«Угрозы ограничения транзита через Литву это их единственное средство давления на РФ...»
Андрей Колганов

В Петербурге очередная революция. Постановлением губернатора Беглова введены строгие ограничения на работу мигрантов курьерами. Тех, в первую очередь, кто работает по патентам.
Выдаются патенты на срок от 1 до 12 месяцев гражданам стран, с которыми у России действует безвизовый режим. Их можно продлевать. Работать без патента разрешено только гражданам стран Евразийского экономического союза. То есть, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии: они могут работать в России на тех же основаниях, что и россияне.
Само это решение принято было городской администрации ещё минувшим летом. Почти сразу после двух других непопулярных у горожан постановлений — запрета мигрантам на работу в такси (заработало 8 ноября) и повышения, причем резкого, тарифов на городскую парковку (с октября). На адаптацию бизнеса к новым реалиям местная власть отвела трехмесячный «переходный период». На днях постановление о курьерах вступило в городе на Неве в силу.
Лазейка для мигрантов: Госдума вновь продемонстрировала гуманизм для «трудовых резервов»
Цена вопроса «экстренных случаев» — десятки миллиардов. За чей счет?
О том, что надо навести порядок с приезжающими в Россию работать, говорится давно и много. Проблемы, тем не менее, остаются. Непростое, оказалось, это дело, — вылавливать и выпроваживать нелегалов. А, главное, заместить освободившиеся ими рабочие места.
В Северной столице к лету текущего года численность зарегистрированных иностранцев составляла, по некоторым данным, в общей сложности порядка 210 тысяч человек. Это примерно треть от отъехавших в 2024 году и продолжающих работать «замаскировавшихся». Реальной цифры общего числа мигрантов, работающих в Северной столице, как сказали «СП» в Управление по вопросам миграции в СПб и Ленобласти на условиях приватности, «точно не знает никто».
Не смогли там ответить и на вопрос, почему именно с таксистов и курьеров начали «чистку» питерские чиновники. Иностранцы ведь работают у нас в самых разных сферах. В том числе, не столь востребованных, как та же служба доставки.
По данным сервиса по поиску работы на Северо-Западе, на начало текущего года (более свежих данных найти не удалось), спрос на курьеров в Петербурге за последние пару лет вырос почти на 70%. Прогнозируется, что он продолжится и по итогам уходящего, 2025-го.
Как многие и ожидали, сразу после вступления в силу «запретного решения», увеличилось время доставки заказов. То ли новички, заменившие уволенных мигрантов, не вошли в нужный ритм. То ли заменить выбывших поневоле оказалось некем. В питерской администрации, к слову, уверяли, что проблем с сотрудниками не будет. Студенты, мол, рвутся подрабатывать в свободное время. Так ли это?
— На нашем курсе желающих стать курьерами не нашлось. Как ни уговаривали, не завлекали их представители компаний высокими заработками, отказались, — ответил на звонок «СП» старший преподаватель одного из факультетов Петербургского государственного экономического университета (легендарный ФИНЭК). Во-первых, программа обучения у нас достаточно насыщенная, свободного времени крайне немного. Во-вторых, если кто и хочет подзаработать, то предпочитает трудиться по профилю своей будущей специализации.
Такая ситуация в большинстве вузов города на Неве. Не торопятся занять вакансии и учащиеся колледжей, техникумов, училищ. Из двух возможных вариантов — учиться или работать курьером — предпочитают первое. Хотя зарплаты у доставщиков заманчивые: при работе в дневное время в среднем 114 тысяч в месяц. Теперь, как ожидается, на фоне запретов и дефицита сотрудников, они вырастут.
По неофициальным данным, из-за ограничений город на Неве лишится около 10 тыс. патентов. С ними региональный бюджет 2026 г. рискует потерять до 960 млн. потенциальных рублей.
Схожая ситуация и в такси. Под ограничения попали там граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Украины. Хотя претензии к ним если и случались, то локальные, в основном, от недопонимания. По опросам социологов, местные «водилы» менее приветливы, более склоны к хамству.
Корреспондент «СП» позвонила знакомому — Григорию Кононыхину, он живет в новостройке за КАД. Добираться оттуда на общественном транспорте, значит, регулярно опаздывать на работу — то пробки, то автобус сломался
— Да ничего хорошего. Во всяком случае, пока. Цены после этого сразу пошли в рост. Процентов на 15. Хотя и так были не маленькими, — ответил он. — От моего дома до ближайшего метро платил порядка 600 руб. Теперь 800. И машин меньше стало. Иной раз до получаса приходится ждать. Это снежных завалов у нас ещё не случалось. Что будет, когда грянет настоящая зима, даже думать боюсь.
«СП»: Вот бы было у вас своё авто…
— Невыгодно. Слишком дорогим удовольствием стали городские парковки. За одну только 8-часовую смену на оплату стоянки близ нашего предприятия уйдет треть зарплаты. Не уважает власть рабочих людей.
Сама власть уверена, что делает всё правильно, на пользу. Интересно, кому, если ограничивает в работе под разными предлогами опытных таксистов.
Ставя целью повышение качества и безопасности перевозок, создание дополнительных рабочих мест и борьбу с теневой занятостью, лишила работы около 4 тыс. человек (12% водителей).
Но что любопытно, изгоняя мигрантов из авто и службы доставки, Смольный предлагает идти в дворники. Где хронический дефицит работников. Туда, получается, можно…
Продолжает тему наш эксперт Николай Межевич, экономист, доктор наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН.
Суд принял во внимание: «Ыйманбек Ибираев примерный семьянин, занимался благотворительностью по линии Диаспоры»
В Якутии мигрант-нелегал избежал выдворения после избиения 11-летнего мальчика
— В данном случае, как мне видится, проблема не в самих мигрантах, а в качестве государственного регулирования их пребывания в России, — считает Николай Маратович. — Если человек соблюдает законы и подзаконные акты, выполняет общественно значимую работу, а это и доставка заказов, и развоз на такси, то пусть трудятся к общей пользе и своей выгоде. Почему бы и нет?
«СП»: На питерского губернатора повлияли, видимо, призывы нашего президента разобраться с патентами…
— Да. Государство должно знать, кто, когда приехал, где работает, платит ли налоги желающий трудиться в РФ иностранец. То есть, стопроцентная прозрачность. Можно и семьёй. Но это все должно быть под вниманием представителей закона.
Если у нас требуют справку о здоровье — значит, это надо. Пойди и получи её.
«СП»: Многие петербуржцы считают, что власть сильно ошибается, выгоняя мигрантов. Подтверждением тому — рост цен на услугу.
— С рынком такси это возможно. Хотя цены там устойчиво растут уже давно. Прямой корректировки с миграционными сюжетами я не наблюдаю. «После события» совсем не обязательно, что «вследствие события».
«СП»: В чем основная причина изгнания иностранных работников из Петербурга? И почему именно таксистов, курьеров?
— Потому что на стройке, например, надзор лучше. Если вы каменщик, но не может положить плитку так, чтобы она не свалилась через короткое время, это сразу будет видно…
А в целом, проблемы надо решать, как-то договариваться с людьми, выходя на диалог. Это все возможно. Постепенно, я уверен, найдем правильную форму.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».