Биологическая культура исчезла
Недавно в Москве состоялся «круглый стол», посвященный здоровью школьников. Помимо наркотиков и курения, много внимания было уделено плохому питанию детей, в том числе, в школах. Особо впечатляют данные медиков, в частности, руководителя лаборатории Института питания Андрея Васильева. У многих наших детей, по оценкам экспертов, угрожающими темпами прогрессируют желудочные и нервные заболевания, анемия, близорукость, ожирение. В чем же дело?
При проверке российских школьников выяснилось, что каждый десятый недоедает белков, обыкновенного мяса. По этой причине детей подводит память, они больше устают, и на ударную учебу их уже не хватает. В этой связи медики обратили внимание на школьные обеды, которые из-за инфляции все хуже по количеству и качеству. В них мало или нет совсем таких важных продуктов, как рыба, овощи-фрукты, кисломолочные продукты, зато с избытком жиров. Обследование ряда первоклашек, к примеру, показало, что по истечении учебного года каждый четвертый из-за чересчур жирной еды получил проблемы с сердцем. С пищеварением дела тоже обстоят неважно, болезней все больше. У 30% школьников 14−15 лет обнаружены с этим серьезные неполадки. И какие. У трех российских детей из десяти находят язву желудка, утверждают эксперты. В 2009 году, например, на 100 тысяч детей было зафиксировано 15 тысяч с пишеварительными болячками.
Сравнивая с советским временем, специалисты указывают, что положение значительно ухудшилось. Тогда из-за неправильного питания из тысячи обследованных школьников болячки находили у 82 детей. Теперь на тысячу только проверенных детей приходится 632 нездоровых ребенка школьного возраста. Но это лишь вершина айсберга. Понятно, что далеко не все наши дети попадают в поле зрения медицины, ведь их 20 миллионов, а обращаются, по понятным причинам, не все.
Однако власть не согласна со специалистами, так по словам Аркадия Дворковича, входящего в рабочую группу администрации президента и Минобрнауки по совершенствованию организации школьного питания — стоимость питания школьников в Москве слишком завышена.
«Общая стоимость школьных завтраков и обедов Москве составляет более 120 рублей. Это самая высокая стоимость в стране, несмотря на то, что в Москве самый привлекательный рынок — здесь более 700 тысяч школьников… Это завышенная цена. Для сравнения, в Тамбове родители платят за питание школьников 40−50 рублей, в большинстве других городов — 50−60 рублей», — сказал Дворкович в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Несмотря на уверенность власти, что 120 рублей на школьный обед это слишком много, ректор Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии Владимир Леванович, называет ситуацию с детским здоровьем в городе на Неве катастрофой: «Несколько лет назад в Санкт-Петербурге пытались внедрить программу „Стакан молока“. Эксперимент прошёл в нескольких школах Приморского района и был очень популярен у школьников. Однако затраты оказались слишком большими, и проект пришлось прекратить. Но почему никто не считает, сколько денег придётся израсходовать затем на лечение детей, которые в свое время этот стакан молока не выпили? Государство должно понимать, что профилактика всегда обходится дешевле лечения».
Поддерживает коллегу в его озабоченности и руководитель лаборатории обмена веществ и энергии Института питания РАМН профессор, доктор медицинских наук Андрей Васильев говорит, что за время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4−5 раз: «Высокие интеллектуальные нагрузки увеличивают потребность в витаминах и микроэлементах. Их дефицит приводит к нарушениям роста и развития, снижению памяти и внимания, повышает риск простудных заболеваний».
«Всё созревает, в том числе и болезни»
Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин говорит, что для исправления ситуации со стремительным ухудшением здоровья юных россиян необходимы серьёзные научные исследования, на которые государство не выделяет деньги.
«СП»: — Почему оно этого не делает?
— А вы можете назвать какие-либо направления, жизненно важные для населения, на которые власть выделяет средства?
Сегодня относительно здоровья детей и подростков имеются лишь данные, полученные в 2004 году в ходе всероссийского мониторинга, проведенного Министерством образования. Результаты очень поверхностные, поскольку глубокого исследования не проводилось. Одним из разделов мониторинга было исследование положения с питанием детей. Оказалось, что 15 процентов из них находятся в зоне риска.
Что касается нервных заболеваний и болезней органов пищеварения, то нужно понимать, что все детские болезни — следствия качества диагностики.
Очень серьёзная проблема — глазные заболевания у юных россиян. Одной из причин является влияние компьютеров, но это далеко не главная причина. По данным наших исследований, правда, семилетней давности, дети не особенно много времени проводят за компьютерами, в среднем около одного часа в день. Возможно, за этот период произошли изменения, но я думаю, что дети стали проводить возле мониторов не более полутора часов. К тому же, нынешние жидкокристаллические мониторы относительно безвредны. В большей степени на ухудшение зрения детей и подростков влияют другие факторы. Для их выявления требуются исследования.
В европейских странах и США по этим поводам проводятся специальные исследования для установления причин возникновения заболеваний у детей. Это дорогостоящие мероприятия. В нашей стране денег на них не выделяют. Предоставить средства может государство или какие-либо фонды, заинтересованные в сохранении здоровья жителей России.
«СП»: — Может ли помочь диспансеризация в выявлении болезней у детей?
— Она поможет в том случае, когда будет достоверной. В результате упомянутого мной мониторинга, мы сравнили информацию о болезнях детей, изложенную в медицинских картах, хранящихся в школах и информацию, полученную в результате анкетирования родителей. Катастрофически не сходятся данные! Родители не знают о том, что написано в картах, а врачи не знают о том, о чём знают родители!
В европейских странах диспансеризацию не проводят, там страховая медицина (а в России какая?), врачи имеют о здоровье граждан полную, достоверную информацию. Там значительно более совершенная диагностическая техника, там данные о людях хранятся в электронном виде. Больной человек может прийти к любому врачу и тот сразу узнает о нём всё, что нужно.
«СП»: — Повальное заболевание российских детей нервными и желудочными болезнями связано с качеством жизни?
— Имеются два фактора. Первый: дети взрослеют, у них меняется гормональная ситуация, что может привести к проявлению патологических состояний, которые были у них изначально. Всё созревает, в том числе и болезни.
Второй: питание. Дети, не желающие употреблять «школьную» пищу из-за плохого качества, не едят практически целый день. Это отрицательно сказывается на состоянии желудка и кишечника.
Нервными болезнями детей «заражают» взрослые. Нервные родители постоянно дёргают отпрысков и те тоже становятся неуравновешенными. Связано это с тем, что уровень напряжённости в стране очень высок.
Повторю: для того чтобы наметить стратегию исправления этой ужасной ситуации нужно досконально разобраться в её причинах. А для этого требуются деньги и заинтересованность представителей власти в решении проблем. Сегодня заинтересованность власти в этом не видна!
Получается, об истинном состоянии здоровья наших детей, между прочим, седьмой части населения, государству вообще толком неизвестно. В масштабах страны их даже давно не проверяли, где уж тут говорить о принятии других необходимых мер: улучшении питания, профилактике, лечении. Хотелось бы, конечно, верить, что родная власть, наконец, займется здоровьем детей не только на бумаге, ведь они, как ни крути, наше будущее. Вот только что-то терзают смутные сомнения. Государство ведь у нас бедное. У него есть деньги всего лишь на проведение Олимпиад, предвыборных кампаний и много еще чего. А дети пусть едят пельмени и еще спасибо скажут…
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