«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов
В военном ведомстве РФ с подачи министра обороны Андрея Белоусова решили провести ревизию наград у военблогеров. Информация о такой проверке исходит от инсайдеров и официально не подтверждена, тем не менее подобная проблема существует — «диванных героев» расплодилось великое множество.
Особый акцент делается на военных с Кавказа. Создавая некий героический образ в соцсетях, они активно собирают пожертвования, а ещё претендуют на ордена и медали. При этом их боевые заслуги вызывают, мягко говоря, большое сомнение.
Ревизию наград у медийных военблогеров называют закрытой — тема щекотливая. При этом деятельность тех, кто рассказывает о «фронтовых подвигах», по данным ряда источников, уже расследуют межведомственные группы из военной прокуратуры, военной контрразведки ФСБ России. Они перепроверяют каждую медаль у тех, кто активно ведёт соцсети, собирает донаты и обрастает «героической биографией».
Олег Царев: Олигархи обо всем договорились, мир подпишет Рада — лишь бы Зеленский не путался под ногами
Политик уверен, что нормальные отношения между Россией и Украиной восстановятся очень быстро
Национальность в данном случае не имеет значения, так что выходцы из Чечни, о которых упоминается, не единственные, кто придумывают «легендарные истории» с «ранениями» и «подвигами» без документального подтверждения — они существуют лишь в Telegram. И награды у них появляются будто из воздуха, лишь благодаря медийной раскрученности.
Военкор блогеру не товарищ
В качестве отступления — речь в данном случае не идёт о военкорах, которые освещают события зоне СВО, да и раньше поездили по войнам. Вот, к примеру, корреспонденты Александр Сладков из ВГТРК и Александр Коц из «Комсомольской правды». Оба имеют государственные награды — Сладков удостоен ордена Мужества, Коц медалью «За отвагу». Это ещё за Цхинвал в Южной Осетии в 2008 году. Там оба были ранены при исполнении профессионального журналистского долга. Оба имеют и прежний опыт военной службы, да и сейчас на диване не отсиживаются — постоянно в командировках в зоне СВО.
У них есть блоги в соцсетях, подписчиков у каждого за полмиллиона, но вот донаты не собирают, себе ничего не просят, только информация и собственная аналитика.
Сама тема «инфляции регалий», когда медали раздаются кому ни попадя, реальных участников боевых действий в зоне СВО несколько раздражает. Подрывается доверие к самой системе поощрения военнослужащих, когда одна и таже медаль или орден даются за настоящий подвиг, порой посмертно, а кто-то украшает себе грудь наградой за сидение в ноутбуке.
В соцсетях отмечают, что участие в СВО превратилось в некую «прачечную» для отмывания репутации. Припоминается в качестве примера случай с пермским чиновником Дмитрием Дробининым, который находился под следствием за взятки и мошенничество, а искупать вину «кровью» попросился на передовую. И уже там, после подписания контракта с Минобороны, попытался дать взятку, чтобы его комиссовали, чтобы вернуться домой «героем».
Как при любых боевых действиях в ходе СВО появляется немало лиц, старающихся извлечь исключительно собственные выгоды. И это не только медийные блогеры, которых развелось огромное количество (полистайте Telegram, там «героев» пруд пруди, правда, не в окопах, а где-то далеко в стороне).
Есть и действующие офицеры, которые не понюхав пороха бегут в отдел кадров подписывать представление о награждении.
— В Афганистане было обычной практикой, когда приехавшие в командировку в Кабул на несколько дней офицеры из штаба округа в Ташкенте, да и из Москвы тоже, внезапно получали статус участников боевых действий, — рассказал «СП» ветеран Вооруженных сил Олег Деревнин. — Так было потом и в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. И награды залетные штабисты щедро получали, и именное оружие за «особые заслуги», и «корочки» ветерана, дающие неплохие льготы.
Естественно, что такие факты вызывали, мягко говоря, недоумение у тех, кто реально воевал. Вот для последних почему-то наград особо не находилось. Сам статус орденов и медалей принижался от такой несправедливости, когда тыловая крыса обласкана начальством непонятно за какие заслуги, а тем, кто в окопах мало что достается. Думаю, что и сейчас мало что изменилось.
Ценность боевой награды
Из личного опыта. Довелось автору этих строк, несмотря на то, что был военным журналистом в Афганистане, три месяца командовать взводом батальонной разведки во время операции «Магистраль». И был у меня матерый замкомвзвода, старший сержант Юра Умрихин, который прошел огонь и воду. На груди его были только знак «Гвардии» и «Парашютист», а до «дембеля» оставалось совсем ничего.
Драго Боснич: Едва услышав «Батька наш Бандера», русские «Кинжалы» сходят с ума и валятся с неба, как спелые груши
Киевские неонацисты разоблачают собственную пропаганду
В отделе кадров штаба дивизии написал на него представление на медаль «За отвагу», он её реально заслужил. И Юрка её получил! Перед отлетом домой он сказал мне: «Товарищ старший лейтенант, если бы не вы, не видать мне было награды». Справедливость восторжествовала.
— Боевая награда как таковая это не просто символ отличия человека военного, а проявленные им качества бойца, — рассказал «СП» бывший командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, который и сам кавалер 4 орденов, — «колодка» орденских планок на груди, это как визитная карточка, достаточно одного взгляда, чтобы понять, боевые качества человека.
Красная Звезда и Боевое Красное знамя — человек прошёл войну в Афганистане. Ордена Мужества — более поздний период, чеченские компании и другие горячие точки на Северном Кавказе или Средней Азии. Медаль «За отвагу» — более широкий временной период, ещё с советских времен, сохранившаяся до сих пор практически в неизменном виде. И вручали её исключительно за личное мужество и героизм, а не, как говорится, по совокупности. Эту серую «колодку» с синей полосой ни с чем не спутаешь, сразу понятно, что человек обкатан войной.
Подлинность нынешних «орденоносцев» из числа блогеров выявить достаточно просто — в их представлениях на награды должны быть указаны обстоятельства подвига и его очевидцы, как правило командир. И если военное ведомство всерьёз возьмется за проверку, то подлинность «коммерческих» наград быстро всплывет на поверхность.
При этом «ниточки» могут потянуться в высокие структуры и выявит схемы мошенничества с награждением тех, кто этого не достоин. Вероятно, что дело обернется несколькими показательными «порками» с лишением незаслуженных наград — большой скандал раздувать вряд ли станут.