Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
20 сентября 2011 13:01

Книга — худший подарок

Российские школьники читают меньше, чем в Албании и Перу

745

Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Хуже того: в ближайшем будущем интерес к книге будет только падать, поскольку подрастающее поколение особой любви к чтению не питает. Об этом свидетельствуют и данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полученные в ходе специального исследования. ОЭСР изучила уровень интереса к чтению среди 15-летних подростков в 65 странах. Они учитывали чтение художественной и нехудожественной литературы вне школы, а также газет и журналов. Оказалось, что подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В странах, оставивших Россию позади, — более 90% регулярно читающих подростков. Близкие результаты выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия (72%) по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США.

Согласно средним показателям, в развитых странах 63% 15-летних жителей уделяют чтению не менее 30 минут в день. Мальчики читают на 40% реже, чем девочки. Для развития навыков чтения, по утверждению экспертов ОЭСР, важно, что подростки читают ежедневно, а не количество затрачиваемого на чтение времени.

Историк, эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что нежелание российских подростков брать в руки книги связано с деградацией всей системы образования: «В нашей стране была разрушена система дошкольного воспитания. Закрылось огромное количество детских садов. С подготовкой детей к чтению родители не справились. Да они и не могли сделать это профессионально. Кроме того, из закона об образовании изъяли такое понятие, как «школьная библиотека», хотя ЮНЕСКО считает, что фундаментом знаний должны стать именно школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека — это создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребёнка. В России же уже многие годы не комплектовались фонды школьных библиотек. В результате падает общая грамотность.

«СП»: — Имеется ли выход из кризиса «подросткового чтения»?

— Сложившуюся ситуацию необходимо внимательнейшим образом исследовать: проводить мониторинг чтения подростков, оценивать происходящие в обществе процессы. Раньше лучшая детская литература попадала в фонды детских библиотек и составляла основу чтения детей и подростков. Сегодня репертуар чтения крайне размыт, происходит его дробление. Это свидетельствует о постепенном угасании существовавшей два века в России традиции чтения лучшей мировой классической литературы.

Детское и подростковое читательское сообщество расслаивается. В крупных городах наблюдается кажущееся благополучие: рынок перенасыщен литературой, в том числе детской. Однако анализ книгоиздания показывает деформирование и ухудшение репертуара и качества издаваемой литературы для юных читателей.

Сегодня издается множество книг, не имеющих отношения к реальной жизни и проблемам, которые ожидают юных граждан страны. Многие подростки читают литературные суррогаты.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эти проблемы можно решить. Для того, чтобы поддержать детское чтение, необходимо изменить отношение к чтению детей и взрослых.

Подросткам не нужны книги

Детский писатель Андрей Усачёв полагает, что не важно, какое количество книг читают подростки, главное — что они читают: «В Гаити читают очень много. Но что читают? Жёлтую литературу и комиксы. Так и подростки в разных странах: одни запоями «чешут» восьмисортные романы, а другие прочитали одну книгу, например, «Евгений Онегин».

«СП»: — Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение о том, что СССР был самой читающей в мире страной?

— Согласно статистике, читали много. Но я не знаю, сколько читали в Польше или в США.

Хочу сказать, что подростковый возраст не предполагает увлечения книгами. Дети читают до определённого возраста, а затем полностью переключают своё внимание на музыку.

Я помню, как мы, советские подростки, после 14 лет бросали книги и погружались в музыку и танцы. Это естественный процесс.

Автор книг о детской и подростковой психологии Инна Мальханова не согласна с Усачёвым в том, что подросткам не интересно чтение: «Они читают в основном в школе, где стандартный подход к изучению литературы. Поэтому чтение интересного произведения превращается в пытку. Навязывание литературных шедевров вызывает у школьников раздражение, а желание учителей навязать своё мнение, усиливает неприятие к изучаемому.

В жизни страны за последние два десятилетия произошли существенные изменения, а в изучении литературы в школе — практически никаких… Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, не имеется ни одного произведения, героями которого являлись бы современные подростки.

В прошлом году социологи и психологи издательства «Российская государственная детская библиотека» провели исследования на тему того, что читают российские дети. На вопрос: «Какие книги хотел бы почитать?» — большинство опрошенных в возрасте от 10 до 15 лет ответили: «Книги о ровесниках».

«СП»: — Как заинтересовать подростков чтением?

— Нужно реформировать школьные программы и методики обучения чтению, а также преподавание литературы. Необходимо сделать всё для того, чтобы талантливые писатели, создающие книги для детей и подростков, обрели в обществе высокий статус, а их книги издавались большими тиражами и стали доступными для юных читателей.

Проблема, по словам специалистов, ещё и в том, что огромное количество подростков в стране практически не умеет читать! Особенно такая ситуация характерна для сельской местности и небольших городков. Но встречается это и в крупных городах.

«Они читают по слогам»

— Судя по результатам ЕГЭ, многие выпускники школ в нашей области безграмотны. Крайне низкий уровень грамотности у большого количества учащихся профессиональных лицеев. Проживают они не только в районах области, но и на окраинах Екатеринбурга, — рассказывает кандидат филологических наук, доцент Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета Наталья Воробьёва.

«СП»: — С чем связана такая ситуация?

— С условиями проживания части учащихся, с невнимательным отношением к ним родителей, с халатностью некоторых педагогов.

Руководители профессиональных лицеев и училищ Челябинской области, к которым корреспондент «СП» обратился с вопросом об уровне грамотности учеников и о количестве читающих, ответили, что с этим у них всё в порядке. Но в голосах директоров слышалась неуверенность.

Заместитель директора по учебно-производственной работе одного из профессиональных училищ города Златоуста, рассмеялась: «Кто ж из них скажет про своих учеников, что они безграмотны?! И я могу рассказать лишь на условиях анонимности. Большинство учащихся не просто безграмотны — они читают по слогам, а пишут с такими ошибками, что разобрать написанное невозможно. Книг они не читают. Они им не интересны, да и чтение для них — архисложная задача. Но не их вина, что они такие. Выросли в деревнях, где нет работы и повальное пьянство. Даже учителя на уроках падают под парты! Откуда же у деревенских ребят грамотность?!». Заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам одного из профессиональных лицеев города Кемерово рассказала: «Безграмотны не только учащиеся из деревень или из семей алкоголиков. Многие выросли во внешне благополучных семьях в областном центре, но в силу разных обстоятельств не сумели более-менее освоить грамоту. Они не только не читают, но и не знают, как называется наша страна».

А вот это называется — дожили. Впрочем, чему удивляться?! В прошлом году ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 35% россиян не читают книг вообще, даже плохоньких детективов. Профессор Сергей Капица по этому поводу как-то сказал: «За 15 лет мы воспитали страну идиотов».

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня