«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов
Жители Республики Алтай (Горный Алтай) сами виноваты в том, что их регион до сих пор практически не газифицирован. Не надо было протестовать против намерений властей. Такой упрёк бросил людям в лицо Андрей Турчак в ходе своей декабрьской Прямой линии. Удивительная позиция для губернатора.
«В Турочакском районе в ближайшем обозримом будущем газа не будет, — заявил Турчак, отвечая на вопрос тамошней жительницы, — Равно, как и не будет ни в одном районе Республики Алтай». Отметив, что в столице региона — Горно-Алтайске, в тех микрорайонах, где газификация технически возможна, она недавно завершена.
По словам губернатора, сейчас для республики «лимита газа нет», поскольку она — конечный потребитель (приграничный регион, южнее уже Казахстан и Китай — тупик с точки зрения газовой логистики) и топлива не хватает. А значит, нужно строить специальную перемычку с отдалённого магистрального газопровода.
Роды в Чили: «Единая Россия» срочно тушит вспыхнувший в Тольятти скандал из-за «сильного паспорта»
Анжелика Глазкова, КПРФ: В голове не укладывается! Призывают демографию в стране улучшать, а сами в Латинскую Америку летят рожать
А ведь могло быть и по-другому, дал понять Турчак. «Потому что „Сила Сибири-2“ где пошла? Не там, где должна была быть. Кто выступал против „Силы Сибири-2“? — пояснил он свои претензии к народу, намекая на жителей. — Сколько лет прошло, сейчас бы уже эта трасса была у нас… Там, где „Сила Сибири-2“ пошла, там будет газ».
Действительно, «Сила Сибири-2» пройдёт теперь вдалеке от Горного Алтая: с Ямала через Красноярский край, Иркутскую область, Монголию и далее в Китай. Именно такой маршрут окончательно объявлен после того, как в минувшем сентябре «Газпром» и CNPC подписали новый меморандум о стратегическом сотрудничестве.
А вот по прежней трассировке, газопровод должен был пройти именно через Горный Алтай. Однако массовые протесты населения тогда спутали карты. Дело в том, что в регионе расположен природный парк — уникальное плато Укок — сакральное для местных жителей место, которое входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В республике начались протесты этнических алтайцев и общественников. Ведущие российские экологические организации, предчувствуя плохое, заранее писали обращения первым лицам страны и главе «Газпрома» Алексею Миллеру с просьбой не нарушать природно-исторический комплекс «Зоны покоя Укок».
В ЮНЕСКО также заявляли о недопустимости прокладки газопровода по уникальному плато. Там предупредили Москву, что игнорирование позиции международной структуры станет основанием для перевода объекта «Золотые горы Алтая» в список наследия, находящегося под угрозой. Построить трубу, но разрушить репутацию страны — шаг сомнительный.
Да и Китай не стремился скорей-скорей закрыть свои энергетические потребности ценой конфликта с российскими и международными организациями на фоне протеста местного населения.
Синьцзянь-Уйгурский автономный район не настолько промышленно развит, газ туда идёт из Центральной Азии, поэтому Пекин не торопился.
«Политические сложности заставили авторов проекта изменить маршрут газопровода в районе западной границы России, Китая. Для сокращения протяженности стороны договорились строить его через Монголию», — объяснял итоговое решение сторон ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Страшно представить, во что превратилось бы плато Укок, если бы маршрут не поменяли. Ведь после прокладки газовых сетей в Горно-Алтайске, критически разрушенные улицы столицы не могут восстановить до сих пор. Тяжёлая строительная техника могла разворотить природный заповедник чуть ли не до тектонической плиты. Этого хочет Турчак?
Плато Укок получило всемирную известность после раскопок там мумии древней женщины так называемой пазырыкской культуры, известной как «Алтайская принцесса». Не так давно губернатор хвалился перед местными жителями, что ему удалось договориться о возвращении артефактов из тех раскопок в республику из Новосибирска.
То есть местные власти, даже из числа «варягов», пусть и ёрничают в эфире Прямой линии, но всё-таки понимают ценность исторического измерения и уникальной природы Горного Алтая. Без них регион станет банальным, никому не интересным местом. Губить его, пусть даже ради прибылей «Газпрома», не лучшее государственное решение.
Что мешает и газ в каждый дом провести, и природный комплекс сохранить нетронутым? Почему эти вещи обязательно нужно противопоставлять. Либо одно, либо другое. Конечно, умные решения сложны, требуют больше времени и средств для реализации, сопряжения трудно сопрягаемого, но зато они принципиально улучшают жизнь людей.
Раздражение Турчака протестами жителей, скорее всего, вызвано текущими событиями. В уходящем году ему здорово досталось при попытке навязать региону реформу местного самоуправления. Чабаны и охотники выходили на митинги, перекрывали Чуйский тракт, блокировали суды, садились под арест, но не отступали. Вот губернатор им и припомнил…
«А если не будут брать (голосовать, протестовать — „СП“), отключим газ». Как видно, эта универсальная формула отечественного управления, впервые озвученная героиней Нонны Мордюковой в фильме «Бриллиантовая рука», по-прежнему актуальна, несмотря на прошедшие более полувека и смену общественной формации.
Турчаку, как главе республики, обязанному представлять интересы местных жителей, стоило бы сосредоточиться на полной газификации региона, отстаивая эту цель перед «Газпромом», а не искать причины её якобы невозможности. «Меня не интересует почему НЕТ, меня интересует, что вы сделали для того, чтобы было ДА», — говорили в другом фильме.
«Это не набор обещаний»: «Единая Россия» зовет в светлое будущее, забыв про сомнительное прошлое и уголовно-наказуемое настоящее
Цель «народной программы» партии власти — не услышать народ, а создать у него иллюзию соучастия
Кое-что губернатор делает, но мизер. Так, подписанная с помпой им и Миллером программа газификации республики на 2026−2030 годы предусматривает подключение к голубому топливу некоторого количества сёл в Майминском и Чемальском районах. Однако, всего в республике 10 районов. По два на пятилетку! Не слишком ли медленно?
Приведённая арифметика ещё лестна алтайским властям, так как линейно экстраполирует нынешние темпы газификации в будущее. Однако, указанный ареал — два района — это всё, что планируется сделать, признался Турчак на Прямой линии (видимо, они рядом с уже газифицированной столицей, а тянуть трубу в другие районы — денег жалко).
Экономическая рентабельность немаловажный фактор. Тем более, «Газпром» сейчас находится не в лучшем положении — заявляет об убытках после потери премиального европейского рынка. Но даже в этом состоянии компания готова газифицировать целую Киргизию, которая по ландшафту похожа на Горный Алтай, а размерами гораздо больше.
Вложения с большим сроком окупаемости, тем более во внутренний рынок, для граждан своей собственной страны («Газпром» — всё ещё национальное достояние или после потери прибылей уже нет?), следовало делать в тучные годы, когда деньги из Европы текли рекой и не тратить их на жирные спонсорские проекты — тешить тщеславие.
Топ-менеджер с зарплатой в несколько миллионами долларов в год — Миллер, должен был предусмотреть такой поворот событий. Если он и правда «топ». А теперь, в скудное время, придётся наскребать по сусекам, либо махнуть рукой на алтайцев — пусть топят печи. Но у такого решения будут вполне понятные политические последствия.