«Производительности труда во всей экономике России не растет...»
Валентин Катасонов

Для улучшения демографической ситуации в стране российской власти стоит изучить опыт антиалкогольной кампании в Советском Союзе середины 1980-х, чтобы использовать положительные стороны, такое мнение высказал председатель комиссии Общественной палаты РФ (ОП) по демографии и семейным ценностям Сергей Рыбальченко.
«Мы не должны повторить негативный опыт, а позитивный — должны повторять. Потому что в конечном счете ограничение продажи алкоголя привело к росту рождаемости и снижению смертности мужчин трудоспособного возраста. Это были выдающиеся демографические результаты», — заявил Рыбальченко.
При этом нельзя отрицать, что тогдашняя борьба за трезвость имела и побочные негативные эффекты:
«Проблема, связанная с определенной смертностью от употребления суррогатов, действительно была. Еще была проблема, связанная с бездумной вырубкой виноградников. Но в целом кампания была необходима, потому что на тот момент алкоголь стал таким распространенным явлением, без которого не обходился ни один вечер даже в рабочих коллективах».
Странное дело: Александр Бастрыкин усомнился в приговоре, который вынесли в Самаре мигрантам
СК и прокуратура Самары выступают против судьи Керосировой, а та просит у них же защиту
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов называет оценки антиалкогольной кампании 1980-х, данные главой комиссии ОП, абсолютно произвольными.
— Мы же помним, что помимо антиалкогольной кампании в стране началась перестройка, которая на первом этапе воспринималась действительно как обновление жизни в стране.
Кроме того, в этот период как раз приблизился очередной «бугор» в графике, то есть подъем рождаемости, не зависящий от каких-либо мероприятий. Если нашу демографию рассматривать идущей по синусоиде, то сначала шел всплеск рождаемости, «бугор», потом «яма», вызванная различными причинами, прежде всего Великой Отечественной войной — это называли эхом войны. В общем, «яма», затем опять повышение, «бугор».
«СП»: Но значения «бугров» и «ям» в абсолютных цифрах все равно менялись.
— К сожалению, эта синусоида является затухающей — «яма» всё беспощаднее, а «бугор» всё меньше. Но как раз на тот момент, на конец 1980-х пришелся очередной «бугор» рождаемости, который принёс позитивные результаты.
А потом все совпало с так называемыми «реформами» Гайдара: дальше всё равно был бы спад. Другое дело, что эти геноцидальные реформы сделали его в два раза сильнее, чем он должен был быть. Поэтому нет никаких особых доказательств того, что именно антиалкогольная кампания привела к подъему рождаемости.
«СП»: Но содержание антиалкогольной кампании не сводилось только к борьбе с пьянством.
— Советский Союз был абсолютно централизованным государством, где принимаемые меры так или иначе сопровождались массой других решений, влиявших на жизнь граждан. И непосредственно к алкоголю эти решения не сводились, даже в плане увеличения рождаемости. Поэтому приведенное утверждение весьма произвольное.
«СП»: Чем его можно объяснить?
— Оно связано с необходимостью что-то постоянно рассказывать постоянно. Ведь у нас официальные лица, в том числе в Общественной палате, все время занимаются симуляцией демографической политики.
Им надо непрерывно что-то вбрасывать в информационное пространство, рассказывать о своих идеях в этом плане, но по факту мы видим падение суммарного коэффициента рождаемости, то есть числа детей на семью. И видим провалы всей демографической политики.
«СП»: Почему так? Деньги же немалые выделяются на нее.
— Если взять нацпроект «Демография», решение запуске которого было принято в 2018 году, то он предусматривал, что суммарный коэффициент рождаемости в 2024 году будет 1,7, а по факту оказался 1,4. Поскольку сейчас во всем мире борются за десятые доли этого суммарного коэффициента, за его сохранение и повышение, то произошедшее падение на три пункта — это явный провал. И после этого никто ничего не сказал, никого не уволили, никто провала словно не заметил.
Поэтому слова видного члена ОП — это абсолютно идеологически симулятивное высказывание, которое нужно для имитации демографической политики. Кстати, до этого Рыбальченко тоже много чего говорил: например, он всё время приводил в пример якобы имеющий место феномен Сахалинской области, где, по его словам, имел место чудесный рост рождаемости.
«СП»: Это не так?
— Сейчас ситуация в Сахалинской области одна из худших по стране в этом плане. Она не была связана с каким-то особым ростом рождаемости, кроме «бугра», который был в середине десятых годов. Он был по всей стране. Поэтому верить таким высказываниям, на мой взгляд, просто не стоит.
Другое дело, что, конечно, нужно максимально ограничивать потребление алкоголя, но в разумных пределах, без всякого экстремизма в этом отношении, без каких-либо ломающих всю жизнь решений.
«СП»: Да, многие помнят рвение чиновников в кампании середины 1980-х…
— Никто сейчас не говорит, что нужно безудержно ограничивать торговлю алкоголем. Но сами по себе причинно-следственные связи здесь на улучшение демографии не работают.
Самое страшное в этой симуляции демографической политики — никто толком не знает, что делать с низкой рождаемостью. Масса чиновников просто говорит, что так обстоит ситуация во всем мире и ничего с этим не сделаешь.
Туризм-2026: 600 тысяч рублей за 10 дней в отеле Сочи. Спасибо, не надо, купайтесь сами
Судя по прогнозам, в наступившем году россияне будут путешествовать меньше как по своей стране, так и за границу
С другой стороны, никто не хочет разбираться в проблеме и заниматься ее решением, куда выгоднее постоянно вбрасывать какие-то фантазии. А они зависят от того, кто на что учился, кто как образован — кто-то поглубже, кто-то попримитивнее и так далее. К сожалению, это связано с общей ситуацией в стране, где основной продукт производства — это производство фиктивно демонстративного продукта (ФДП).
Этот термин появился в поздний советский период, его относили к деятельности ряда управления государственного и массы компаний, фирм, бюджетных организаций, которые, как отмечали, производят только ФДП. Эта традиция развивается по нарастающей, с таким подходом мы, конечно, не спасем страну от вымирания, которое идет с 1964 года.
«СП»: Но ведь чиновники, депутаты, сенаторы, представители той же Общественной палаты, регулярно высказывают озабоченность демографической ситуацией. Значит, понимают хотя бы наличие проблемы.
— Конечно, производство ФДП критически необходимо именно в ситуации бесплодности работы с одной стороны, а с другой — направленности всей госмашины совершенно другое. А задача госмашины — обслуживание олигархии, чтобы все продолжалось, как оно идет последние 40 лет.
Все эти высказывания либо прямо поддерживают сложившийся порядок вещей, либо являются туманом, демонстрируют якобы наличие каких-то решений и проявление озабоченности. Хотя на самом деле дают повод ничего не делать.
Ситуация, повторю, страшная, потому что идет вымирание страны. К концу столетия нас останется, если ничего не менять и продолжать производить ФДП, 70 миллионов человек. Однако в рамках действующей модели, с этими политическими элитами, ничего иного ожидать не приходится.