«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
Финская власть заподозрила россиян в том, что они вмешиваются в сделки с их недвижимостью. И это, считают финны, чрезвычайно опасно для национальной безопасности их страны. Как сообщил министр обороны Суоми Антти Хяккянен, его ведомство уже озаботилось изучением данной проблемы.
«Цель — усилить контроль на все операции с недвижимостью, совершённых в течение последних 20 лет», — заявил он. Подчеркнув, что такая мера могла бы распространиться на все типы недвижимости страны, потому, что — цитата — «слишком наивно относились мы все эти годы к контролю за недвижимостью».
Согласно закону, вступившему у наших соседей в силу прошлым летом, покупать какое-либо недвижимое имущество запрещено гражданами стран, не входящих в ЕС и Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ). На практике — исключительно россиянам и белорусам.
Участники СВО под прицелом: Начался суд над «бандой потрошителей» из Шереметьево
Что должен сделать боец, попавший в сферу внимания мошенников? Для начала — просто в нее не попадать
Чуть раньше, в апреле 2025-го, местный парламент одобрил закон, дающий право Минобороны Финляндии блокировать сделки с недвижимостью нашим гражданам, которые не являются резидентами. Тогда же вояка Хяккянен говорил, что на территории его страны находится около 3,5 тыс. объектов, принадлежащих россиянам.
Суровый запрет не отбил, однако, желания у граждан РФ вложиться в недвижимость у беспокойных соседей. Торговля благополучно продолжается. К концу 2025-го россиянами там было совершено более 30 подобных сделок. Из них местные власти не одобрили только восемь. При этом вид на жительство в Суоми, с которым приобретай там что угодно и живи, сколько хочешь, имелся только у одного покупателя.
Да что прошлый год! Уже в наступившем финскими сотрудниками минобороны выданы 24 разрешения. Причём в двух случаях одобрение ведомства вообще не потребовалось. К слову, заключаются сделки по всей стране от столичного её региона Уусимаа до холодной красавицы Лапландии.
Четыре сделки в январе что называется, не прошли. Не повезло 41-летнему нашему соотечественнику, который хотел приобрести четыре объекта для жилого использования. В том числе один — через компанию, зарегистрированную в муниципалитете Вантаа провинции Уусимаа недалеко от побережья Финского залива.
Но, поскольку постоянного вида на жительство в Финляндии у него не было, ему в покупке отказали.
Как происходит лишение прав на свою законно купленную недвижимость, корреспонденту «СП» рассказала питерская соседка Тамара Дмитриевна. Ещё в начале «нулевых» она с мужем купила небольшой домик близ города Лаппеенранты, что на востоке Финляндии, в 25 км от границы с соседями.
Место красивое и тихое. Заселялись там на всё лето, а то и осень прихватывали, если она была теплой. Познакомились с соседями. С некоторыми даже успели подружиться.
— Те, с кем мы, казалось, подружились, первыми, когда началось СВО, бросили в нас камень, — говорит 76-летняя женщина. — Я имела несчастье, позвонить одной, другой соседке, хотела попросить их приглядеть за нашим домиком и садом около него. Одна в ответ стала кричать что-то злое, потом просто бросила трубку. Другая произнесла коряво: «уходи, русская…» С третьей повезло: взялась помочь нам.
Ещё предупредила, что на все русские домики, квартиры, магазины началась охота — их «прихватизируют» как официальные службы, так и местные жители.
«СП»: Виза действующая у вас была? Границу для россиян не сразу ведь закрыли.
— Была. Но сначала мы не рискнули съездить, зная ситуацию — вещи, в конце концов, не самое главное в жизни. Потом та сторона закрыла границу…
«СП»: Что сейчас с вашим «финско-дачным» жильём, знаете?
— Нет его уже. Национализировали…
Счет подобным историям идет на десятки тысяч. За минувшие десятилетия только из одного Петербурга не менее трети жителей прикупили в Суоми кто домик, кто квартиру, дачу, участок. Если перевести на язык цифр, финская сторона заработала на этом миллионы евро. Теперь примерно столько же, если не больше, на том, что конфискует у россиян.
«СП»: Может, так и было там задумано в Хельсинки?
— Тут другое. Финны любую покупку трактуют сейчас с точки зрения обороны. Скажем, если я покупаю, например, маленький домик где-то в глуши, где нет ни магазинов, ни дороги, ни соседей — это одна ситуация. А вот если с видом на заправку, что сразу вопрос — к чему бы это? Может, буду фотографировать?..
СП": Россияне стали покупать недвижимость в Финляндии в середине 1990-х…
— В те суровые у нас годы это были единичные случаи, так как людям банально на жизнь не хватало денег, какая там заграница. Пик пришелся на 2002−2007 годы. Приезжали наши соотечественники массами, из разных городов страны. Больше всего, конечно, из ближайших к северо-западной границе Петербурга, Карелии.
Запрет на произвол коммунальщиков: приметой новой весны могла бы стать заморозка тарифов, считают в КПРФ
Юрий Афонин: В октябре, сразу после выборов Госдумы, плата за ЖКХ взлетит — это повод задуматься, за кого голосовать
Приценивались, покупали, вкладывая немалые средства. Никто и подумать не мог, что финны, для которых мы столько сделали за 70 мирных лет, могут дойти до форменного бандитизма, отбирая у наших граждан их законную собственность.
«СП»: Запрет на сделки по недвижимости принят был, кажется, еще в 2022 году…
— Верно, с началом СВО. Поначалу это касалось только приграничной полосы. Теперь запрет ужесточен. Начались пересмотры всех вообще сделок, в том числе заключенных в прежние годы. Пошли, так сказать, вглубь своей территории.
«СП»: Похоже, совсем обнищали и решили поживиться на наших людях.
— Заработать на российской недвижимости в Суоми нереально — настолько это мало для их падающей в пропасть экономики. Не те деньги, что приносили им одни наши туристы! И те, кто покупал у них землю — буквально гектарами!
«СП»: Почему русской недвижимостью занимается у них сейчас минобороны? Не по профилю…
— Для их служб безопасности это как некое подтверждение того, что они не сидят, сложа руки, а работают, бдят.
«СП»: Чем бы не тешились…
— Именно!