Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Школа без домашних заданий, но с песнями Шамана и поеданием насекомых

Минпрос ведет страну к дебилизации: процент учащихся, усвоивших программу хотя бы на «четверку», упал в 30 раз

3551
Школа без домашних заданий, но с песнями Шамана и поеданием насекомых
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Расходы на подготовку школьника к учебному году увеличились на 20−30% и, по данным ВЦИОМ, составляют 52 тысячи руб. Но это только вершина айсберга, впереди найм репетиторов и платные кружки.

Школьников и учителей ожидает ряд нововведений: сокращение часов на иностранный язык, отмена обществознания в 5−7 классах, оценки за поведение.

А что действительно нужно школе сегодня? На этот вопрос «Свободной Прессе» ответили депутат Государственной Думы, доктор экономических наук Михаил Делягин, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев, Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров, руководитель Общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова.


О ШКОЛЬНЫХ НОВАЦИЯХ — СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО

Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО


«СП»: Как остановить ползучую коммерциализацию школьного образования?

Михаил Делягин: Раньше предложение кредита к 1 сентября вызывало шок, а сейчас обыденность, и люди эти кредиты берут. Нужно ограничить произвол монополий, цены растут на всё.

«СП»: В некоторых регионах многодетным и малоимущим семьям выплачивают компенсации за школьные расходы. Может, ввести эту практику на федеральном уровне?

Михаил Делягин: Мы же ограничиваем долю семейных расходов, которая может тратиться на ЖКХ. Всё, что выше, компенсируется государством. Здесь можно сделать так же. И сейчас поддержка касается только малоимущих или многодетных.

Читайте также
«Фирмы закрывают, со складов съезжают. Людей переводят на полставки, чтобы не увольнять» «Фирмы закрывают, со складов съезжают. Людей переводят на полставки, чтобы не увольнять» Как будет выживать российский малый и средний бизнес в текущей ситуации, не понимает никто

Но если у вас двое детей и доход на одного члена семьи превышает издевательски заниженный прожиточный минимум, вам ничего не положено. А с другой стороны, как только вы платите компенсации, аппетиты монополистов стремительно растут, это ведет к ускорению роста цен.

«СП»: Какой процент из федерального бюджета надо направлять на поддержку образования?

Михаил Делягин: На образование должно направляться 7% расходов бюджета, это рост расходов в разы. Но при нынешнем качестве государственного управления образованием это маловероятно. Вот на ровном месте создали проблему для перехода школьников в 10 класс, когда физически нет мест и, по сути, детей в ряде случаев лишают возможности среднего образования. И это не случайность, а осознанная политика Министерства просвещения.

«СП»: А как вы оцениваете сокращение часов изучения иностранного языка, отмену домашних заданий? Мол, все равно ученики сегодня домашнее задание делают с помощью ИИ.

Михаил Делягин: Вероятно, люди, которые это предлагают, очень давно учились в школе и не помнят, что есть такой институт, как проверка домашнего задания. Если ребенок начинает по слогам читать непонятное для него — садись, «два». В целом эта политика в русле либеральных реформ еще до ЕГЭ, суть ее заключается в дебилизации молодежи. Если при Советской власти мораль и нравственность были встроены во все школьные предметы, не только в историю, литературу, а даже в математику и биологию, то сейчас такого нет.

Не надо учить английский? А с теми же китайцами говорим по-английски. Не надо учить точные науки? Зато будем изучать законы религии, разобщающие по этноконфессиональному признаку.

Илона Менькова: Отмена домашних заданий — абсолютное зло, как и использование нейросетей для их выполнения. И никто не блокирует ресурсы с готовыми домашними заданиями. Но школа должна адаптироваться, давать такие домашние задания, которые ребенок должен выполнить сам или будет видно, что это не его собственная работа.

«СП»: Как правильно обучать детей работе с цифровыми технологиями ?

Александр Снегуров: Надо соединять классические приемы обучения с новыми цифровыми.

Но политики, администраторы процесса образования не имеют продуманной стратегии, постоянно шарахаются. А почему у нас уроки некоторые проходят в форме электронной презентации? Нужны рассказ педагога и дискуссия, на уроках должны звучать логические ответы.

