«Кадровые проблемы — самая главная проблема нашего здравоохранения...»
Алексей Куринный
В Сети появилось обращение к президенту России Путину, связанное с исчезновением мемориальных досок с именами легендарных преподавателей и ярких выпускников вуза, которые были установлены в Южно-Уральском государственном университете.
Подготовил открытое письмо президенту Алексей Каплан, профессор ЮУрГУ, доктор экономических наук и предприниматель.
Великую Победу «ковал и легендарный Танкоград, прежде всего его люди», напоминает письмо. В 1943 году был создан Челябинский механико-машиностроительный институт, ныне — Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), один из ведущих технических вузов России.
В феврале 2022 года выпускники танковой кафедры вуза на свои средства установили в университете мемориальный комплекс в честь Михаила Злотника (1928−2001), инженера-конструктора, изобретателя, завкафедрой, ученого, внесшего вклад в развитие отечественного танкостроения, и Милована Ковачевича (1920−2015), югославского антифашиста, ставшего офицером Советской Армии и передававшего свой опыт студентам.
«Справедливость существует»: Рабочий отсудил у «Уралвагонзавода» полмиллиона рублей
Оказывается, даже споры сотрудников с могущественными госкорпорациями в России имеют шансы на успех
Но в 2025 году «мемориал был демонтирован». Мало того, «памятные доски с именами отличившихся выпускников тоже были сорваны и выброшены во дворе вуза, что стало глумлением над памятью поколений», — указано в тексте открытого письма.
Документ подписали более 300 человек, включая преподавателей и выпускников ЮУрГУ.
Корреспондент «Свободной Прессы» связался с Алексеем Капланом.
— Я смотрю на происходящее не только как сторонний наблюдатель, но и как человек, в судьбе которого память о прошлом вросла глубоко. Мне посчастливилось учиться у Милована Ковачевича. Значительная часть его трудовой деятельности была связана с испытаниями танков. Он сотрудничал с Челябинским тракторным заводом, консультировал конструкторов. У нас он вел спецпредметы на секретной кафедре, рассказывая не столько о теории, сколько о практическом применении конструктивных решений. Мы соприкоснулись с живой историей, с человеком-эпохой.
«СП»: Что можно сказать про Михаила Злотника?
— Это не просто учёный и преподаватель, а мудрый наставник, сумевший за 25 лет руководства собрать и возглавить один из сильнейших коллективов вуза. Под его началом было подготовлено более 2200 инженеров-механиков, большинство из которых ушли работать в оборонный комплекс нашей страны.
Он сочетал блестящую теорию с настоящей практикой: был руководителем отдела в КБ ЧТЗ, автором десятков изобретений, защищенных патентами. Руководя секретной кафедрой, многие свои разработки применял и в гражданских машинах. На его счету более 190 научных работ, 5 монографий, 37 авторских свидетельств на изобретения. Он подготовил 16 кандидатов наук.
«СП»: В чем ценность этих фигур для молодого поколения?
— Нужно знать имена тех, кто крепил щит Отечества десятилетиями. Если говорить о Великой Отечественной войне и в целом о Второй мировой, молодежь знает о ней в основном по голливудским блокбастерам. Которые, конечно, зрелищны.
Но среди них вы не найдете истинных русских воинов, чьим трудом и подвигом ковалась Победа.
Для меня Великая Отечественная война — не страница в учебнике и не эпизод фильма. Это трагедия, прокатившаяся по судьбам всех семей в нашей стране, унесшая жизни, чьей энергии не хватило советскому обществу для дальнейшего развития государства.
Скандал в Березовском: Для кого — культурный код, для кого — занозонька
Благодаря Путину обычный с виду аксессуар стал хитом маркетплейсов
«СП»: Ваши деды тоже воевали?
— Мой дед Борис Черепанов погиб 1 июня 1943 года «в борьбе за Социалистическую Родину, верный воинской присяге», так указано в похоронке. Он воевал в составе 288-й истребительной авиационной дивизии — той самой, чьи подвиги легли в основу фильма «В бой идут одни „старики“…». Погиб под Старобельском, освобождая Украину.
А мой отец, родившийся в Киеве в 1936-м, в пять лет попал в горнило войны: эвакуация, немецкая оккупация, концлагерь. Мать успела уничтожить документы с фамилией «Каплан» и записала сына на девичью фамилию — «Медведев». Иначе он разделил бы судьбу родственников, уничтоженных на Украине зондеркомандой «4а» под командованием штандартенфюрера СС Блобеля. Это подразделение только за первые три месяца войны уничтожило свыше 50 000 мирных жителей — женщин, стариков, детей.
В том числе в Харькове и Иванкове, где были расстреляны мои родственники: женщины и малолетние дети. Отец выжил, вернулся в Союз, стал специалистом, учёным, воспитал четверых детей, множество внуков, помогал десяткам людей найти себя.
«СП»: Все-таки, чем может завершиться история с демонтажем мемориальных досок авторитетных ученых в ЮУрГУ?
— В ЮУрГУ не просто «убрали изделия из камня». Демонтаж мемориала, в создании которого я принимал непосредственное участие, — не просто оскорбление, а личный вызов.
Это попытка стереть память о героях Танкограда, ковавших Победу в Великой Отечественной войне. Уверен, ситуацию можно изменить. Вижу мощную волну общественного отклика после публикации обращения к президенту в газете «Танкоград» и на портале «Русское Поле».
Чтобы разобраться, в чем дело, «Свободная Пресса» связалась с университетом. В пресс-службе ЮУрГУ нам пояснили:
— Мемориал переехал в другое место из-за капитального ремонта аудиторий. Информация про выброшенные таблички недостоверная…

Однако Каплан утверждает, что мемориал заново смонтировали в аудитории 606 в 3б корпусе университета «по странному совпадению» на следующий день после выхода газеты «Танкоград» с текстом открытого письма Путину.
Профессор пояснил «СП»:
— Я общался по мемориалу с бывшим завкафедрой КГМ, ныне советником гендиректора ЧТЗ, инженер-полковником Владимиром Бондарем, с бывшим завкафедрой КГМ (до июня 2025 года) Константином Гавриловым, с профессором Сергеем Кондаковым (его подпись под обращением тоже есть). Мемориал теперь переехал в тесную преподавательскую, в которой было рабочее место Кондакова.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал