. Он получает зачастую меньше. Кроме того, Конституция нашей страны говорит о равенстве граждан перед законом, независимо от их социального и материального положения. Здесь же получается, что если у меня есть деньги, я свой 600-й «Мерседес» бросаю, где хочу. А если нет — то и остановиться будет негде.

Поэтому нужно подумать о социально-незащищённых группах, о которых говорил президент Дмитрий Медведев: это льготники — афганцы, чернобыльцы, инвалиды, ветераны, бюджетники, пенсионеры, многодетные, и так далее.

Ещё одна тема — это липовые, мошеннические парковки, когда люди делают жетоны и собирают деньги за парковку себе в карман. В Москве это происходит у кинотеатров, концертных залов и стадионов. Эти мошеннические парковки нужно срочно ликвидировать. Места, где они точно есть: у кинотеатра «Октябрь», у театра Ленинского комсомола, и на Садовом кольце у театров Сатира, Моссовета и концертного зала Чайковский. Там эти «парковщики» собирают до 500 рублей с автомобиля.


Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин называет платные парковки одной из самых очевидных и обязательных мер по борьбе с пробками. Чем дороже будет обходиться личный транспорт, тем меньше будет соблазна использовать его в повседневных поездках. Меньше поездок — меньше трафика. Меньше трафика — реже случаются заторы. В качестве альтернативы эксперт предлагает использовать общественный транспорт или такси — и то, и другое после введения платы за стоянку станет в разы привлекательнее.

«СП»: — Как вы относитесь к идее платных парковок?

— В принципиальном плане я это решение поддерживаю. Нет ни одного города в цивилизованном мире, где в центре можно было бы припарковаться у тротуара бесплатно. Либо нельзя, либо дорого — другого нет нигде по обе стороны Атлантического океана, я уже не говорю о Японии.

Тогдашняя отмена решения о введении платных парковок была связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, для этого не было нормальной законодательной базы. Только в июне 2011 года Госдума приняла норму, согласно которой вопрос о платности или бесплатности парковки в муниципальном образовании решает собственник дороги. Такого права у администрации Лужкова просто не было.

Платная парковка считается «ограничением прав и свобод», и такое может быть введено только федеральным законом, что и было сделано. Теперь этот вопрос передан в ведение городских властей.

Второе, обо что споткнулись организаторы платных парковок при прежней администрации — это технологический вопрос. Администрирование этих платежей.

«СП»: — «Кому и как платить»?

— Администрирование парковочных платежей — это серьёзная проблема, как технологическая, так и организационная. Если нет хорошей системы — то это просто ворованные деньги, они завтра просто исчезнут, растворятся, как будто их и не было. Способов наладить сбор много — первый патент был выдан в 1932 году в Детройте, и за 80 лет человечество научилось это делать. Технологии продаются «под ключ» многими фирмами-организаторами парковочного пространства. Я не хочу делать никому рекламу, но выбор есть, и он достаточно большой.

Сделать это можно так, чтобы ничего не воровалось и всё поступало в кассу. Есть ещё одна тонкость — чтобы собранные деньги шли только на развитие транспортной системы города. Улучшать дороги, улучшать общественный транспорт. Иначе люди не поймут. А это серьёзные деньги — в городе будут парковаться сотни тысяч автомобилей ежедневно. Это серьёзный доход.

Итак, правовые основы для сбора денег теперь есть, и я надеюсь, что с технологической точки правительство Москвы всё сделает нормально.

«СП»: — А есть основания на это надеяться?

— Сейчас транспортный департамент возглавляет Николай Лямов, человек практичный, всю жизнь проработавший на транспорте. Думаю, он сделает работоспособную систему.

Не стоит забывать, что для правительства Москвы есть и другая сторона — политическая. Понятно, что никто из водителей не обрадуется тому, что за парковку начнут брать деньги. Как человек, и я, естественно, буду возмущён. Но как специалист я понимаю, что этот эксперимент с бесплатными парковками надо заканчивать.

Стоимость поездки на машине должна быть выше стоимости поездки на общественном транспорте. Сейчас моя дорога от дома до работы обходится в один доллар, а если ехать на метро и на трамвае, то в два. Соотношение должно быть обратным — то есть парковка должна стоить не меньше трёх долларов.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня