«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова

Рано или поздно демографический перекос в России в сторону увеличения числа пенсионеров может потребовать проведения очередной пенсионной реформы. В результате страховую пенсию по старости может заменить «базовый пенсионный доход».
К такому выводу в своей работе «Старение населения и демографическая нагрузка на российскую пенсионную систему» приходят, в частности, аналитики Лаборатории исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН.
Повышение пенсионного возраста в 2018 году, отмечают они, конечно, снизило нагрузку на работающих и решило проблему несбалансированности российской пенсионной системы, но только на определенный период, по окончании которого «пенсионной реформы 2.0» избежать, скорее всего, не удастся.
Началось. «Единая Россия» снова заговорила о пенсионном возрасте
Светлану Бессараб «не так поняли»? А как пассажи депутата понимать людям, у которых 5 лет пенсионной жизни уже украли?
Обосновывая этот вывод, они указывают, что наиболее реальный демографический прогноз Росстата подразумевает сокращение населения нашей страны, насчитывающего на начало нынешнего года 146,1 млн человек, сократится в 2035 году до 141,3 млн человек, а еще через 10 лет — до 139 млн человек.
С учетом вероятности такого демографического провала, рассуждают они, даже с учетом роста увеличения участия в трудовой деятельности людей предпенсионного и пенсионного возрастов, общая численность трудоспособного населения уже в следующем году сократится на 1,8% от уровня прошлого года.
В 2028 году сокращение составит уже 2,8%, а к 2030 году — уже 3,6%.
В результате совокупный эффективный «коэффициент демографической нагрузки пожилыми» в период с 2025 по 2045 годы увеличится в общей сложности с 37,1% до 51,2%, что, собственно, и наблюдалось в 2018 году, когда было принято решение о повышении возраста выхода на пенсию.
При таких раскладах, полагают авторы работы, наша страховая пенсионная система будет все больше зависеть от трансфертов из федерального бюджета, и чтобы этого избежать, придется отказываться от нее.
А если не дожидаться этого времени, а заблаговременно перевести пенсионеров на так называемый «базовый пенсионный доход», уверяют они, это станет эффективным стимулом для работающего населения делать больше частных долгосрочных инвестиций, что с учетом сложностей с займами на внешних рынках может обеспечить «длинными» деньгами правительственные проекты.
— Да, с одной стороны, у нас постоянно происходит снижение количества работающих граждан в перерасчете на каждого выбывающего из трудовой деятельности пенсионера, — пояснил в беседе с «СП» профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.
— Но, с другой стороны, этот процесс идет с момента создания нашей пенсионной системы. И по логике вещей этот процесс должен бы был давно привести эту систему к самоликвидации. Однако этого до сих пор не происходит.
«СП»: Почему?
— Да просто потому, что у нас растет все-таки производительность труда. Снижение количества работающих по отношению к количеству получающих пенсии этим и компенсируется. Это первое.
Второе — любая попытка создать некую альтернативу страховой пенсии закончится только одним — переходом людей в неформальный сектор рынка труда, поскольку социальная базовая пенсия платится сейчас всем, независимо от наличия заработанного страхового стажа. Какой смысл людям накапливать и отчислять в систему, которая тебе не предоставляет больше доходов?
«СП»: Так об этом и говорят, на первый взгляд, аналитики одной из структур Института экономики РАН, разве нет? Что страховая пенсия может быть заменена базовым пенсионным доходом?
— Лаборатория исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН, вероятно, упустила из виду тот факт, что в России, вообще-то, уже и без того существует базовая пенсия, которая предоставляется различным категориям граждан, в том числе инвалидам. Это один момент.
Второй — из аналитических выкладок, положенных в основу работы этой самой Лаборатории, вытекает вывод, что там не принимался во внимание еще один важный фактор — помимо работающих российских граждан в России трудится также и внушительное число мигрантов, причем большинство из них ведет свою деятельность в рамках трудовых договоров.
Следовательно, с их зарплат работодатель, в соответствии с законодательством, уплачивает положенные взносы в Фонд социального страхования.
Но поскольку трудовые взаимоотношения с другими странами у нас не регламентированы, эти отчисления перераспределяются в пользу российских граждан. В таких условиях сохранение страховой пенсии в привычном виде не составляет никакого труда.
«СП»: Так уж и никакого? А как же все возрастающая зависимость пенсионной системы от бюджетных трансфертов, о которых говорят аналитики из РАН?
— По всей видимости, эти аналитики здесь либо вполне сознательно, либо элементарно по незнанию всех нюансов функционирования нашей пенсионной системы не учитывают одно существенное условие.
А именно — то, что трансферты из федерального бюджета, поступающие в Фонд социального страхования, направляются не непосредственно на выплату страховых пенсий, а совершенно на другие цели. В частности, на выплаты социальных пенсий, которые не зависят от накопленного стажа трудовой деятельность и никак с ним не связаны.
Если говорить совсем уж простым языком, то Фонд социального страхования выступает обычным оператором тех выплат, которые уже существуют в соответствии с действующим законодательством.
Роман Кобызов, КПРФ: Во Франции пенсионную реформу откатили назад потому, что люди там — не «новая нефть»
Для «Единой России» выплаты пожилым — как кость в горле
Сюда входят, например, и пособия для малоимущих, и пенсии по потере кормильца, и социальные пенсии различного характера, и пенсии по инвалидности
«СП»: То есть вывод о том, что система страховых пенсий рискует в обозримом будущем исчезнуть, и ей на смену придет некий базовый пенсионный доход, мягко говоря, притянут за уши?
— Абсолютно верно. Российская страховая пенсионная система за все немалое время своего существования прошла сквозь огонь и воду, пережив немало угрожающих шоков, но так и не умерла. Вот и на этот раз в обозримом будущем, что бы там кто ни говорил, ничто ее существованию, на мой взгляд, совершенно не угрожает.
«СП»: Но ведь на чем-то же строятся доводы об обратном? От чего могут отталкиваться на этот раз те, кто уверен в «скором конце» страховых пенсий?
— Такие весьма и весьма спорные, мягко говоря, выводы по странному стечению обстоятельств в полной мере соответствуют рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ) четвертьвековой давности.
Именно эта структура в 90-х годах прошлого столетия настоятельно советовала Российской Федерации полностью отказаться от государственной системы страхового пенсионного обеспечения и полностью отдать этот вопрос на откуп частным структурам. А тем, кто при таких раскладах не сможет накопить себе на жизнь, выплачивать лишь небольшую базовую пенсию.
Поэтому, по сути, прозвучавший вывод о неизбежности, условно выражаясь, очередной «пенсионной реформы 2.0», я лично склонен расценивать не более как очередную попытку воспроизведения тех самых приснопамятных идей МВФ.
Последние новости о пенсионной системе, стаже, пенсионных коэффициентах, индивидуальных и страховых накоплениях пенсионеров, — в теме «Свободной Прессы».