
Решение Верховного суда Республики Алтай (РА, Горный Алтай), который отклонил иск граждан об отмене перевода местного самоуправления (МСУ) с двухуровневой на одноуровневую систему, будет обжаловано в апелляционном суде Новосибирска.
«Мы должны биться до конца», — пообещал истец, юрист и местный общественный деятель Дмитрий Тодошев. Ему придётся нелегко, ведь ответчики по иску — глава Горного Алтая, назначенец Москвы Андрей Турчак и местное госсобрание — Эл Курултай.
Ещё одна тяжба народа и чиновников…
Своей апелляцией Тодошев хочет «показать всей России, что народ является единственным источником власти, и именно народ должны слушать законодатели и исполнители». А судебная власть должна обеспечивать соответствие норм законодательству РФ и регионов.
Юрист уверен в своей правоте. Принятый закон, утверждает он, противоречит ст. 127 Конституции Республики Алтай, где прямо зафиксирована двухуровневая модель: МСУ осуществляется «в городском округе, муниципальных районах и сельских поселениях».
Конституция имеет большую юридическую силу, и поэтому нормы закона о смене системы МСУ не подлежат применению, сказано в тексте иска. Тодошев недоумевает, как судья будет обосновывать своё решение в мотивировочной части, которая пока не оглашена.
В отличии от истца, обычные жители Горного Алтая не столько ссылаются на юридические нормы, сколько обращаются к прямому гражданскому действию. «Позор судье, позор судье!», — кричали многие сотни собравшихся у здания суда в день вердикта.
Многие алтайцы пришли туда в национальных костюмах, пели народные песни, а также скандировали лозунги: «Алтай — это мы!», «Мы едины!». В соцсетях отмечают, что местных жителей приехали поддержать активисты из Новосибирска, Хабаровска и других городов.
Представить собравшихся как «иностранных агентов», раз они выступают против реформы власти, конечно, не выйдет — слишком аутентичны алтайские чабаны и охотники. Кроме того, обращение в поддержку самоуправления записали местные бойцы СВО.
«Уровень культуры и самосознания в регионах повыше, нежели в столицах. Чем ближе человек к родной земле, к почве, из которой происходит его народ, тем больше в нем достоинства и готовности бороться за правду», — объяснил протест публицист Максим Шевченко.
Вот так своей упёртостью местные власти спровоцировали самоорганизацию масс. «Это не проигрыш народа, а победа! Потому что с каждым таким решением мы становимся всё сплоченнее!» — отреагировала на отказ в иске местный народный лидер Аруна Арна.
«Не нравлюсь Грефу, Бабаеву и другим олигархам. Не даю разбазаривать народное добро. Стою на защите родной земли Алтая», сказано в профиле её тг-канала под симпатичной фотографией.
Похоже, давление властей помогло алтайцам осознать себя политической общностью. Народный сход у суда завершил целую серию протестных действий. До этого был митинг в Горно-Алтайске, собравший, по данным регионального МВД, около тысячи человек.
Ещё раньше на перевале Чике-Таман в Онгудайском районе люди в знак протеста частично перекрыли Чуйский тракт. В руках у них были плакаты против «беспредела Турчака». Семерых участников акции протеста задержали и арестовали на 13−14 суток.
В ответ Турчак назвал протестующих «провокаторами» и «вандалами». Удивительное неуважение к жителям региона. Однако, Общественная палата региона обеспокоилась «ростом напряжения» вокруг муниципальной реформы. Глас народа?
Почему Турчак занервничал, легко догадаться. Протестующие хорошо осведомлены о сверхцентрализованной природе российской власти и потому не стесняясь апеллируют к высшей инстанции — Владимиру Путину. Окоротите, мол, своих назначенцев.
Народный инстинкт редко обманывает. Варяги, присылаемые президентом России в качестве своих «наместников» в тот или иной регион, часто берут на себя слишком много, решив, что их осенила президентская благодать. И рьяно берутся за дело…
В Горном Алтае именно Турчак внёс и начал продавливать спорный закон, несмотря на его неприятие жителями. По новому устройству, районы республики станут муниципальными округами, а сельские администрации ― их территориальными подразделениями.
При голосовании по закону о МСУ в редакции главы региона 26 депутатов госсобрания высказались «за», 8 — против, трое — воздержались и ещё двое — не голосовали. Причем поимённый список результатов голосования так и не обнародовали, хотя должны.
Последнее обстоятельство неумолимо свидетельствует, что часть «народных избранников», видимо, стыдятся принятого ими решения и потому предпочитают держать свои действия в тайне.
А ведь рамочный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» позволяет регионам оставить двухуровневую систему МСУ. Так поступили в Крыму, Чечне, Татарстане, Якутии — почти в 20 регионах.
Чем Горный Алтай хуже?
Гипотеза: в Москве сейчас особое отношение к этой южно-сибирской республике. Складывается впечатление, что наша высшая знать облюбовала эту святую землю (легендарное Беловодье!) в качестве этакого русского Куршавеля и взялась её осваивать.
В Европу-то их больше не пускают — санкции, отъём имущества, всего, что нажито непосильным трудом в России.
Вот и приходится приискивать местечко для отдыха на родине. А Горный Алтай даст той же Швейцарии сто очков вперёд. Кто был, тот знает.
В пользу такой версии говорит массированное присутствие структур Германа Грефа в регионе («СП» писала о его позоре в аэропорту), облагораживающих территорию, поднимающих её до пятизвёздочных стандартов, к которым привыкли отечественные нувориши.
Этим, вероятно, объясняется отправка на хозяйство единоросса Турчака, со времён Пскова известного своим жестким административным стилем. А реформа МСУ призвана сделать республику абсолютно управляемой, чтобы у «бар» не возникало неразрешимых проблем.
Ведь в похожей на Горный Алтай Республики Хакасии, где у руля стоит Валентин Коновалов, раскурочить местное самоуправление у Москвы не удалось — глава наложил вето. Кстати, именно коммунисты последовательно бьются с реформой на системном уровне.
По мнению первого секретаря горно-алтайского комитета КПРФ Виктора Ромашкина, для разрешения ситуации с местным самоуправлением «должна быть мудрая позиция руководства республики». «Но пока я этого не вижу», — признал очевидное политик.
И не будет, пока регион мечтают превратить в курорт для чиновников и олигархов, игнорируя людей, которые там живут веками.