
Отшумел День учителя. С высоких трибун педагогов поздравляли, вручали награды и подарки. Настала пора наставникам срочно проверять стоимость этих самых подарков, чтобы уже завтра не получить обвинения во взятке или еще каких-нибудь грехах.
Еще накануне праздника член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров предупреждал, что за подарки дороже 3 тыс. рублей можно дисциплинарное взыскание получить, а то и работы лишиться.
«За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно требованиям ст. 192 Трудового кодекса РФ. Так, ему может грозить замечание, выговор или увольнение», — напомнил он.
По словам эксперта, в статье 575 Гражданского кодекса РФ указано, что работникам образовательных организаций «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей».
Обычными подарками учителю считаются, например, цветы, конфеты, чай, кофе, книги, вазы. Дарить их можно в любом количестве, но, как пояснил Машаров, «если родители захотят подарить несколько подарков, то каждый из них должен быть не дороже 3 тыс. рублей». Более дорогие подарки могут быть расценены как попытка дачи взятки.
«Например, если подарок (деньги, подарочная карта, путевка на отдых, какая-то имущественная выгода) передается по договоренности, в обмен на услугу, например, за хорошую оценку, такие действия квалифицируются как взяточничество. Ответственность будут нести оба лица — даритель и одариваемый (обоснование: ст. 290 и ст. 291 УК РФ)», — предупредил он.
Ну, а коли речь идет об Уголовном кодексе, то можно и на крупный штраф попасть, и свободы лишиться. В общем, к подарку лучше сразу приложить чек. Правда, найти хороший букет дешевле трех тысяч будет непросто, а уж про книги и говорить не стоит: приличный альбом по искусству, да еще в подарочном исполнении, стоит раза два по 3 тысячи, а то и больше.
В Минпросвещения РФ допускают увеличение лимита стоимости подарков и цветов для учителей, но только после принятия соответствующих документов.
«При условии положительного заключения антикоррупционной экспертизы, а также принимая во внимание общую экономическую ситуацию, Минпросвещения России считает возможным пересмотр предела допустимой стоимости подарка или цветов <…> для сотрудников образовательных организаций», — сообщили в ведомстве.
Наверное, виллы на Лазурном берегу или шале в Швейцарии на взятку тянут. Вот только я что-то не припомню, что таковыми располагают школьные учителя. По крайней мере, СМИ об этом вроде бы не сообщали.
Зато практически каждый день мы читаем об очередных задержаниях и арестах чиновников, чьи счета со многими нулями и количество объектов недвижимости и люксовых авто в голове у рядовых граждан, к каковым относятся и учителя, уложиться не могут. Чего стоит не первый год тянущаяся история с коррупцией в Минобороны.
«Сотни уголовных дел, миллиардеры — генералы Минобороны, миллиардеры — мэры и губернаторы, миллиардеры судьи. У обычного вице-губернатора и то миллиарды», — негодует известный блогер.
По его мнению, возмущаться и расследовать надо действительно серьезные коррупционные дела, а не высчитывать учительские тортики и букетики.
— Я прекрасно помню, как в начале 2000-х появлялись директора школ — миллионеры. На подарках «поднялись», — заметил генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — Три тысячи в 2000-х и сейчас — это большая разница.
— Да, поборы с родителей были. Не могу сказать, есть ли они сейчас, но если есть, то не удивлюсь. Впрочем, это не везде и не всюду.
Какие поборы могут быть в сельской школе? А в частной школе и так легально платят. А вот между ними — в городской школе хорошего качества, но с якобы бесплатным образованием — поборы возможны.
Закон создан для борьбы с поборами, только вечная проблема — он опять опаздывает. Законы меняются медленнее, чем цены на рынке. Наверное, надо было как-то по-другому делать — не через стоимость подарка, а, например, через размер минимальной зарплаты. Чтобы это динамично менялось вместе с реальными ценами в магазинах.
Идея была правильная — чтобы руководство учебных заведений не брало деньги в собственный карман. Если учитель лишний букет получит, то жизнь человечества не ухудшится.
А если каждую четверть будут с родителей деньги брать на какое-то укрепление и улучшение, то потом может выясниться, что у директора школы дачка в Испании, как в начале 2000-х было.
«СП»: Так что учителям теперь — требовать от родителей и детей чеки на подарки, а то и те, и другие могут взяточниками оказаться? При нынешних ценах хороший букет стоит дороже 3 тыс. а про книги я и не говорю. Это же позор какой-то.
— Это позорно в принципе, потому что хотели защититься от поборов, а напали на учителей.
Закон надо менять. Или отменять. Только как? Может, как-то усилить финансовый контроль над руководством учебных заведений? А то, с одной стороны, с букетиками боремся, а с другой — разрешили учебным заведениям переносить деньги из статьи в статью. Вроде бы это правильно — а то стекло выбили, но деньги есть на парты, а на стекло — нет.
С другой стороны, эта большая финансовая свобода руководителей учебных заведений требует большего контроля тех самых чиновников, которых посадить не успели. Круг замыкается.
Член комитета Государственной Думы по просвещению Анатолий Вассерман не думает, что принятое решение об ограничении стоимости подарков учителям отменят.
— Раз введенные нормы менять очень сложно. Максимум изменят величину ограничения.
«СП»: У нас так велика коррупция среди учителей, что с нею надо активно бороться,
— Коррупция — не коррупция, но разнообразные способы натягивать оценки имеются. Другое дело, что чаще это учителя делают не по просьбе родителей или учеников, а по просьбе собственного начальства, чтобы обеспечить красивую отчетность. Понятно, что эту причину ограничениями на величину стоимости подарков не искоренить.
Думаю, что, на самом деле, это ввели, как раз, по аналогии с чиновниками.
«СП»: Взятки, за которые задерживают чаще всего чиновников, учителям и не снились. Может, пора пересмотреть этот закон?
— Я знаю, что среди учителей есть разные: для кого-то этот элемент выглядит оскорблением, а кого-то может удержать от необдуманных поступков. Как часто бывает в таких случаях, законодатели держат в голове худшие варианты.