Алексей Савватеев: Вячеслав Володин оформил предложение по отмене домашних заданий, хотя идеи высказывались и раньше. Решили, что школьники перегружены уроками, но истинных причин никто не выяснял. Можно убрать все уроки, и школьники не будут ничем перегружены, будут играть до 16 лет в детском саду, в песочнице, и всё будет хорошо для всех, кроме страны, их самих и родителей.

Но давайте подумаем, чем перегружены школьники? Сколько сиюминутных, лишних предметов введены за последние 30 лет! Скажем, если вы хотите говорить о патриотическом воспитании, есть предмет «История России», которая лучше всего воспитывает патриотизм, если учитель хороший. Нельзя патриотизму научить на бумаге. Любовь к Родине можно привить либо личным примером, либо совместными действиями.

Система образования разрушается прогрессирующим темпом, в том числе потому, что из школы уходят учителя, которые знают предмет. На репетиторстве они могут заработать в 10 раз больше. Мне говорят: «Алексей, зря ты так несправедлив к репетиторам. Мы делаем, что можем на нашем фронте». Но их «фронт» — один ребенок в час. Это страшная потеря эффективности для страны.

Если убираем домашнее задание из-за нейросетей, значит, усвоить предмет вообще не получится. Это как в Советском Союзе учительница бы сказала: больше не буду задавать домашнее задание, потому что некоторые из вас его списывают.

Но, к счастью, никакая Дума не может приказать убрать домашнее задание. А вообще все решения нужно принимать только через обсуждение с профессиональным сообществом, учителями, нормальными директорами, а не «эффективными менеджерами».

Но без пересборки нынешнего Министерства просвещения этого не получится сделать.

Илона Менькова: На «Разговорах о важном» бывали довольно неоднозначные темы. Например, пропаганда поедания жуков, насекомых.

Оказывается, сейчас модно внедрение в рацион человека какой-нибудь личинки черной львинки.

Читайте также
Промышленность России уверенно тормозит. Кто виноват и что делать? Промышленность России уверенно тормозит. Кто виноват и что делать? Игорь Николаев: Стоит ожидать повышения налогов и административной нагрузки

«СП»: Оценки за поведение — правильная инициатива?

Александр Снегуров: Проблема дисциплины действительно острая. Но оценки за поведение могут превратиться в профанацию: ученик тихо сидел в телефоне и ничего не слушал, а оценку получит хорошую.

А на действительно оголтелых учеников да, требуются меры воздействия. Например, перевод в школу с повышенным вниманием к лицам с девиантным поведением, надо такие школы вновь открывать.

«СП»: Что можно выделить как основную проблему школы?

Алексей Савватеев: Первостепенный вопрос — тотальное падение качества образования, в том числе и самих учителей молодых, которые приходят в школу. У нас всё держится на старых кадрах.

Молодые учителя, наверное, только в Москве есть. В 30 раз, по щадящим оценкам, упал процент школьников, которые знают программу на «четверку» по сравнению со сталинским временем.

Государство говорит, что нет денег на подготовку учителей, но у них хватает денег на безудержную, бездумную, никому не нужную цифровизацию. При том, что все учителя прекрасно и так пользуются бесплатными цифровыми продуктами, доступными в интернете.

«СП» Если раньше в 10-й класс переходили, наверное, все желающие дети, то теперь поступление, фактически ограниченное, проходит на конкурсной основе?

Илона Менькова: У нас по закону все имеют право на учёбу в 10 классе, никакой конкурсной основы здесь быть не может. Участие в экспериментах всегда добровольно. Нельзя, чтобы вас дурачили, надо знать свои права!

Потому что сначала родители забирают документы из школы, то есть добровольно уходят после 9 класса. А потом начинают уже на конкурсной основе поступать в 10-й класс. Вы зачем документы забрали? Мы это людям разъясняем, многим помогли вернуть детей в школу.

Последние новости
Цитаты
Владимир Шаповалов

Историк, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня