Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Такси-криз, курьер-криз: Смольный рубит миграционный узел шашкой губернатора

В Петербурге решили отказаться от гастарбайтеров в самых востребованных профессиях. К чему это приведет?

678
Такси-криз, курьер-криз: Смольный рубит миграционный узел шашкой губернатора
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Материал комментируют:

В Петербурге очередная революция. Постановлением губернатора Беглова введены строгие ограничения на работу мигрантов курьерами. Тех, в первую очередь, кто работает по патентам.

Выдаются патенты на срок от 1 до 12 месяцев гражданам стран, с которыми у России действует безвизовый режим. Их можно продлевать. Работать без патента разрешено только гражданам стран Евразийского экономического союза. То есть, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии: они могут работать в России на тех же основаниях, что и россияне.

Само это решение принято было городской администрации ещё минувшим летом. Почти сразу после двух других непопулярных у горожан постановлений — запрета мигрантам на работу в такси (заработало 8 ноября) и повышения, причем резкого, тарифов на городскую парковку (с октября). На адаптацию бизнеса к новым реалиям местная власть отвела трехмесячный «переходный период». На днях постановление о курьерах вступило в городе на Неве в силу.

Читайте также
Лазейка для мигрантов: Госдума вновь продемонстрировала гуманизм для «трудовых резервов» Лазейка для мигрантов: Госдума вновь продемонстрировала гуманизм для «трудовых резервов» Цена вопроса «экстренных случаев» — десятки миллиардов. За чей счет?

О том, что надо навести порядок с приезжающими в Россию работать, говорится давно и много. Проблемы, тем не менее, остаются. Непростое, оказалось, это дело, — вылавливать и выпроваживать нелегалов. А, главное, заместить освободившиеся ими рабочие места.

В Северной столице к лету текущего года численность зарегистрированных иностранцев составляла, по некоторым данным, в общей сложности порядка 210 тысяч человек. Это примерно треть от отъехавших в 2024 году и продолжающих работать «замаскировавшихся». Реальной цифры общего числа мигрантов, работающих в Северной столице, как сказали «СП» в Управление по вопросам миграции в СПб и Ленобласти на условиях приватности, «точно не знает никто».

Не смогли там ответить и на вопрос, почему именно с таксистов и курьеров начали «чистку» питерские чиновники. Иностранцы ведь работают у нас в самых разных сферах. В том числе, не столь востребованных, как та же служба доставки.

По данным сервиса по поиску работы на Северо-Западе, на начало текущего года (более свежих данных найти не удалось), спрос на курьеров в Петербурге за последние пару лет вырос почти на 70%. Прогнозируется, что он продолжится и по итогам уходящего, 2025-го.

Как многие и ожидали, сразу после вступления в силу «запретного решения», увеличилось время доставки заказов. То ли новички, заменившие уволенных мигрантов, не вошли в нужный ритм. То ли заменить выбывших поневоле оказалось некем. В питерской администрации, к слову, уверяли, что проблем с сотрудниками не будет. Студенты, мол, рвутся подрабатывать в свободное время. Так ли это?

— На нашем курсе желающих стать курьерами не нашлось. Как ни уговаривали, не завлекали их представители компаний высокими заработками, отказались, — ответил на звонок «СП» старший преподаватель одного из факультетов Петербургского государственного экономического университета (легендарный ФИНЭК). Во-первых, программа обучения у нас достаточно насыщенная, свободного времени крайне немного. Во-вторых, если кто и хочет подзаработать, то предпочитает трудиться по профилю своей будущей специализации.

Такая ситуация в большинстве вузов города на Неве. Не торопятся занять вакансии и учащиеся колледжей, техникумов, училищ. Из двух возможных вариантов — учиться или работать курьером — предпочитают первое. Хотя зарплаты у доставщиков заманчивые: при работе в дневное время в среднем 114 тысяч в месяц. Теперь, как ожидается, на фоне запретов и дефицита сотрудников, они вырастут.

