«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов
В Красноярском крае разразился скандал вокруг принудительного использования мессенджера «МАХ» в системе здравоохранения региона. Политолог Алексей Аксютенко рассказал в своем телеграмм-канале, что врачам края даже спускают план: сколько должно быть сделано записей на прием к врачу через мессенджер «МАХ» в тех или иных медицинских учреждениях. Есть также план по количеству закрытых электронных больничных.
Итак, врачи Красноярского края должны установить «МАХ» по умолчанию и заставить пациентов это сделать. А если пациенты откажутся, то красноярцев, видимо, оставят без медицинской помощи?
Минздрав края уже отреагировал на упомянутый пост. В телеграмм-канале «Война с фейками» со ссылкой на Минздрав края появился ответ на претензии политолога. Говорится, что «речь идет о дополнительном канале связи для пациентов, которые хотят получить талончик ко врачу».
Если «Самолет» грохнется, то посыплется вся стройотрасль России
Прямая поддержка крупнейшего застройщика пока не планируется, но и кризис накануне выборов правительству ни к чему
Однако следующая фраза противоречит предыдущей: «MAX — это единственный мессенджер, синхронизированный с порталом «Госуслуги». Так все-таки это дополнительный канал — или единственный?
Корреспондент «Свободной Прессы» побеседовал о преимуществах и недостатках мессенджера «МАХ» с Алексеем Аксютенко.
«СП»: Я правильно понимаю, что это первая ласточка с мессенджером «МАХ» в Красноярском крае? Или ранее его еще кому-то навязывали?
— Сначала была история с родительскими чатами. Электронный дневник учеников края стал недоступен без подтверждения регистрации на «Госуслугах» через «МАХ». Если родитель хочет проверить успеваемость ребенка, то только с помощью этого мессенджера.
«СП»: Что, совсем нет других вариантов? Телеграмм или тот же ВК, например.
— Нет никакой альтернативы.
«СП»: Как отреагировали родители?
— Были возмущены и родители, и учителя. Педагогам ставилась фактически задача загонять родителей в «МАХ». Ситуация не изменилась по сей день. Практика навязывания мессенджера продолжается. Без него электронные дневники оказываются недоступны. И это неправильно, конечно.
Если создали сферу коммуникаций, на каком основании отказывают в возможности получать информацию? Это же общеобразовательная услуга — электронный дневник. Государство обязано это делать, информировать родителей о том, что происходит в школе. Ради этого изначально и создавали электронные дневники.
«СП»: Читаю Конституцию России, статью 34: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». А с этим мессенджером налицо монополизация получается…
— Об этом и речь. Кроме того, важно понимать, что мессенджер разработало некое ООО, частная компания. А вот «Госуслуги» — государственный портал, созданный на бюджетные средства.
Почему, спрашивается, я должен получать доступ к ресурсу, созданному на бюджетные средства, только через одно-единственное приложение, сделанное коммерческой организацией?
«СП»: Значит, требования Минздрава — это уже второй шаг по принудительному внедрению мессенджера «МАХ» в Красноярском крае?
— Это удивительно. Чтобы выполнить план по больничным, что должен делать врач? Каким образом он должен заставлять пациентов регистрироваться в «МАХ»? Минздрав дал разъяснения, что «МАХ» — единственный вариант подтверждения записи к врачу через «Госуслуги». Другого варианта нет.
А планы по записям к врачу нужны, чтобы Минздрав понимал: население информировано о том, что есть такая возможность через «МАХ». И в этих планах указаны конкретные цифры. Какая больница сколько пациентов должна проинформировать. Но это же не план информирования, это план продаж. В данном случае Минздрав Красноярского края превратился в отдел продаж «МАХ». Насколько это вообще законно? Соответствует ли это должностным инструкциям врачей? Медикам и без того есть чем заниматься.
«СП»: Этак и другие министерства и ведомства превратятся тоже в отделы продаж «МАХ»…
— Уже есть информация, что Минпромторг тоже начинает участвовать в этом процессе. Например, подтверждение возраста при покупке алкоголя возможно будет только через «МАХ». Людей начинают делить на хороших, у кого есть «МАХ», и плохих, у кого его нет.
Плохие становятся людьми второго сорта, лишенными важных госуслуг. Но это же теперь может отразиться еще и на предстоящем нам в этом году голосовании.
«СП»: Как именно?
— Часть людей традиционно голосует электронно. А те, у кого нет «МАХ», не смогут попасть на «Госуслуги». Значит, не смогут реализовать свое избирательное право. Это тоже нарушение Конституции.
Тем временем агентство Bloomberg выяснило, что за стремительным взлетом и агрессивным внедрением мессенджера «МАХ» могут стоять интересы одной из самых влиятельных династий в российском истеблишменте.
Пенсионная система: Пожилым хотят запретить пользоваться своими пенсионными накоплениями в течение пяти лет
Минфин снова для нищих стариков государевых денег пожалел?
Ключевым идеологом и «мотором» проекта называют Сергея Кириенко, первого заместителя главы администрации президента России. При этом за техническую реализацию и разработку платформы отвечает холдинг VK, руководитель которого — Владимир Кириенко, сын высокопоставленного чиновника: «Такая спайка административного ресурса и крупнейшей IT-площадки страны создает идеальные условия для монополизации рынка корпоративной и государственной связи».
Коли так, то в результате такой спайки бюрократические препоны преодолеваются мгновенно. Пока другие разработчики годами бьются за госконтракты, «МАХ» за считанные месяцы стал обязательным инструментом для Минздрава, образовательных структур и региональных администраций.
Расследователи обращают внимание на то, что «МАХ» позиционируется как «неубиваемая» альтернатива западным сервисам в условиях изоляции страны.
Но пока в руководстве страны обсуждают возможные международные сделки на триллионы долларов ради снятия санкций с России, внутри страны формируется закрытая экосистема, ключи к которой в руках узкого круга лиц.
Один родственник курирует внутреннюю политику России, другой — главный цифровой актив страны. Нормально ли это? И еще раз напомним, что «национальный мессенджер «МАХ» разработан не государством, а частной компанией.
Скандалы вокруг принудительного внедрения мессенджера «МАХ» уже возникали в Башкирии (тема с электронными дневниками). Не все хотят устанавливать данный мессенджер, а без него учителя отказываются присылать домашнее задание. То есть фактически торпедируется образовательный процесс.
С 1 сентября «МАХ» станет единственным официальным каналом коммуникации управляющих компаний и жителей многоквартирных домов в России.
Минтруд России в свою очередь разработал законопроект, который обяжет работодателей использовать мессенджер «MAX» для официального взаимодействия с сотрудниками.
«Свободная Пресса» направила запросы в Минздрав Красноярского края и антимонопольную службу.