
Неведомые нам прежде опасные насекомые и моллюски заполонили Россию. Прут со всех сторон — из азиатских стран, Европы, Мадагаскара, США.
Одними их первых добрались до нас наземные брюхоногие — слизни. В отличие от привычных для россиян небольших и не сразу даже бросающихся в глаза улиток, эти приблудные испанские (они же португальские, лузитанские и ещё не менее трех видов) достигают в длину 12 см.
Выглядят устрашающе: крупные, буро-оранжевого или кирпичного окраса, с рожками. И очень прожорливые. Нет, кажется, ростка, ягодки, плода, который они не жрут (по-другому не скажешь!). Не брезгуют и сородичами — тех, что давит человек. А раздавить эту ядовитую дрянь непросто: она очень склизкая…
Будучи медлительными, они на редкость проворны. Территорию РФ осваивают быстро. В Подмосковье их стали замечать еще года четыре назад. Чуть ранее на юге страны. И вот уже третий год они в Ленинградской области.
Массово окучивают грядки дачников, сельхозугодья. В минувшем летнем сезоне с его нескончаемыми на Северо-Западе проливными дождями, буквально упивались посадками. Иной раз, особенно по утрам и вечерам, ступить было некуда от их нашествия.
Заполонили дорожки, повисли на растениях… Противоядия от них нет. Разве что соль. Но она «работает» точечно, на раз-два от всей твари не отделаешься. За «посоленными» ползет легион…
Вслед за «испанцами-португальцами» зашел, опять же, сначала на наш юг, азиатский клоп-щитник. Его ещё называют «мраморным клопом». Появившийся в Абхазии около восьми лет назад, он быстро прижился там, и пошел дальше — в Россию.
За ним, по проторенной дорожке, «мадагаскарские» тараканы — большущие, ни чета почти родным уже «прусакам». А теперь ещё какие-то невероятные божьи коровки, которые… кусаются! Жуки-оккупанты, как успели прозвать их у нас.
Официально же зовутся они арлекинами. Видимо, из-за орнамента «курточки» (спинки) из разноцветных треугольников и ромбов. Пожалуй, это единственное, что роднит их с ангельского вида сородичами-малютками, согласно народным приметам, «приносящих удачу».
Нынешние если что и «приносят», так это пахучую жидкость — гемолимфу. У людей чувствительных это может вызвать аллергию, а при попадании на лицо и внутрь — расстройство желудка…
Что за напасть? Почему появились у нас все эти переселенцы, разные и в то же время одинаково неприятные, с которыми нет пока сладу? Да и будет ли? Как пропустил их через границу Роспотребнадзор? Или химзащита? Эпидемиологи?
— Да какая разница, кто и почему проглядел, пропустил, если всё это уже пришло к нам! Главное теперь, говоря простым языком, найти на них управу, — ответили мне в НИИ системной биологии и медицины Роспотребнадзора. — Впрочем, что касается «мадагаскарских» тараканов, то они появились в России «благодаря» исключительно любителям экзотики из числа отечественных туристов. Они их завозят, как другие, например, ежиков, попугаев. А потом, когда чужаки начинают стремительно размножаться, кричат «Караул! Спасите!».
«СП»: А китайские божьи коровки? Про них говорят, что сами нашли дорогу в Москву, где теперь лезут во все щели…
— «Помог» им климат. Он меняется в сторону потепления. В том числе, в России. А когда у нас с приходом осени начинает холодать, жуки эти ищут убежище. На природе они прячутся обычно в коре деревьев или под листьями.
А в больших городах перебираются в щели окон, на дачи, в жилые комнаты, мебель, одежду. Между прочим, в США и Европе арлекинов разводили для борьбы с тлей, чтобы не пользоваться химией. Та имеет свойство размножаться. Божьи коровки ее любят.
Защита от них простая: собрать, если они осели в квартире, и выпустить на улицу в прохладное время. Чтобы поискали другое убежище для зимовки. Ну, и, конечно, установить в квартире москитные сетки; закрыть щели в оконных рамах.
О борьбе с большими «западными» слизнями, именуемые острословами «приветом от фон Дер Ляйен», рассказал нашему изданию известный в Петербурге санитарный врач Андрей Ярута, возглавляющий профильную клинику.
«СП»: Верно ли, что они появились в нашей стране по недосмотру Роспотребнадзора, не разглядевшего этих скользких тварей в продуктовом импорте? О чём говорят многие в Москве, сетуя на небрежность нынешних специалистов и вспоминая советские времена, когда ни одна букашка не могла проскочить к нам через контроль их бдительных коллег тех времен.
— Возможно. Но сейчас этот вопрос уже не актуален.
«СП»: Как не актуален, если их все больше, и до сих пор, при невысокой уже температуре, продолжают вылезать…
— В этом году, действительно, какое-то прямо нашествие их. Необъяснимая аномалия. Странно, что атакуют грядки в конце сезона, а не в его начале. Но мы боремся с последствиями.
«СП»: И соль уже мало помогает…
— Соль? Нет. Есть более сильные препараты. В продаже их не бывает. Доступны только специалистам. Важно каждый год обрабатывать те места, где кучкуются эти брюхоногие. Одного сеанса обработки хватает обычно на весь сезон.
«СП»: А если один хозяин сделал это, а его соседи нет, слизни же через небольшое время снова появятся.
— Исключено. Замечу, что огородным посадкам, ягодным кустам, фруктовым деревьям обработка не вредит. Проверено.
«СП»: Слизни действительно опасны?
— Эти — да. Тем, что могут нести на себе опасную инфекцию. Поэтому брать их в руки, даже просто касаться нельзя. Забудетесь, коснетесь «грязным» пальцем глаз, губ — чревато заражением!
Не так страшен азиатский клоп-щитник («мраморный клоп»). В Абхазии, откуда он к нам перекочевал, быстро нашли на него управу. И стал вредитель хурмы, инжира и мандаринов, если не другом и товарищем местных растениеводов, то одним из аборигенов.
И сейчас его явление чисто календарное. «Похулиганит немного, и успокоится», — говорят абхазцы, ежегодно закупая препараты химической защиты, в частности, фунгициды.