«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский

Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил ввести административную ответственность за оскорбление учителей в школах. По словам парламентария, нынешнее законодательство предусматривает ответственность за оскорбление представителя власти, но не учителей, что является несправедливым.
«Наша партия предлагает ввести административную ответственность за оскорбление педагогов. Главная цель — не наказать виновных, а предотвратить возникновение конфликтной ситуации» — сообщил Миронов.
Важнейшая задача
Глава думской фракции отметил: «Раздухарившиеся подростки нередко специально выводят педагогов на конфликт, снимают отдельные моменты на видео и выкладывают в сеть, чтобы представить учителя виноватым». И такая ситуация вызывает отток учителей из школ.
Насилие в школах — Минпросвещения отделалось инструкцией, но этого мало
Карта психологического «минного поля»: школы получили план по улаживанию конфликтов, но хватит ли его для оздоровления?
«Люди выполняют важнейшую государственную задачу, но не чувствуют никакой защиты со стороны государства» — заявил парламентарий.
Инструкция для учителей
Недавно педагогам Минпросвещения разослало инструкцию по действиям в конфликтах с учащимися. Там, как ранее писала «Свободная Пресса», «объясняется, как нужно бороться со сплетнями, интригами и лицемерием в коллективе».
Сам документ утвердили на заседании Совета Минпросвещения России по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников, прошедшем в столице 11 декабря.
Беседуем с экспертом
О том, куда и почему пропало уважение к учителю, как его вернуть и помогут ли штрафы, «Свободной Прессе», рассказал историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров.
«СП»: Куда и почему исчезло уважение к учителям?
— Уважение исчезло вместе с педагогикой, которая постепенно оставила школу, вытеснена бюрократизмом, коммерцией, рейтингами
Также ушло уважение вместе с целой когортой педагогов, которые работали десятки лет, которых знали по традиции родители учеников, которых эти учителя обучали.
Из дополнительных причин исчезновения уважения можно назвать засилье гаджетов. В связи с общим ухудшением нравственного климата в нашем обществе уходит уважение не только к учителям, но и к прошлому, к родителям, к истории, друзьям. Сами учителя виновны отчасти в том, что к ним пропало уважение.
«СП»: Почему педагоги в этом виноваты?
— Отчасти потому, что они приспосабливаются к новым условиям отсутствия неуважения и получают его как «приложение», ведут себя неподобающим образом, вовлекаясь в затеи учеников на их уровне.
Я не имею ввиду спесивую оторванность у педагогов, но им приходится использовать слова, которые не нравятся.
Когда педагог мало компетентен, мало эрудирован, стремится прежде всего к материальным целям — или использует лексику, почти такую же, как ученики, стараясь соответствовать времени и запросу, а получается, что не соответствует запросу педагогики.
Сам педагогический корпус изменился — это одна из причин. Слишком долгое время государство не уделяло внимания фигуре учителя, отражению его образа в кино, литературе.
«СП»: Как можно вернуть уважение?
— Очень трудно вернуть то, что терялось на протяжении многих лет и терялось по разным причинам, которые я обозначил ранее. Нужно восстановить базовую площадку уважения, запустить движение в обратную сторону.
Это громадная работа всех субъектов общества. Должна быть проведена масштабная реформа школ, и не по инструкциям Минпроса. Реформа, например, если бы приняли закон коллеги Миронова, депутата Олега Смолина — образование для всех.
Далее — социальный статус педагога и его образ в культуре, статус социально-экономический был бы обеспечен со стороны государства: достойная зарплата, жилье, отдых в санаториях, охрана репутации, жизни и здоровья.
И нужен особый педагогический кодекс — не «правила поведения педагога», то есть то, что он должен делать.
А как государство и общество намерено его защищать, и не из тезисов этот кодекс должен состоять, а из положений таких, например — совершено оскорбление или нападение на педагога, и ребенок ставится на учет в спецкомиссию.
Второй шаг — этот ребенок отправляется в спецшколу или класс по макаренковскому типу. Не в какое-то учреждение для прессинга и унижения, а туда, где ребенка «отшлифуют» опытные сотрудники, без жестокости, а через труд и учебу.
Далее — минимизация бюрократии, коммерческого элемента в школах. И отрыв педагогов от рейтинга, который ныне всем заправляет.
Деноминация: Когда россиянам ждать удаление лишних нулей с купюр
Брать пример с Ирана нам нет смысла, по персам санкции прошлись куда жестче
«СП»: Раз уж мы заговорили о рейтингах, имеет ли тут место быть ЕГЭ?
— Да, нужна отмена ЕГЭ, об этом я все время говорю, поскольку от этого ресурса много вредных нитей протянуто, в том числе и к образу учителя, который стал «механиком» по подготовке ребенка, к обстановке в школах. Все эти шаги должны соединяться, не инструкциями и методичками, которых у нас накопилось изрядно. Изнуренность учителей налицо, еще 2−3 года — и педагогика совсем «расползется».
«СП»: Помогут ли штрафы в этой ситуации?
— Такого рода меры не помогут. Не действуют такие механизмы. Как Миронов хочет активизировать применение? К кому он обращается, если продолжает господствовать тезис у администраторов — «не выноси сор из избы».
Сами администраторы не будут обращаться, ибо они связаны с рейтингом. Некому меры применять, даже если и будут те, кто готов применять, они не станут акценты ставить, ибо тезис «разберемся сами» во главе угла стоит. А то, что мы узнаем о скандалах — эти случаи учащаются, ибо систему прорывает. Менять нужно систему, а не какой-то узел.
«СП»: То есть штрафы не будут эффективными?
— Даже если штрафы будут наложены — появится мстительность, сам нравственный портрет человека не переменится. Это не штраф в режиме ПДД.
Для ученика штраф может быть поводом для дальнейших оскорблений учителей и ненависти к школе либо для затаивания и «выращивания» ненависти, чтобы прийти с ножом или пистолетом в школу. Кого-то, возможно, штраф пригасит, но не само явление.