«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов

Минтруда и Минэкономразвития продолжают вносить изменений в Трудовой кодекс, не спрашивая работников. В случае, если очередные поправки будут проведены, а это кажется практически гарантированным, условия труда для миллионов работников резко ухудшаться. Данная перспектива особенно тревожит на фоне слабого профсоюзного движения. В чьих же интересах действуют Министерство экономического развития и Министерство труда, которые подготовили данные поправки?
Специалисты уже рассказали про увеличение максимального объема сверхурочной работы со 120 до 240 часов в год, однако осталось незамеченным другое важное нововведение — ухудшение условий приема на работу, пишет в своем тг-канале доктор экономических наук Никита Кричевский.
Право заключать срочные трудовые договоры (так называемые «контракты») получат организации с численностью сотрудников до 70 человек, тогда как ранее этот порог составлял 35 человек.
Юрий Афонин, КПРФ: Своими нормами вы превратили учителей в роботов. Но и роботы горят от перегрузки
Коммунисты предложили установить базовую ставку оплаты труда педагогов на уровне не менее двух МРОТ
Использование срочного трудового договора дает работодателю возможность нанимать персонал на определенный период, увольняя без выходного пособия. Создаются возможности для давления и манипуляций со стороны нанимателя.
Для работников это означает снижение их уровня заработка, сокращая возможности долгосрочного планирования жизни для тех, у кого есть семья, дети, ипотечные кредиты.
Кроме того, такая система подрывает институт наставничества и передачи профессионального опыта, снижает лояльность персонала.
Экономист Василий Колташов согласен с тем, что какого-то серьезного сопротивления инициативам министерств не будет, как и никакой общественной дискуссии:
— Дело в том, что срочный трудовой контракт не так уж плох по сравнению с «самозанятостью» и работой по другому странному договору. Положение на нашем труда рынке настолько плохое, что срочные контракты ухудшить его, на мой взгляд, уже не могут. Даже если половина работников будет трудиться на таких срочных контрактах.
«СП»: Но срочный контракт предоставляет работодателю возможность не продлевать его по своему усмотрению?
— Да, но, с другой стороны, это все равно не так плохо, если у вас такой контракт подписан, а не договор гражданского правового характера, по которому у вас ни пенсионных отчислений, ни отпуска, ничего нет, а это — чрезвычайно распространенная практика.
Дело в том, что работодатели на российском рынке труда смогли уже протащить в своих интересах в российскую государственную систему так много всего, что распространение срочных трудовых контрактов — ничего уже не меняет.
Более того, если вместо договоров гражданского права работодатели будут обязаны заключать срочный контракт, по которому будут предполагаться все налоги и выплаты, и работник будет защищен хотя бы в течение указанного трудового срока или контракта, то это будет даже неплохо. Весь ужас ситуации в том, что даже это неплохо!
«СП»: А как же сверхурочные дополнительные нагрузки?
— Они касаются прежде всего «рабочей аристократии». Дело в том, что люди, которые трудятся на постоянном трудовом договоре, чаще всего, если мы говорим о промышленности, производственной сфере, транспортной сфере, получают более высокую зарплату, имеют социальный пакет, защищены.
Точнее, как-то защищены их рабочие места, в то время как рядом с ними работают люди, которые вообще непонятно откуда взяты, хоть по аутсорсингу. Например, занимаются уборкой, какой-нибудь отделкой и так далее. Эти люди не относятся к «рабочей аристократии», и никто им не предлагает постоянный трудовой договор, не предложит переработки. Потому что они и так работают столько, сколько могут, и получают зачастую сдельно.
Это касается только тех, у кого постоянно трудовой договор. Да, их пытаются заставить работать больше.
Проблема здесь возникает, на мой взгляд, из-за полнейшего провала образовательной политики. Выясняется, что пополнять армию квалифицированных рабочих очень трудно. Система работала так, что технически грамотных кадров становилось меньше.
Это касается и простых рабочих специальностей, и техников, это касается и инженеров, качество подготовки которых падало год за годом, десятилетия за десятилетием.
Поэтому возникла ситуация, когда работодатели говорят: «У нас есть люди, которые имеют хороший, постоянный договор, и нам неким их заменять, пусть они работают больше». Да, такая поправка пройдет.
Понятно, что она даст работодателю право увеличивать нагрузку на работника. Тем более в условиях специальной военной операции, когда заказов у многих предприятий ВПК очень много. И работник при этом может попасть в ситуацию выгорания.
«СП»: Зачем такая работа, когда не видишь семью, не имеешь времени отдыхать, восстановиться?
— Человек может эффективно работать ограниченное время. Дальше качество продукции и результаты всего труда падают, он просто устает. Поэтому в чрезвычайных обстоятельствах, день-два в месяц, можно сделать какие-то серьезные переработки. Но так, чтобы без падения качества это применять повсеместно и постоянно — не получится.
Слуги народа за народ или за олигархов? Проект Трудового кодекса от КПРФ отклонен Госдумой без обсуждения
Сергей Обухов: Мы заставили парламентские фракции обнажить свои настоящие лица
Это будет иметь последствия в виде, если так можно выразиться, подготовки к увольнениям. Потому что, конечно, никаких коллективных действий, организованного сопротивления мы не увидим. Просто работник скажет: «Здесь я работать не буду, вы хотите от меня слишком много, я буду работать в другом месте, а там я о переработках заранее договорюсь»
Специалисты, востребованные на рынке труда, будут просто уходить. Будут просто писать заявление и говорить: «До свидания!» Ведь если бы их было кем заменить, не проталкивали бы через Государственную Думу это увеличение нагрузки на работников.
«СП»: И что работодатели будут с этим делать?
— Увеличение допустимых переработок и сверхурочных — это не панацея. Нужно коренным образом исправлять ужасную ситуацию в системе образования.
Этот ужас особенно заметен в высшем образовании. Плохая ситуация в школе, где все забюрократизировано, где контроль и отчет стоят на первом месте, а результат на последнем. Должно быть наоборот.
Нужно, чтобы пришли новые кадры. Чтобы вместо одного работника, которого хотят вдвойне нагрузить, работали два человека в нормальном режиме, без падения качества работы.
Это мне напоминает ситуацию 2005−2008 годов, когда в офисном хозяйстве можно было наблюдать невероятную текучку кадров, в основном вызванную тем, что работодатели не хотели повышать заплату людям вслед за рыночным ростом цены рабочей силы. Люди просто мигрировали из фирмы в фирму, причем с повышением заработка, напоминает эксперт…
В 1990-е годы либеральные реформаторы во главе с Чубайсом уже пытались продвинуть замену бессрочных трудовых договоров на срочные, следуя рекомендациям Международного валютного фонда и Всемирного банка, но тогда эта инициатива не была реализована. Потом были обнародованы результаты исследований западных ученых по влиянию гибкости трудового законодательства на динамику ВВП. Оказывается, никакой взаимосвязи между распространением срочных договоров и экономическим ростом нет.
Тем не менее Минэкономразвития и Минтруда гнут свою линию. Они уверены, что парламентское большинство в Госдуме, которое активно «топит» за «людоедские» законы, поддержит и эту инициативу. А народ промолчит. Тот случай, когда представители разных ветвей власти понимают друг друга с полуслова.