«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский


В Госдуме в преддверии Нового года решили порадовать педагогов новым законопроектом, который пересмотрит разрешенную стоимость подарков работникам образовательной сферы в сторону повышения. Об этом заявила первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.
«Как гласит буква закона, подарки до трех тысяч рублей учителям разрешены, чтобы впоследствии не возникало вопроса, лучше, конечно, чек сохранить. Однако я считаю, что данная норма устарела. Стоимость подарка в отношении врачей и учителей точно может быть пересмотрена. Соответствующий законопроект сейчас находится в разработке», — рассказала она.
Парламентарий пояснила, что данный лимит был актуален в начале 2000-х, когда норму только ввели. Однако сейчас, по её мнению, это требование устарело и не соответствует текущей экономической ситуации.
Матвей Сафонов заставит Европу учить русский язык
Взяв четыре пенальти подряд, российский футболист со сломанной рукой в одиночку отстоял честь России
Напомним, стоимость подарков учителям, согласно статье 575 Гражданского кодекса РФ (Запрещение дарения), не должна превышать 3 тысячи рублей.
О том, что эту норму пора пересмотреть, «единоросс» Буцкая заявила еще в начале октября — накануне празднования Дня учителя. Впрочем, ни тогда, ни сейчас депутат не конкретизировала, о каком порядке цифр может идти речь.
Пока же, как сообщил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, новогодний подарок учителю не должен стоить больше трех тысяч рублей, иначе это может быть расценено как взятка.
При этом эксперт отметил, что точного определения слова «подарок» в законах РФ нет. Не ограничено и количество подарков учителю. Поэтому если родители хотят подарить несколько предметов, то правило «не дороже трех тысяч» распространяется на каждый по отдельности.
«Но подарок от условного класса тоже не должен быть дороже 3 тыс. рублей, в данном случае нет разницы, сколько дарителей скидываются», — подчеркнул Авдеев.
Деньги, по его словам, дарить педагогу не следует, поскольку статья Гражданского кодекса РФ конкретно указывает на «обычные подарки».
В то же время он порекомендовал сохранять чеки на приобретенные «подарки», чтобы была возможность при необходимости доказать его стоимость.
Понятно, что Новый год — время подарков. Но в данном случае сама постановка вопроса выглядит как-то унизительно.
«У этих одна забота, не дай бог учитель озолотится букетом или тортиком. Учителя же так жируют, куда деваться. Хороший такой профсоюз, как я погляжу. Холодильники еще у учителей на дому проверять начните. Не дай бог дорогая колбаса окажется — сразу увольнять. Других-то проблем в образовании нет. Только подарки победить осталось. Правда на март 2025 года уже 600 000 учителей не хватало, но Авдеенко просто не в курсе», — прокомментировал ситуацию в своем ТГ-канале общественный деятель Сергей Колясников.
Может депутатам стоило бы заняться более насущными вопросами. Например, почему у нас школьные учителя (за небольшим исключением) даже при максимальной нагрузке зарабатывают намного меньше курьеров. Или почему более 40% выпускников педвузов и колледжей не идут работать в школу, а среди тех, кто все-таки идет, почти треть увольняется в первые три года.
— Дело вовсе не в подарках, — уверен первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Смолин.
— Если родители, например, на выпускной подарят учителю букет за пять тысяч рублей, ничего проблемного я в этом не вижу. Сейчас это действительно совсем не те деньги, что были, когда устанавливалось ограничение в три тысячи. Но и от пересмотра данной нормы ничего не изменится. Потому что главная проблема совершенно в другом.
Позволю себе только пару примеров. Так, согласно данным Высшей школы экономики (ВШЭ), 40% учителей вынуждены экономить на всем кроме еды. При этом они работают не на одну ставку.
Например, в городе Омске, который я представляю, средняя нагрузка учителя 2,1 ставки. И они получают значительно меньше, чем средняя заработная плата по региону. Вот где нужно искать проблему.
Поэтому можно, конечно, заниматься, что называется, «комарами». Но от этого реальные болезни в системе образования не исчезнут.
По оценкам Центра непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), если бы школьные преподаватели работали с нормальной нагрузкой, то не хватало бы 250 тысяч учителей. Вот чем, на мой взгляд, должны заниматься депутаты.
Кстати, в Госдуме находится подготовленный мною и внесенный группой депутатов фракции КПРФ законопроект «Об образовании для всех, в течение всей жизни», который требует, чтобы учитель получал все, что ему положено по указу президента № 597. То есть его зарплата должна быть не ниже средней по региону. Мы же еще добавляем — и по Российской Федерации в целом, чтобы уменьшить неравенство при работе на одну ставку, а не на две, как сейчас сплошь и рядом.
Фальшивые «герои России» и «ветераны СВО» стремительно размножаются
Кирилл Кабанов: Я думаю, что такая деятельность должна быть приравнена к статье за дискредитацию армии
«СП»: Что препятствует его принятию?
— Естественно, все это требует серьезных затрат государства, и мы понимаем, что ситуация в стране с бюджетом сложная. Но хочу напомнить, что в период Великой Отечественной войны после Курской битвы с фронта снимали мужчин-учителей. И направляли их в школы для того, чтобы дети могли получить настоящее, в том числе мужское воспитание. Как говорят, «его пример другим наука».
Я не думаю, что тогда экономическое положение страны было лучше.
Поэтому вариантов у нас только два: либо мы значительно повышаем статус учителя, а значит качество образования. Либо мы не сможем реализовать стратегию экономического прорыва, который нам очень и очень нужен.
«СП»: Если не ошибаюсь, кажется, Отто фон Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя. Вы согласны?
— Да, это высказывание принадлежит Бисмарку. Но я хотел бы привести другую формулу, она принадлежит советскому, российскому писателю Борису Васильеву. А он говорил, что перед Великой войной было сформировано поколение, о которое «разбилась крупповская сталь» — т.е. самое лучшее на тот момент времени. Вот для того, чтобы воспитать такое поколение, нужно обеспечить достойный статус учителя.
Председатель профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания Дмитрий Казаков, в свою очередь, отметил, что учителя работают вовсе не ради подарков:
— Считать обратное — это большая глупость и неуважение к труду учителя. В школе масса других проблем, которые необходимо решать.
В первую очередь надо что-то делать с зарплатами, которые в абсолютном большинстве регионов очень низкие. Причем в ряде регионов ставка учителя даже ниже, чем МРОТ. Это о чем-то говорит, наверное.
Но и конечно же условия труда, которые становятся просто невыносимыми из-за бесконечных проверок, бюрократической нагрузки, а также огромного объема воспитательной работы, которая легла на плечи преподавателя.
При этом выделять в отдельную ставку обязанности классного руководителя не хотят. Прибавьте сюда бесконечные курсы повышения квалификации, подтверждение категорий и постоянное изменение содержания учебных программ.
У учителя на себя самого просто не остается времени. Он постоянно что-то кому-то должен доказывать.
То есть, тяжелые условия труда и низкая заработная плата — вот две главные проблемы, которые нужно решать в первую очередь. Тогда, возможно, и кадровая проблема отступит и престиж профессии повысится.