Центр создан на базе УБОП ГУВД Ростовской области. К лицам, подлежащим госзащите, относятся все участники судопроизводства, которым грозит та или иная опасность: свидетели, адвокаты, потерпевшие, переводчики, прокуроры, следователи, судьи. Все они вправе обратиться к судье или прокурору с просьбой взять их под защиту. Если выясняется, что опасения человека реальны и его жизнь находится под угрозой, то суд поручает его опеку сотрудникам Центра.
Как сообщил корреспонденту «Свободной прессы» начальник Центра полковник милиции Николай Богданов, чаще всего гражданина, его семью и имущество берут под физическую защиту, поскольку это и проще, и дешевле.
«СП»: — Какие еще средства защиты есть в вашем арсенале?
— Смена документов (имени), мест жительства и работы…
«СП»: — А как же пластическая хирургия, смена внешности? Судя по американским фильмам, в Соединенных Штатах это довольно распространенный способ спасения ценных свидетелей.
— В нашей стране об этом пока рано говорить. Мы изучали опыт зарубежных коллег и должен сказать, что многое из того, что для них — обычное дело, нам явно не подходит в силу различных обстоятельств.
«СП»: — Вы помогаете только свидетелю или его родственникам тоже?
- Все зависит от конкретной ситуации, степени потенциальной опасности и от того, что решит суд.
«СП»: — Сколько людей сейчас находится под вашей опекой?
— Девять. Преимущественно люди, имеющие отношение к расследованию особо тяжких преступлений.
«СП»: — Им угрожали на словах или подвергали физическому насилию?
— Некоторые из них были избиты, поэтому и обратились с просьбой о защите.
«СП»: — При смене документов круг лиц, которые владеют информацией о подопечном Центра, заметно расширяется. Можете ли вы гарантировать конфиденциальность этой информации?
— Разумеется, все, кто контактирует с Центром в связи со своей профессиональной деятельностью, дают подписку о неразглашении тайны. В противном случае они могут понести уголовную ответственность.
«СП»: — А что делать, если человека запугивает сотрудник милиции?
— Подобными делами занимается служба собственной безопасности ГУВД Ростовской области.
«СП»: — Может ли ваш подопечный реально рассчитывать на то, что государство переселит его в другое место, чтобы спрятать от преступников? Ведь цены на недвижимость, даже с учетом падения, вызванного финансовым кризисом, довольно высокие.
— Проблем с финансированием нашей работы не предвидится. По крайней мере, в Министерстве внутренних дел России так говорят. Государство уделяет данному направлению большое внимание. Нынешняя преступность стала более изощренной, более мобильной, более наглой, у нее есть материальные средства большие. Есть все то, чего нет у наших защищаемых лиц. Для этого создан наш центр. Мы осуществляем защиту этих лиц, создаем им комфортные условия для того, чтобы они участвовали в судопроизводстве.
Нами уже подана заявка в МВД России о выделении денежных средств для приобретения нескольких многокомнатных квартир для переселения подзащитных, а также бронированного автомобиля и спецтехники. В ближайшее время ждем поступления этих денег.
«СП»: — Какова общая сумма, которая выделяется Центру на год?
— Я не могу назвать такую цифру. Мы финансируемся по заявочному принципу.
«СП»: — Не могли бы вы привести пример своей работы?
— Одной из первых под защиту была взята юная девушка, проходившая в качестве подозреваемой по факту сбыта героина в особо крупном размере. После того, как она стала давать признательные показания, один из подельников попытался ее убить. Пришлось защищать.
Или вот. Преступная группа похищала женщин на Украине, привозила в Ростов и принуждала к занятиям проституцией. Теперь мы обеспечиваем безопасность этих женщин, давших показания на своих бывших хозяев.
Еще один пример — очевидец двойного убийства в Аюте, которому угрожали реальной расправой.
Стоит уточнить, что есть и еще одно направление нашей деятельности — оперативная работа по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с угрозой участникам уголовного процесса. Нами собраны материалы по нескольким подозреваемым, некоторые дела переданы в суд.
«СП»: — А как поговорить с кем-то из ваших подзащитных?
— Совершенно исключено.
«СП»: — Сколько человек работает в Центре и что это за люди?
— Штат Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, сейчас состоит из 15 человек. Можно сказать, что он полностью укомплектован. В основном это сотрудники, которые отвечали за безопасность лиц, подлежащих государственной защите, в подразделении УБОП ГУВД Ростовской области. В нашем регионе прошло несколько громких процессов, следователи по которым были вынуждены жить в здании УБОП. Только тут, находясь бок о бок с бойцами отряда специального назначения, они чувствовали себя в безопасности.
Думаю, что, когда граждане узнают о существовании нашего Центра, то обращений за государственной защитой станет больше, и тогда штат придется расширять.
Из досье «СП»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 года № 1316 в Министерстве внутренних дел Российской Федерации образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Оно выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации деятельности по защите жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также сохранности их имущества, в соответствии с требованиями федеральных законов от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».