По неофициальным данным, из-за ограничений город на Неве лишится около 10 тыс. патентов. С ними региональный бюджет 2026 г. рискует потерять до 960 млн. потенциальных рублей.

Схожая ситуация и в такси. Под ограничения попали там граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Украины. Хотя претензии к ним если и случались, то локальные, в основном, от недопонимания. По опросам социологов, местные «водилы» менее приветливы, более склоны к хамству.

Корреспондент «СП» позвонила знакомому — Григорию Кононыхину, он живет в новостройке за КАД. Добираться оттуда на общественном транспорте, значит, регулярно опаздывать на работу — то пробки, то автобус сломался и т. п. Выручают такси. Спросила у него об отношении к «таксо-реформе»?

 — Да ничего хорошего. Во всяком случае, пока. Цены после этого сразу пошли в рост. Процентов на 15. Хотя и так были не маленькими, — ответил он. — От моего дома до ближайшего метро платил порядка 600 руб. Теперь 800. И машин меньше стало. Иной раз до получаса приходится ждать. Это снежных завалов у нас ещё не случалось. Что будет, когда грянет настоящая зима, даже думать боюсь.

«СП»: Вот бы было у вас своё авто…

 — Невыгодно. Слишком дорогим удовольствием стали городские парковки. За одну только 8-часовую смену на оплату стоянки близ нашего предприятия уйдет треть зарплаты. Не уважает власть рабочих людей.

Сама власть уверена, что делает всё правильно, на пользу. Интересно, кому, если ограничивает в работе под разными предлогами опытных таксистов.

Ставя целью повышение качества и безопасности перевозок, создание дополнительных рабочих мест и борьбу с теневой занятостью, лишила работы около 4 тыс. человек (12% водителей).

Но что любопытно, изгоняя мигрантов из авто и службы доставки, Смольный предлагает идти в дворники. Где хронический дефицит работников. Туда, получается, можно…

Продолжает тему наш эксперт Николай Межевич, экономист, доктор наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН.

Читайте также
Суд принял во внимание: "Ыйманбек Ибираев примерный семьянин, занимался благотворительностью по линии Диаспоры" Суд принял во внимание: «Ыйманбек Ибираев примерный семьянин, занимался благотворительностью по линии Диаспоры» В Якутии мигрант-нелегал избежал выдворения после избиения 11-летнего мальчика

 — В данном случае, как мне видится, проблема не в самих мигрантах, а в качестве государственного регулирования их пребывания в России, — считает Николай Маратович. — Если человек соблюдает законы и подзаконные акты, выполняет общественно значимую работу, а это и доставка заказов, и развоз на такси, то пусть трудятся к общей пользе и своей выгоде. Почему бы и нет?

«СП»: На питерского губернатора повлияли, видимо, призывы нашего президента разобраться с патентами…

 — Да. Государство должно знать, кто, когда приехал, где работает, платит ли налоги желающий трудиться в РФ иностранец. То есть, стопроцентная прозрачность. Можно и семьёй. Но это все должно быть под вниманием представителей закона.

Если у нас требуют справку о здоровье — значит, это надо. Пойди и получи её.

«СП»: Многие петербуржцы считают, что власть сильно ошибается, выгоняя мигрантов. Подтверждением тому — рост цен на услугу.

— С рынком такси это возможно. Хотя цены там устойчиво растут уже давно. Прямой корректировки с миграционными сюжетами я не наблюдаю. «После события» совсем не обязательно, что «вследствие события».

«СП»: В чем основная причина изгнания иностранных работников из Петербурга? И почему именно таксистов, курьеров?

 — Потому что на стройке, например, надзор лучше. Если вы каменщик, но не может положить плитку так, чтобы она не свалилась через короткое время, это сразу будет видно…

А в целом, проблемы надо решать, как-то договариваться с людьми, выходя на диалог. Это все возможно. Постепенно, я уверен, найдем правильную форму.


Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Семен Гальперин

Президент «Лиги защиты врачей»

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Михаил Матвеев

Депутат Госдумы РФ, заместитель председателя парламентского комитета по региональной политике и местному самоуправлению

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня