«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
Доклад о расследовании уголовного дела по поводу инцидента в Петербурге на улице Космонавтов, где застрял лифт с матерью и маленькой дочкой, после чего им пришлось обратиться в больницу, затребовал глава СК Александр Бастрыкин. Теперь виновным в негодной эксплуатации подъёмника не избежать ответственности. А в других случаях?
В Севастополе дело о похожем инциденте — падении лифта в многоэтажке по Лабораторному шоссе, которое закончилось травмами позвоночника пассажиров, уже направлено в суд. Гендиректор обслуживающей компании ответит по статье УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».
При падении кабины лифта в многоэтажке на улице Ярцевская в Москве попадания в больницу удалось избежать — спасатели извлекли людей со дна шахты. А вот в Питере жилец чуть не погиб, ударившись головой о потолок кабины, вдруг резко взлетевшей на 17-й этаж. В Уфе подростки и вовсе чуть не сварились в кипятке из-за пробитой лифтом трубы.
«Бастрыкин куда-то пропал, прокурор замолчал»: 100 тысяч рублей за квартплату становятся в России обычным делом
Публикации в федеральных СМИ не повлияли на тарифы ЖКХ в Красноярском крае. Во всей стране похожая картина
О всё новых таких инцидентах становится известно почти каждый день. Хотя статистически лифты — самый безопасный вид транспорта из всех существующих. Они в 20 раз безопаснее эскалаторов и в тысячи раз — автомобилей. В США за 18−20 млрд поездок на лифтах в год погибает в среднем 20−30 человек (как правило монтажники, а не пассажиры).
Главный страх жильцов — падение кабины лифта, технически невозможно, если механизм исправен. Специальные клиновые затворы — они же ловители, остановят коробку с людьми в случае обрыва троса или превышения допустимой скорости. Если кабина рухнула на дно шахты, значит кто-то где-то конкретно не доглядел. У каждой аварии есть имя и фамилия.
Именно изобретение в 1854 году американцем Элишей Отисом ловителя открыло дорогу для широкого использования лифтов, а значит и массового строительства небоскрёбов. Вздымающийся в небо Манхеттен, башня Бурдж-Халифа в Дубае и футуристический квартал «Москва-Сити» — все они обязаны своим существованием мистеру Отису.
Но большинство россиян не очень-то волнует судьба топовых сияющих зданий, где обитают состоятельные граждане и корпорации с гигантскими бюджетами, позволяющими поддерживать свои подъёмники в порядке. Им надо, чтобы лифты исправно работали в 9−12−14−17-этажках, где живёт большинство. И в новых «человейниках» большей этажности.
А с этим проблем всё больше. Лифтовое хозяйство, как и вся остальная инфраструктура ЖКХ, все постсоветские годы воспринималась захватившие страну новыми собственниками как дойная корова, из которой нужно извлекать выгоду. И при этом можно особо не тратиться на поддержание её в рабочем состоянии. И так сойдёт!
Оборотной стороной выкачивания прибыли из страны стали растущие как на дрожжах капиталы вписавшихся в рынок персонажей. Поэтому на яхтах отечественных миллиардеров из списка «Форбс» их драгоценные тела перемещаются из трюма на палубу в «хрустальных» подъёмниках, как, например, у главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова.
Закономерно, что надежда на «авось» со временем привела к крайнему износу лифтов, а системные меры, необходимые для их массового ремонта или замены запоздали почти необратимо. В результате исчерпанные сроки эксплуатации подъёмников пришлось продлить волевым решением чиновников сразу на пять лет — с 2025 до 2030 года.
Вот только идти против законов физики, исходя из которых рассчитаны технические параметры механизмов, себе дороже.
Отсюда и регулярные поломки. А тут ещё пошли слухи, что крайний срок — 2030 год, со временем вновь может быть продлён. До 2035-го? Профильному замминистра даже пришлось хмурить брови по этому поводу.
Положа руку на сердце, это наиболее вероятный вариант. Глядя, как обещанная к 2030 году тысяча отечественных гражданских самолётов со временем меняется в сторону уменьшения (отрицательный рост), а затем ещё и сдвигаются сроки, и подобный процесс наблюдается в других отраслях промышленности, в успешной замене лифтового хозяйства есть сомнения.
К тому же эти воздушные замки строятся на фоне резкого ухудшения экономической ситуации в целом. Целые отрасли, сектора бизнеса заявляют о падении показателей, в бюджете дыра, ради покрытия которой приходится задирать налоги, что блокирует развитие индустрии. В этой ситуации лифты — последнее, о чем стоит беспокоится. Обойдёмся.
Скоростные кабины, с невероятной скоростью взмывающие в небо (мировой рекорд — 72 км/ч принадлежит небоскрёбу Гуанчжоу-Чжоу Фу в Китае), с прозрачным полом, чтобы пощекотать нервы пассажиров, как в лондонском Сити, с зеркалами — чтобы не боялись, на магнитной подушке — без тросов, есть и такие, вся эта роскошь теперь не для нашей страны.
Объективно оценивая тенденции, стоит готовится к регрессу. Возможно, лифты переведут в разряд платных услуг, как это было в годы крайней постсоветской разрухи в некоторых республиках. Так, в Грузии, на лифты вешали амбарные замки и для подъёма надо было заплатить лифтёру столько-то лари. В России тогда смеялись над подобным, но теперь…
Общее количество работающих лифтов, при отсутствии их ремонта и замены, будет постоянно снижаться. Во всё большем числе домов подняться на свой этаж можно будет только по лестнице. Вот только обязательно ли надо об этом горевать? Раз уж шансы на преодоление технической отсталости признаются мизерными, может стоит увидеть пользу?
Регулярные подъёмы и спуски по лестнице — это же бесплатный фитнес! Движения укрепляют мышцы, тренируют кардиосистему, стимулируют кровообращение мозга (говорят, ноги — это второе сердце), поддерживают в тонусе вестибулярный аппарат, что благотворно сказывается на здоровье каждого. Не взяли на Олимпиаду? Ударим по спорту физкультурой!
Больше здоровья — меньше болезней, реже придётся обращаться к врачам, нагрузка на которых в результате «оптимизации» здравоохранения и так огромная.
Сергей Левченко, КПРФ: За рост тарифов по ЖКХ с губернаторов спрашивать надо. Пошли на поводу компаний
Когда отрасль работает эффективно, тогда и суммы в платежках не превращаются для людей в кошмар
К тому же каждый подъём или спуск — это ещё и микротренировка воли. Шагающие регулярно вверх-вниз россияне из нынешних часто ленивых рохлей превратятся в этаких сверхчеловеков.
Отсутствие заторов в часы пик у лифтов на этажах и вестибюлях сэкономит время. Жильцы, ежедневно по нескольку раз пробирающиеся вдоль перил, встречая соседей, станут со временем узнавать их в лицо, здороваться, раскланиваться, звать в гости, что возродит давно утерянное социальное общение, создаст климат товарищества, сроднит людей.
Ввиду отсутствия лифтов исчезнет специфическая преступность, когда неадекваты пользуются замкнутым пространством кабины для доминирования над жертвой. Толпы пьяных подростков, наркоманов, любящих зависать на глухих и тёмных лестницах домов, вынужденно исчезнут — пойдут искать укромные места подальше от людских глаз.
Специалисты МЧС знают, что люди, регулярно пользующиеся лестницей вместо лифта гораздо более адекватно и уверенно ведут себя в чрезвычайных ситуациях — при пожаре, урагане, атаке беспилотника, ракетной угрозе — поскольку как бы тренируются каждый день передвигаться самостоятельно, не надеясь на технику. Случится что — спасут себя и других.
Не исключено, появления такого явления как «домовой урбанизм», когда архитекторы, зная, что жильцы будут ходить пешком, станут проектировать просторные и светлые лестничные марши, интегрировать в единую с ними систему холлы, превращая их в общественные пространства, и даже крыши, свободные наконец от громоздких лифтовых механизмов.
Смещение привычек неизбежно приведёт к мысли о смене всей парадигмы жилой застройки. Богопротивные многоэтажные «человейники», облепившие Москву и другие крупные города, в отсутствие лифтов станут малоупотребимы для нормальной жизни. А значит новый импульс получит малоэтажная застройка, лояльная к пешеходам.
Такая застройка — рост вширь, а не вверх (уж чего-чего, а места, земли, в России навалом) даст жизненное пространство большим многодетным семьям. Скученность убивает рождаемость. А ведь именно демография сейчас главная забота в стране. «Нас должно быть больше и мы должны быть здоровы», — провозглашал как-то Владимир Путин.
Преимуществ перемещения вверх-вниз пешком так много, что чиновникам, пожалуй, нужно думать не о капремонте или замене лифтов, а об их тотальном запрете в интересах народа (тем более, запрет сейчас становится основным видом их активности). Или хотя бы поэтапном выводе подъёмников из оборота путём их естественной убыли.
Да, поначалу будет трудно. Придётся привыкать. Зато наградой станут бодрые, подтянутые, как греческие боги, россияне — дружные и счастливые. А олигархи, заплывшие жиром, пусть дряхлеют, тоскуют в одиночестве на своих яхтах, мучаясь от клаустрофобии, ныряя в трюм и поднимаясь на палубу в стеклянных коробках.